В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30.12.2020 N 488-ФЗ "Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ГОСТ Р 22.7.01-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба, постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Октябрьского муниципального района.
2. Постановление администрации Октябрьского муниципального района от 16 декабря 2020 г. N 761/1 "О внесении изменений в Положение о единой дежурной диспетчерской службы" признать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Глава Октябрьского муниципального района |
М.И. Молчан |
Утверждено
постановлением Администрации
Октябрьского муниципального района
от 27 мая 2022 г. N 416
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе Октябрьского муниципального района
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия "Единая дежурно-диспетчерская служба Октябрьского муниципального района (далее - ЕДДС) с учетом построения и развития на базе ЕДДС аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город").
2. ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и базовой основой для построения и развития систем (сегментов) АПК "Безопасный город".
3. Органами повседневного управления территориальной РСЧС для ЕДДС являются:
Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области" (далее - ЦУКС);
дежурно-диспетчерские службы исполнительных органов государственной власти Челябинской области.
Постоянно действующим органом управления территориальной РСЧС для ЕДДС является орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или отдел гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций).
4. Координационным органом управления территориальной РСЧС для ЕДДС является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Октябрьского муниципального района (далее - КЧС).
5. ЕДДС является вышестоящим органом для всех дежурно-диспетчерских служб, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов) (далее - ДДС), расположенных на территории Октябрьского муниципального района, по вопросам управления силами и средствами, сбора, обработки, анализа и обмена информацией, оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) (происшествиях), а также координирующим органом по вопросам их совместных действий при реагировании на ЧС (происшествия).
6. Оперативное руководство ЕДДС в рамках системы антикризисного управления осуществляет ЦУКС. Общее руководство ЕДДС осуществляется главой Октябрьского муниципального района. Непосредственное руководство ЕДДС осуществляется начальником ЕДДС.
7. ЕДДС создается на штатной основе в составе администрации.
8. ЕДДС создается в целях:
1) повышения готовности органов управления территориальной РСЧС к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий);
2) повышения общего уровня безопасности проживания населения и улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач;
3) обеспечения прогнозирования, мониторинга, предупреждения и ликвидации возможных угроз, а также контроля устранения последствий ЧС (происшествий) и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем ДДС для их оперативного взаимодействия;
4) эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств территориальной РСЧС, ДДС при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
5) обеспечения исполнения полномочий по осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО).
9. ЕДДС предназначена для:
1) приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления территориальной РСЧС, сигналов на изменение режимов функционирования территориальной РСЧС;
2) оповещения и информирования руководящего состава органа управления территориальной РСЧС, соответствующих ДДС и населения об угрозе или возникновении ЧС (происшествий) на территории Октябрьского муниципального района;
3) приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций (объектов);
4) приема вызовов (сообщений) по единому номеру вызова экстренных оперативных служб "112", информации (сообщений) об угрозах от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории Октябрьского муниципального района;
5) прогнозирования существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности, предупреждения и ликвидации возможных угроз на территории Октябрьского муниципального района;
6) оперативного доведения информации (сообщений) о ЧС (происшествиях) до соответствующих ДДС;
7) координации совместных действий ДДС, оперативного управления силами и средствами территориальной РСЧС на территории Октябрьского муниципального района;
8) контроля устранения последствий ЧС (происшествий).
10. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС, дежурно-диспетчерскими службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Челябинской области, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти Челябинской области, муниципальными образованиями, расположенными на территории Челябинской области (далее - органы местного самоуправления), ДДС независимо от форм собственности, соседними ЕДДС и другими учреждениями и предприятиями по вопросам управления силами и средствами, сбора, обработки и обмена информацией, оповещения и информирования о ЧС (происшествиях) и совместных действиях при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Взаимодействие организуется на основе согласованных регламентов взаимодействия и подписанных соглашений об информационном взаимодействии с ЦУКС, дежурно-диспетчерскими службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Челябинской области, дежурно-диспетчерскими службами исполнительных органов государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, ДДС, соседними ЕДДС и службами жизнеобеспечения с учетом особенностей территории муниципального района.
Для обеспечения обмена информацией при взаимодействии в ЕДДС разрабатываются инструкции об обмене информацией между ЦУКС, дежурно-диспетчерскими службами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Челябинской области, исполнительными органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, ДДС, соседними ЕДДС.
11. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также нормативными правовыми актами Челябинской области, органов местного самоуправления, определяющими порядок обмена информацией при взаимодействии, и настоящим Положением.
12. Категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории.
13. Финансовое обеспечение деятельности, совершенствования и развития ЕДДС осуществляется за счет средств местного бюджета и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 2. Основные задачи ЕДДС
14. Основными задачами ЕДДС являются:
1) прием и передача сигналов оповещения ГО, полученных от вышестоящих органов управления территориальной РСЧС, сигналов на изменение режимов функционирования территориальной РСЧС и информирование о них населения на территории Октябрьского муниципального района;
2) прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий);
3) прием и обработка вызовов (сообщений), поступающих по единому номеру "112";
4) прием информации (сообщений) об угрозах от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории Октябрьского муниципального района;
5) анализ и оценка достоверности поступившей информации (сообщений), оперативное доведение данной информации до соответствующих ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
6) осуществление сбора от ДДС, служб наблюдения и контроля, входящих в состав сил и средств наблюдения и контроля территориальной РСЧС, систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий) и доведение данной информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на угрозу или факт возникновения ЧС (происшествий);
7) прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на территории Октябрьского муниципального района;
8) доведение прогнозов развития возможных ЧС (происшествий) до органов управления территориальной РСЧС, органов местного самоуправления, ДДС и населения на территории Октябрьского муниципального района;
9) оповещение органов управления территориальной РСЧС, органов местного самоуправления и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) на территории Октябрьского муниципального района;
10) информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил и средств постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
11) обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение их масштаба и уточнение ДДС, сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествия), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования территориальной РСЧС;
12) обобщение, оценка и контроль данных об обстановке, принятых мерах по ликвидации ЧС (происшествий) и реагированию на ЧС (происшествия), подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами Октябрьского муниципального района вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах установленных вышестоящими органами управления территориальной РСЧС полномочий;
13) сбор и обработка сведений, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
14) оперативное управление силами и средствами территориальной РСЧС, расположенными на территории Октябрьского муниципального района, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений в пределах установленных вышестоящими органами территориальной РСЧС полномочий;
15) доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления территориальной РСЧС, до ДДС, подчиненных сил и средств постоянной готовности, контроль их выполнения и организации взаимодействия;
16) осуществление контроля за реагированием ДДС на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112", на информацию (сообщения) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), поступающую от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории Октябрьского муниципального района;
17) координация действий привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112", на информацию (сообщения) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), поступающую от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории Октябрьского муниципального района;
18) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов с вышестоящими органами управления территориальной РСЧС по подчиненности;
19) представление оперативной информации и докладов в вышестоящие органы управления территориальной РСЧС по подчиненности о случившихся ЧС (происшествиях) и ходе мероприятий по их ликвидации;
20) контроль устранения последствий ЧС (происшествий), возникших на территории Октябрьского муниципального района;
21) обеспечение мониторинга на территории Октябрьского муниципального района транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (автобусов, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS), с целью обеспечения безопасности и осуществления оперативного межведомственного информационного взаимодействия и координации действий ДДС в случае инцидента для оказания помощи.
Глава 3. Основные функции ЕДДС
15. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:
1) обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования систем управления, средств автоматизации, системы оповещения на территории Октябрьского муниципального района;
2) осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территории на территории Октябрьского муниципального района от ЧС (происшествий);
3) анализ и оценка достоверности поступившей информации, оперативное доведение данной информации до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на поступившую информацию;
4) прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на территории Октябрьского муниципального района;
5) обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение их масштаба и уточнение ДДС, сил и средств, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествия), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования территориальной РСЧС;
6) обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествий), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений в пределах установленных вышестоящими органами управления территориальной РСЧС полномочий;
7) доведение информации о ЧС (происшествиях) до органов управления территориальной РСЧС;
8) доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления территориальной РСЧС, до ДДС, подчиненных сил и средств постоянной готовности, контроль их выполнения и организации взаимодействия;
9) информационное обеспечение координационных органов управления территориальной РСЧС на территории Октябрьского муниципального района;
10) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящие органы управления территориальной РСЧС по подчиненности;
11) осуществление контроля за устранением последствий ЧС (происшествий) на территории Октябрьского муниципального района;
12) обеспечение мониторинга на территории Октябрьского муниципального района транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (автобусов, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, и других транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS);
13) участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС для несения оперативного дежурства.
