Приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 26 октября 2023 г. N 13-НПА
"Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области"
В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года. N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 09.03.2023 N 154-ПП "Об утверждении порядка установления в нормативных правовых актах Свердловской области обязательных требований и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области обязательных требований" в целях совершенствования и повышения качества нормативной правовой базы Свердловской области, регламентирующей процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области.
2. Контроль за исполнением данного приказа возложить на Заместителя Министра экономики и территориального развития Свердловской области Т.В. Гладкову.
Исполняющий обязанности Министра |
Т.В. Гладкова |
Утверждены:
приказом Министерства экономики
и территориального развития
Свердловской области
от 26.10.2023 N 13-НПА
"Об утверждении методических
рекомендаций по внедрению порядка
проведения процедуры оценки
применения обязательных
требований, содержащихся
в нормативных правовых актах
Свердловской области"
Методические рекомендации
по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области
Глава 1. Общие положения
1. Методические рекомендации по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, в том числе путем проведения оценки фактического воздействия (далее - методические рекомендации), разработаны в целях методического обеспечения организации и проведения процедуры оценки применения, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области, обязательных требований и определяют порядок действий по проведению оценки применения (далее - оценка применения), в том числе путем оценки фактического воздействия (далее - ОФВ), в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), постановления Правительства Свердловской области от 09.03.2023 N 154-ПП "Об утверждении порядка установления в нормативных правовых актах Свердловской области обязательных требований и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области обязательных требований" (далее - постановление N 154-ПП), постановления Правительства Свердловской области от 26.11.2014 N 1051-ПП "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области" (далее - постановление N 1051-ПП).
2. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие основные понятия и их определения, используемые в постановлении N 154-ПП.
3. При оценке применения, в том числе путем проведения ОФВ, такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ, а также на предмет достижения целей введения обязательных требований, выявления избыточных обязательных требований.
4. Этапы оценки применения обязательных требований, установлены постановлением N 154-ПП.
Глава 2. План проведения оценки применения
5. Министерство экономики и территориального развития Свердловской области (далее - Министерство экономики) ежегодно не позднее 31 марта формирует и утверждает план проведения оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области (далее - план проведения оценки применения).
Исполнительные органы в срок до 1 февраля направляют предложения в план проведения оценки применения.
Формирование и утверждение плана проведения оценки применения установлены главой 4 постановления N 154-ПП.
План проведения оценки применения подлежит изменению (дополнению) по следующим основаниям, поступивших в Министерство экономики от разработчика и (или) исполнительного органа власти, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанных соблюдать обязательные требования, органа или организации, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иного заинтересованного органа или лица (далее - обращение):
- обращение о необходимости проведения оценки применения;
- обращение о необходимости устранения технических ошибок.
6. Министерство экономики в срок не более 15 рабочих дней с момента поступления рассматривает поступившие обращения, дорабатывает и утверждает план проведения оценки применения с учетом таких обращений либо мотивированно их отклоняет.
7. Основания для отклонения поступивших обращений:
1) нормативные правовые акты Свердловской области (далее - НПА), в отношении которых поступило обращение, не содержат обязательных требований;
2) НПА, в отношении которых поступило обращение, находятся в процессе оценки применения;
3) содержание обращения не позволяет установить НПА, в отношении которого поступило обращение.
8. План проведения оценки применения и изменения в него в течение 10 рабочих дней со дня утверждения (внесение изменений) подлежат опубликованию на официальном портале по контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал КНД).
9. В целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях, установивших их НПА, сроке действия НПА, а также для формирования плана проведения оценки применения, исполнительными органами формируются и ведутся реестры обязательных требований.
Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований, перечень содержащейся в указанных реестрах информации и обязанности исполнительных органов власти по ее внесению установлены главой 5 постановления N 154-ПП.
10. При формировании плана проведения оценки применения учитываются сроки действия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в соответствии с пунктами 18 и 19 постановления N 154-ПП.
Глава 3. Подготовка доклада о достижении целей введения обязательных требований
11. Исполнительный орган власти, определенный в плане проведения оценки применения, проводит оценку обязательных требований на соответствие принципам, установленным, в том числе, статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
12. Результаты проведения оценки применения рекомендуется отражать исполнительному органу в докладе. Допускается составление одного доклада о достижении целей введения обязательных требований по всем актам, подлежащим оценке применения в соответствующей сфере общественных отношений.
Форма доклада и требования к его содержанию утверждаются Министерством экономики (приложение N 1 к настоящим методическим рекомендациям).
Глава 4. Проведение публичных консультаций
13. НПА, содержащий обязательные требования, и проект доклада в целях публичного обсуждения размещаются исполнительным органом на портале КНД на срок не менее 20 рабочих дней.
О проведении публичных консультаций исполнительный орган в течение 3 рабочих дней извещает субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанных соблюдать обязательные требования, органы и организации, целями деятельности которых являются защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иных лиц.
