"Третейский суд МоАП"
(интервью с В.И. Колбасиным, председателем Палаты, заместителем
председателя Совета аудиторской палаты России, членом Совета
по аудиторской деятельности при Минфине России (председателем
Комиссии по работе с профессиональными аудиторскими объединениями),
членом экспертно-консультативного совета
Счетной палаты Российской Федерации)
Владимир Иванович, какова цель создания Палатой Третейского суда?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к Федеральному закону от 24.07.02 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Указанный Закон установил, что в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Следовательно, субъекты аудиторской деятельности получают возможность выбора - обратиться в арбитражный суд либо в Третейский суд МоАП, который вполне осведомлен о проблемах в аудите. Он в состоянии обеспечить независимое рассмотрение споров весьма компетентными судьями - высококвалифицированными юристами, имеющими не только богатый практический опыт, но и ученые степени. Не составляет также особого труда привлечь к участию в третейском разбирательстве экспертов и специалистов, владеющих всеми тонкостями механизма аудиторской проверки и способных дать всеобъемлющее заключение. То, на что арбитражному суду придется затратить массу времени, Третейский суд Палаты в состоянии решить в течение нескольких дней.
В какой форме стороны должны договориться о том, что они в случае возникших между ними разногласий будут обращаться в Третейский суд МоАП?
Формы могут быть различны. Например, заключая договор на оказание аудиторских услуг, аудиторская организация, индивидуальный аудитор и аудируемое лицо могут непосредственно в договор включить условие, предусматривающее рассмотрение споров в Третейском суде МоАП. Если такого условия не окажется в договоре, то партнеры могут обменяться письмами, сообщениями по телеграфу, факсу, телетайпу, электронной или иной связи, из которых будет усматриваться их явное намерение использовать третейское разбирательство в нашем суде.
Каковы преимущества третейского разбирательства по сравнению со всем известными арбитражными судами?
Эти преимущества довольно важны для спорящих партнеров. Это и срок рассмотрения спора, и способы несения сторонами расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде. Напомню, что в аудите результаты проверки чаще всего связаны с составлением баланса и бухгалтерской отчетности, которые должны представляться в уполномоченные органы в строго установленные законом сроки. Рассмотрение споров в арбитражных судах достаточно длительно, главным образом потому, что Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) установил определенные процессуальные сроки, которые арбитражные суды должны соблюдать. Например, согласно ст.134 АПК РФ судья вправе лишь подготовку дела к судебному разбирательству производить два месяца. А когда судебное разбирательство судьей назначено, суду предоставляется еще месяц для самого процесса рассмотрения дела и принятия по нему решения. Но принятое решение вступит в законную силу только по истечении еще одного месяца, если на него не подана апелляционная жалоба. В случае обжалования решения арбитражного суда срок вступления его в законную силу еще больше отдаляется. Если принять во внимание возможность и права судьи откладывать судебное разбирательство, приостанавливать производство по делу, то можно представить себе, насколько длинен путь к получению решения арбитражного суда. Эту проблему и призван решить Третейский суд МоАП, поскольку Закон N 102-ФЗ предоставил право самим третейским судам определять правила третейского разбирательства. Руководствуясь Законом, мы утвердили положение о Третейском суде МоАП и его регламент, в соответствии с которыми сроки рассмотрения споров не только во много раз короче, чем в арбитражном суде, но и должны учитывать пожелания обратившихся в суд сторон.
Каковы требования Третейского суда МоАП к сторонам в части оплаты работы суда по разрешению возникшего между ними спора?
Разумеется, деятельность любого третейского суда осуществляется на платной основе. Это основано на нормах Закона N 102-ФЗ, которым мы руководствовались при определении системы оплаты сборов, расходов и издержек нашего суда. Система эта достаточно гибкая. Кроме того, что размер сбора ниже размера государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в арбитражный суд, предусмотрены возможности снижения размера сбора при конкретной цене иска, частичный возврат сбора в оговоренных случаях. Нами также приняты во внимание и уже сложившиеся размеры сборов, расходов и издержек, взимаемых давно функционирующими постоянно действующими третейскими судами.
Не секрет, что в арбитражный суд обращаются для того, чтобы принудительно заставить своего недобросовестного партнера уплатить долг, выполнить обязательство и т.д. А если сторона, которую Третейский суд МоАП обязал что-то совершить в пользу другой стороны, не хочет исполнять это решение?
Дело в том, что и в отношении решения арбитражного суда можно проявить нежелание исполнять его. Для таких случаев АПК РФ предусмотрел процедуру принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов на основании исполнительного листа. Такой же принудительный порядок установлен этим Кодексом и для исполнения решений третейского суда. Исполнительный лист является основанием для совершения всех мер принудительного исполнения решения третейского суда, в том числе и с участием судебного пристава-исполнителя, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.97 г. N 119-ФЗ (в ред. от 10.01.03 г.) "Об исполнительном производстве". В этой связи каких-либо специфических трудностей для исполнения решения Третейского суда МоАП возникнуть не может.
В заключение хочу отметить, что Третейский суд МоАП обладает достаточными полномочиями и возможностями оказывать регулярную помощь в разрешении споров своим членам и субъектам, осуществляющим аудиторскую и иную предпринимательскую деятельность не только в Москве, но и в любом другом регионе России. Уже готовятся к обращению в наш суд аудиторские организации из других краев и областей, имеющие неурегулированные разногласия, возникшие в ходе проведения аудиторских проверок.
"Аудиторские ведомости", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а