Глава 4. Состав и структура ЕДДС
16. ЕДДС включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления согласно ГОСТ Р.
17. Начальник ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности главой Октябрьского муниципального района.
Комплектование ЕДДС работниками осуществляется начальником ЕДДС.
Глава 5. Требования к персоналу ЕДДС
18. Персонал ЕДДС должен знать требования документов, регламентирующих его деятельность, и соблюдать их.
19. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:
1) федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов управления территориальной РСЧС и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС;
2) структуру территориальной РСЧС, АПК "Безопасный город", системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на территории Октябрьского муниципального района;
3) организацию систем ДДС на территории Октябрьского муниципального района;
4) административные территориальные границы территории Октябрьского муниципального района, зоны территориальной ответственности ДДС, расположенных на территории района;
5) районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей, имеющихся на территории Октябрьского муниципального района;
6) дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;
7) расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
8) административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности территории Октябрьского муниципального района;
9) назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
10) наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи, которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
11) правила техники безопасности при использовании средств автоматизации и электрооборудования;
12) риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для территории Октябрьского муниципального района;
13) порядок информационного обмена.
20. Начальник ЕДДС:
1) должен знать:
федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов управления территориальной РСЧС и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС, АПК "Безопасный город", системы оповещения и системы-112, а также функциональные обязанности подчиненных должностных лиц ЕДДС;
структуру территориальной РСЧС, АПК "Безопасный город", системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на территории Октябрьского муниципального района;
состав сил и средств постоянной готовности территориальной РСЧС, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;
административные территориальные границы Октябрьского муниципального района;
организацию систем ДДС, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, их зоны территориальной ответственности;
районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей, имеющихся на территории Октябрьского муниципального района;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;
расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности территории Октябрьского муниципального района;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи, которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
схему организации связи на территории Октябрьского муниципального района;
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;
состав и порядок функционирования АПК "Безопасный город";
состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;
структуру и порядок функционирования ЕДДС;
2) должен уметь:
организовать функционирование ЕДДС и обеспечить выполнение задач, возложенных на ЕДДС;
разрабатывать нормативно-методическую базу, документацию по обеспечению функционирования, совершенствования и развития ЕДДС;
организовать обеспечение и оснащение ЕДДС оборудованием и имуществом, необходимым для функционирования ЕДДС, и их правильную эксплуатацию;
организовать повышение знаний и умений персонала ЕДДС, проводить занятия и тренировки по действиям при возникновении ЧС (происшествий), характерных для территории Октябрьского муниципального района;
добиваться знания и исполнения персоналом ЕДДС своих обязанностей;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки. Квалификационные требования к начальнику ЕДДС изложены в ГОСТ Р.
21. Старший оперативный дежурный ЕДДС:
1) должен знать:
федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов управления территориальной РСЧС и другие документы, регламентирующие порядок функционирования ЕДДС, АПК "Безопасный город", системы оповещения и системы-112, а также функциональные обязанности подчиненных должностных лиц ЕДДС;
структуру территориальной РСЧС, АПК "Безопасный город", системы оповещения, системы-112, адреса аварийно-спасательных формирований, находящихся на территории Октябрьского муниципального района;
состав сил и средств постоянной готовности территориальной РСЧС, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;
административные территориальные границы Октябрьского муниципального района;
организацию систем ДДС, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, их зоны территориальной ответственности;
районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей, имеющихся на территории Октябрьского муниципального района;
дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), места размещения складов специальных средств спасения и пожаротушения;
расположение населенных пунктов, потенциально опасных объектов, социально значимых объектов, объектов экономики, расположенных на территории Октябрьского муниципального района, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности территории Октябрьского муниципального района;
назначение и тактико-технические характеристики автоматизированной системы ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ЕДДС;
наименование объектов и населенных пунктов соседних территорий, для оказания помощи, которым могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;
схему организации связи на территории Октябрьского муниципального района;
правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации;
состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, аппаратно-программного комплекса оповещения, средств автоматизации работы ЕДДС;
состав и порядок функционирования АПК "Безопасный город";
состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;
структуру и порядок функционирования ЕДДС;
2) должен уметь:
разрабатывать нормативно-методические документы, документацию по обеспечению функционирования, совершенствования и развития ЕДДС;
осуществлять контроль за правильной эксплуатацией оборудования и имущества, обеспечивающих функционирование ЕДДС;
повышать знания и умения работников ЕДДС;
осуществлять контроль за выполнением персоналом ЕДДС своих обязанностей;
добиваться знания и исполнения персоналом ЕДДС своих обязанностей;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС;
повышать уровень теоретической и практической подготовки;
выполнять обязанности директора ЕДДС в его отсутствие;
выполнять обязанности оперативного дежурного ЕДДС (при необходимости).
