г. Краснодар |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А32-46554/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от истца - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (ИНН 2348027076, ОГРН 1072348002253) - Назиной М.В. (доверенность от 30.07.2020), от ответчика - индивидуального предпринимателя Захурко Сергея Сергеевича (ИНН 233403494391, ОГРНИП 306233420500031) - Данилина М.Д. (доверенность от 28.01.2020), в отсутствие третьего лица - Азово-Черноморской природоохранной прокуратуры (ИНН 2309054252, ОГРН 1032304930020), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Захурко Сергея Сергеевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-46554/2019, установил следующее.
ГКУ Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - учреждение) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Захурко С.С. (далее -предприниматель) о взыскании 3 355 253 рублей 76 копеек вреда, причиненного лесному фонду, расторжении договора от 29.12.2008 N 354/14-08 и возврате земельного участка в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Азово-Черноморская природоохранная прокуратура (далее - прокуратура).
Решением от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.07.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что ввиду особенностей географического расположения спорного земельного участка, представляющего собой песчано-ракушечные отложения, на нем невозможно образование плодородного слоя почвы, а, следовательно, уничтожение последнего. Акт от 10.07.2019 N 2-02 является недопустимым доказательством, поскольку составлен в одностороннем порядке без участия представителей прокуратуры и ответчика. Заключение специалиста МУП "Приморско-Ахтарский ИКЦ" не содержит координат (точек) измерений мест (где, по мнению истца, производилось снятие почвы), без которых невозможно достоверно установить наличие ущерба и определить его размер в денежном эквиваленте.
В отзыве на жалобу учреждение указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, учреждение (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключил договор от 29.12.2008 N 354/15-08 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности. Лесной участок из состава земель лесного фонда предоставлен арендатору сроком на 49 лет для использования в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты лесной участок. Объектом аренды является лесной участок общей площадью 1420 га (участок N 1-1388 га; участок N 2-32 га), имеющий местоположение: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский муниципальный район, Краснодарское лесничество, Каневское участковое лесничество, кварталы 1Г-15Г, квартал 16Г (выделы 1-11), кварталы 17Г-21Г номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-09-02-05-00028, Краснодарское лесничество, Каневское участковое лесничество, квартал 16Г, выдел 32 номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-09-02-05-00029. Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.
10 июля 2019 года сотрудники учреждения совместно с представителем прокуратуры произвели осмотр территории лесного фонда Краснодарского лесничества в квартале 14Г части выдела 2, квартале 15Г части выдела 5 Каневского участкового лесничества и установили факт самовольного снятия почвы на 384 кв. м в границах лесного участка, переданного предпринимателю по договору аренды от 29.12.2008 N 354/15-08.
На основании пункта 6 приложения N 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" учреждение произвело расчет причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства ущерба, размер которого составил 3 355 253 рубля 76 копеек.
Поскольку ответчик в добровольном порядке ущерб не возместил, истец обратился в суд.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Согласно статье 99 Лесного кодекса лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 100 Лесного кодекса предусмотрена ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам: граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, добровольно или в судебном порядке.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 4 статьи 71 названного Кодекса).
В силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Лесным кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно положениям статьи 619 Гражданского кодекса по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, которым необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Лесного кодекса лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса закреплено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка.
По смыслу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 16.09.2019 по делу N 2-881/2019 установлено, что предприниматель в нарушение положений договора аренды и лесного законодательства возвел в береговой полосе Азовского моря металлическое ограждение, частично расположенное в пределах земельного участка с кадастровым номером: 23:25:0305000:85, а также разместил ФБС блоки на железобетонном основании, не предусмотренные проектом освоения лесов. Кроме того, предприниматель осуществляет незаконное хозяйственное освоение лесного участка - на участке вырублены деревья породы "вяз мелколиственный", снят слой плодородной почвы на 384 квадратных метрах в границах лесного участка, переданного по договору аренды от 29.12.2008 N 354/15-08 предпринимателю.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц с учетом обстоятельств, приведенных в решении Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 16.09.2019 по делу N 2-881/2019, установив факт причинения предпринимателем вреда лесному участку, его размер в денежном эквиваленте, а также иные допущенные им при использовании данного объекта нарушения и квалифицировав их как существенные, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что акт от 10.07.2019 N 2-02 и заключение специалиста МУП "Приморско-Ахтарский ИКЦ" являются ненадлежащими доказательствами, исследованы и отклонены апелляционным судом с приведением соответствующих мотивов. Аргументы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2020 по делу N А32-46554/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.