Квалификационные требования к старшему оперативному дежурному ЕДДС:
образование высшее или среднее специальное;
знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;
специальная подготовка по установленной программе;
допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости);
местностей, имеющихся на территории Октябрьского муниципального района.
Специалист по приему и обработке экстренных вызовов:
1) должен знать:
законодательство Российской Федерации и законодательство Челябинской области, нормативные правовые акты в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
нормативные правовые акты, определяющие функционирование системы-112;
методические и нормативные документы, касающиеся организации системы-112, организации деятельности ДДС, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;
административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности территории городского округа.
К персоналу ЕДДС могут предъявляться дополнительные требования.
Глава 6. Порядок размещения ЕДДС
22. Помещения (места) для персонала оперативной дежурной смены ЕДДС размещаются по адресу: с. Октябрьское, ул. Ленина, 43.
Размещение персонала в помещениях ЕДДС соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03.05.2003.
Пункт управления ЕДДС представляет собой рабочие помещения для начальника и оперативной дежурной смены ЕДДС, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией.
23. В рабочих помещениях ЕДДС на одного человека приходится более 6 кв. метров, а в комнате отдыха - не менее 12 куб. метров объема воздуха.
Для размещения ЕДДС предусмотрены следующие помещения:
1) комната начальника ЕДДС;
2) комната инженера;
3) 2 оперативных зала (для персонала оперативной дежурной смены);
4) комната для приема пищи;
5) комната отдыха;
6) комната для размещения серверного оборудования;
7) комната для умывания и туалет.
Глава 7. Требования к оборудованию ЕДДС
24. Оборудование ЕДДС обеспечивает выполнение задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р, Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р.
Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ЕДДС выбраны с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения устойчивости функционирования ЕДДС в условиях ЧС (происшествий), в том числе и в военное время.
Электроснабжение технических средств ЕДДС осуществляется от единой энергетической системы Российской Федерации в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой.
25. В ЕДДС должны быть организованы:
1) основные и резервные каналы связи с ЦУКС, ДДС, потенциально опасными объектами, объектами с массовым пребыванием людей, расположенными на территории Октябрьского муниципального района, ЕДДС соседних территорий;
2) канал для видео-конференц-связи с ЦУКС.
Средства связи обеспечивают сопряжение с сетью связи общего пользования.
26. Комплекс средств автоматизации ЕДДС (далее - КСА ЕДДС) предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих функций:
1) своевременное представление органам управления территориальной РСЧС достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения ЧС (происшествий) на территории Октябрьского муниципального района;
2) получение информации (сообщений) об угрозах возникновения или возникновении ЧС (происшествий) от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории Октябрьского муниципального района;
3) прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на территории Октябрьского муниципального района;
4) оперативное доведение до ДДС и исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
5) накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных о территории Октябрьского муниципального района, в том числе ДДС, силах и средствах постоянной готовности к действиям в ЧС (при происшествиях), потенциальных опасных объектах, критически важных объектах транспортной инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);
6) сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС (происшествий), сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
7) мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе информации (сообщений), поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;
8) подготовку данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), их отображения на электронной (цифровой) карте территории Октябрьского муниципального района;
9) представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления территориальной РСЧС;
10) создание и ведение информационно-справочных систем и баз данных (в том числе автоматизированных), электронных паспортов территорий и объектов (в том числе в автоматизированной информационной управляющей системе РСЧС) согласно перечню и формам, утверждаемым Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - ГУ МЧС России по Челябинской области).
27. КСА ЕДДС должен сопрягаться с:
1) автоматизированной информационно-управляющей системой территориальной РСЧС (далее - АИУС РСЧС);
2) автоматизированными системами взаимодействующих ДДС;
3) системой оповещения и информирования населения;
4) системой-112;
5) системами мониторинга, включая системы видеонаблюдения, фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, пожарных и тревожных сигнализаций, поисково-навигационные системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и системы мониторинга объектов жилищно-коммунального хозяйства;
6) информационно-аналитическими системами;
7) системами АПК "Безопасный город" и "Умный регион";
8) другими существующими и перспективными системами.
Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСА ЕДДС с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также АИУС РСЧС вышестоящего уровня управления должны быть предусмотрены единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, а также однотипные технические и программные средства обработки и передачи данных.
28. КСА ЕДДС должен состоять из следующих основных элементов:
1) система телефонной связи;
2) система хранения, обработки и передачи данных;
3) система видео-конференц-связи;
4) система видеоотображения информации;
5) система радиосвязи;
6) система оповещения персонала;
7) система внутренней связи;
8) система мониторинга транспортных средств;
9) система бесперебойного электропитания.
29. В состав оборудования КСА ЕДДС должны входить:
1) автоматизированные рабочие места для начальника ЕДДС и старшего оперативного дежурного, инженера, оперативного дежурного, специалистов по приему и обработке экстренных вызовов (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене), управления местной системой оповещения, приема информации от аппаратуры, установленной на транспортных средствах экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных организаций (автобусах, осуществляющих перевозку организованных групп детей), автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средствах, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS);
2) телефонные аппараты (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);
3) микротелефонные гарнитуры для специалистов по приему и обработке экстренных вызовов (по количеству специалистов в оперативной дежурной смене);
4) система записи телефонных переговоров;
5) средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
6) средства радиосвязи (радиостанции с ультракороткими и короткими волнами);
7) система оповещения руководящего состава городского округа (муниципального района);
8) серверное оборудование;
9) комплект оргтехники (принтер, сканер);
10) система видеоотображения информации;
11) система видео-конференц-связи;
12) метеостанция;
13) система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
14) прибор радиационного контроля;
15) источники бесперебойного электропитания (на каждое автоматизированное рабочее место);
16) специально оборудованный металлический сейф для хранения документов, содержащих информацию ограниченного доступа.
Требования к КСА ЕДДС приведены в приложении N 3 к настоящему Положению (не приводится).
Глава 8. Требования к документации ЕДДС
30. Документация ЕДДС хранится и ведется согласно Номенклатуре дел, утвержденной начальником ЕДДС.
Минимальный состав документации ЕДДС определен в ГОСТ Р.
Перечень документации ЕДДС может быть дополнен ГУ МЧС России по Челябинской области, Министерством общественной безопасности Челябинской области, главой Октябрьского муниципального района, в зависимости от условий функционирования ЕДДС.
Глава 9. Порядок функционирования ЕДДС
31. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования на полученные сигналы (команды), а также на полученную информацию (сообщения) об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествий) в ЕДДС организовано круглосуточное дежурство оперативной дежурной смены.
32. Вызовы, информация (сообщения) о ЧС (происшествиях) в ЕДДС поступают от разных источников по всем имеющимся видам и каналам связи, включая вызовы (сообщения), полученные по единому номеру "112", от ДДС на территории Октябрьского муниципального района, вышестоящих и взаимодействующих органов управления территориальной РСЧС, от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, имеющихся на территории Октябрьского муниципального района.
Вызовы, информация (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС.
33. При возникновении ЧС (происшествия) оперативный дежурный ЕДДС немедленно доводит информацию до ДДС, сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), отдает им указания на необходимые действия и контролирует их выполнение, информирует директора ЕДДС, администрацию Октябрьского муниципального района, председателя КЧС, СОД ЦУКС.
Одновременно организуется подготовка формализованных документов о факте ЧС (происшествия) для последующей передачи в вышестоящие органы управления территориальной РСЧС.
34. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей производится оповещение и информирование населения о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС, сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады в вышестоящие органы управления территориальной РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности органов управления территориальной РСЧС и их взаимодействие с силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации ЧС (происшествия).
Глава 10. Режимы функционирования ЕДДС
35. ЕДДС функционирует в следующих режимах:
"Повседневная деятельность";
"Повышенная готовность";
"Чрезвычайная ситуация" для мирного времени.
Режим функционирования ЕДДС устанавливается главой Октябрьского муниципального района.
36. В режиме "Повседневная деятельность" ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий).
В режиме "Повседневная деятельность" ЕДДС обеспечивает:
1) сбор и обмен информацией в области защиты населения на территории Октябрьского района от ЧС (происшествий) природного и техногенного характера;
2) прием вызовов (сообщений) от населения, ДДС, предприятий, учреждений, вышестоящих и взаимодействующих органов управления территориальной РСЧС об угрозе возникновения или о факте возникновения ЧС (происшествий), включая вызовы (сообщения), полученные по единому номеру "112";
3) прием информации (сообщений) об угрозах возникновения или возникновении ЧС (происшествий) от систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории городского округа;
4) прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на территории городского округа;
5) обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) и представление соответствующих докладов по подчиненности;
6) передачу и доведение информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) по подчиненности;
7) информирование населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);
8) поддержание в готовности КСА ЕДДС, местной системы оповещения и информирования населения, системы мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка, системы-112 и средств связи;
9) внесение необходимых дополнений и изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС (происшествия);
10) уточнение и корректировку действий, привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях);
11) контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях);
12) исполнение иных функций и задач, стоящих перед ЕДДС.
ДДС, расположенные на территории Октябрьского района, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС (происшествиях) и угрозе их возникновения за прошедшие сутки в соответствии с регламентами (соглашениями) об информационном взаимодействии, подписанными между ЕДДС и ДДС.
Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются в соответствующие ДДС по предназначению. Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС. Информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий) ЕДДС незамедлительно передает в ЦУКС.
37. В режим "Повышенная готовность" ЕДДС переводится при угрозе возникновения ЧС (происшествий) в тех случаях, когда для ликвидации требуются совместные действия ДДС и сил территориальной РСЧС, действующих на территории района.
В режиме "Повышенная готовность" ЕДДС дополнительно обеспечивает:
1) заблаговременную подготовку ДДС, сил и средств к возможным действиям в случае возникновения ЧС (происшествий);
2) оповещение должностных лиц района, КЧС, взаимодействующих ДДС, расположенных на территории Октябрьского района, и информирование населения на территории района;
3) прогнозирование существующих и потенциальных угроз для обеспечения безопасности населения на территории района;
4) получение и обобщение сведений об обстановке на территории района, на потенциально опасных объектах;
5) прогнозирование возможного развития обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
6) корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятные ЧС (происшествия) и планов взаимодействия с ДДС;
7) координацию действий ДДС по предотвращению ЧС (происшествий) или минимизации их последствий.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается, обобщается и доводится до всех заинтересованных ДДС.
В зависимости от поступившего сообщения, масштаба ЧС (происшествия), характера принятых мер по каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления территориальной РСЧС, а также до всех ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия).
В случае если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС либо управление передано соответствующим подразделениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), ЕДДС в части действий по данной ЧС (данному происшествию) выполняет их указания.
38. В режиме "Чрезвычайная ситуация" ЕДДС обеспечивает:
1) оповещение должностных лиц района, КЧС, ДДС, подчиненных сил и средств постоянной готовности, населения о введении режима ЧС и причинах его введения;
2) доведение информации до ЦУКС о введении режима ЧС;
3) обработку и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее (его) масштаба и уточнение ДДС, сил и средств территориальной РСЧС, привлекаемых для оперативного реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в режим ЧС;
4) координацию действий ДДС и привлекаемых сил и средств территориальной РСЧС при проведении работ по ликвидации ЧС (происшествия) или минимизации ее (его) последствий, мероприятий по защите населения и территории от ЧС (происшествия) природного и техногенного характера;
5) передачу оперативной информации при организации ликвидации ЧС (происшествия) и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
6) контроль за установлением и перемещением границ зоны ЧС (происшествия), информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС (происшествия);
7) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС (происшествия) и прилегающей к ней (к нему) территории;
8) обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовку и корректировку заранее разработанных и согласованных вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествия), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах своих полномочий);
9) доведение текущей обстановки и задач, поставленных вышестоящими органами управления территориальной РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организации взаимодействия;
10) обобщение информации и представление докладов (донесений) о возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действий по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе заранее подготовленных и согласованных планов) в установленном порядке.
Информационное взаимодействие между ДДС, силами и средствами территориальной РСЧС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС до ЦУКС, СКЦ, ДДС и органов местного самоуправления.
В случае, если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС и оперативного штаба управления в кризисных ситуациях, либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по данной ЧС (данному происшествию) выполняет их указания.
Глава 11. Организация дежурства В ЕДДС
39. Дежурство в ЕДДС организуется силами дежурно-диспетчерского персонала в составе оперативных дежурных смен (далее - ОДС). Заступление дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС на дежурство осуществляется по графику, утвержденному начальником ЕДДС.
Вновь заступающая ОДС ЕДДС прибывает к месту несения дежурства для проведения инструктажа. Инструктаж заступающей ОДС проводится начальником ЕДДС. В ходе инструктажа доводится оперативная обстановка на территории района, сведения о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности и способах вызова, об их укомплектованности положенным имуществом для выполнения возложенных задач. О проведении инструктажа делается отметка в книге приема и сдачи дежурства.
40. Смена оперативных дежурных ЕДДС включает:
1) развод дежурных смен органов повседневного управления областной РСЧС, проводимый в режиме видео-конференц-связи старшим оперативным дежурным ЦУКС (на разводе присутствуют сменяющийся и заступающий на дежурство оперативные дежурные ЕДДС);
2) прием и передачу дежурства вновь заступающей смене.
41. Оперативный дежурный ЕДДС при приеме дежурства обязан:
1) проверить наличие служебной документации;
2) проверить исправность КСА ЕДДС, системы оповещения и резервного источника электропитания;
3) проверить наличие и качество телефонной и радиосвязи с ДДС, службами жизнеобеспечения территории городского округа и потенциально опасными объектами;
4) проверить исправность систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории городского округа;
5) проверить исправность оборудования системы-112 к приему и обработке экстренных вызовов;
6) уточнить местонахождение руководства городского округа, ОБГОЧС, порядок их оповещения и организации с ними связи;
7) уточнить обстановку в районе, подверженном угрозе возникновения ЧС (происшествия), или в районе ЧС (происшествия) и информацию о принимаемых мерах по предотвращению (ликвидации) ЧС (происшествия);
8) уточнить состав сил и средств постоянной готовности, привлекаемых на ликвидацию ЧС (происшествия);
9) уточнить информацию о принятых и обработанных вызовах (сообщениях о происшествиях), поступивших по единому номеру "112", по которым не завершен контроль за реагированием на вызовы (сообщения о происшествиях);
10) доложить начальнику ЕДДС о приеме и сдаче дежурства, с его разрешения произвести смену и приступить к исполнению обязанностей.
42. Персонал оперативной дежурной смены ЕДДС должен быть одет однообразно и иметь опрятный внешний вид.
Перечень специальной одежды, рекомендованной для ношения оперативной дежурной сменой ЕДДС, приведен в ГОСТ Р.
Глава 12. Профессиональная подготовка персонала ЕДДС
43. Основными формами обучения персонала ЕДДС являются:
1) специальная подготовка;
2) тренировки оперативных дежурных смен;
3) участие в учебных мероприятиях (учениях);
4) занятия по профессиональной подготовке.
На обучение и повышение квалификации специалисты ЕДДС направляются решением руководителя ЕДДС. Обучение и повышение квалификации специалистов ЕДДС проводится на базе ОГКУ "ЦГО и ЗН Челябинской области", а также в иных организациях, имеющих лицензию по подготовке специалистов указанного рода деятельности не реже одного раза в пять лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Октябрьского муниципального района Челябинской области от 27 мая 2022 г. N 416 "Об утверждении положения о единой дежурно-диспетчерской службе Октябрьского муниципального района"
Вступает в силу после официального опубликования
Опубликование:
-