14. По итогам публичных консультаций по проекту доклада исполнительному органу рекомендуется составлять сводку всех поступивших в установленный срок предложений с указанием результатов их рассмотрения и обоснованием в случае отказа от учета предложений при составлении проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований.
В сводке предложений рекомендуется указывать перечень органов и организаций, в которые были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
Исполнительный орган на своем официальном сайте размещает сводку предложений с указанием сведений об их учете и (или) о причинах отклонения в течение 5 рабочих дней со дня окончания публичной консультации.
15. В течение 10 рабочих дней после окончания публичных консультаций исполнительный орган дорабатывает проект доклада по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта доклада, за исключением случаев, когда замечания и предложения по проекту доклада не поступили или все они были мотивированно отклонены, и направляет проект доклада в Министерство экономики.
С проектом доклада в Министерство экономики также направляется сводка замечаний и предложений, письма участников публичных консультаций (в случае их поступления в исполнительный орган).
16. Министерство экономики в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 13 настоящих методических рекомендаций, оценивает проект доклада на предмет соблюдения требований к содержанию доклада, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений.
17. В случае если в Министерство экономики представлены не все документы, указанные в пункте 13 настоящих методических рекомендаций, исполнительный орган письменно уведомляется об этом в течение 3 рабочих дней со дня их получения. Исполнительный орган в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления обязан направить в Министерство экономики недостающие документы.
В указанном случае срок на подготовку заключения о достижении целей начинает исчисляться с момента представления Министерству экономики недостающих документов исполнительным органом.
В случае если недостающие документы не представлены в установленный в настоящем пункте срок, Министерство экономики возвращает пакет документов в исполнительный орган на следующий рабочий день после истечения срока на представление исполнительным органом недостающих документов для их доработки и повторного направления в Министерство экономики.
18. В случае если представленные документы не соответствуют требованиям или свидетельствуют о нарушении процедуры проведения оценки применения, предусмотренной методическими рекомендациями, в том числе нарушении сроков проведения публичных консультаций, а также в случае если в проекте доклада не заполнены требуемые разделы и (или) не приведены верифицируемые источники, содержащие достоверные сведения, использовавшиеся при заполнении соответствующего раздела, Министерство экономики в течение 10 рабочих дней со дня получения документов информирует об этом исполнительный орган и возвращает ему документы для их доработки или устранения нарушений процедуры.
Исполнительный орган дорабатывает проект доклада и в срок, не превышающий 10 рабочих дней, повторно направляет в Министерство экономики.
19. Министерство экономики в целях уточнения информации, представленной исполнительным органом участниками публичного обсуждения, может запрашивать дополнительную информацию (в том числе копии документов) у исполнительного органа, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанных соблюдать обязательные требования, иных лиц, органов, в том числе принимавших участие в публичном обсуждении проекта доклада.
Исполнительные органы власти представляют запрошенную информацию в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Глава 5. Принятие решения Координационным советом
20. Министерство экономики в течение 5 рабочих дней после получения направляет доработанный доклад в Координационный Совет по оценке регулирующего воздействия, созданным в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 21.11.2019 N 826-ПП (далее - Координационный совет), для рассмотрения. Координационный совет рассматривает доклад на заседании, решение о проведении которого принимается председателем Координационного совета.
21. Координационный совет по результатам рассмотрения доклада и иных необходимых материалов в отношении каждого представленного в докладе нормативного правового акта Свердловской области, по которому не урегулированы разногласия, принимает одно из решений:
а) о возможности продления срока действия НПА, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в НПА или об отсутствии необходимости внесения изменений в НПА (в отношении нормативных правовых актов, срок действия которых не установлен) с учетом сроков, установленных частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) НПА, его отдельных положений;
б) о необходимости проведения в отношении НПА ОФВ в порядке, установленном постановлением N 1051-ПП.
22. По итогам рассмотрения проекта доклада на заседании Координационного совета Министерство экономики формирует заключение о достижении целей введения обязательных требований (далее - заключение), которое подписывают Министр экономики и территориального развития Свердловской области и руководитель исполнительного органа.
Форма заключения и требования к его содержанию утверждаются Министерством экономики (приложение N 2 к настоящим методическим рекомендациям).
Министерство экономики размещает заключение на портале КНД в течение 5 рабочих дней после его подписания.
23. На основании заключения исполнительным органом принимается одно из следующих решений:
- о возможности продления срока действия нормативного правового акта Свердловской области, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов Свердловской области, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт Свердловской области или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт Свердловской области (в отношении нормативных правовых актов Свердловской области, срок действия которых не установлен) с учетом сроков, установленных частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ, либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Свердловской области, его отдельных положений;
- о необходимости проведения оценки фактического воздействия нормативного правового акта Свердловской области в порядке, установленном постановлением Правительства Свердловской области от 26.11.2014 N 1051-ПП.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям по внедрению
порядка проведения процедуры оценки
применения обязательных требований,
содержащихся в нормативных правовых актах
Свердловской области, в том числе путем
проведения оценки фактического воздействия
ФОРМА
ПРОЕКТ ДОКЛАДА
О ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ВВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В НОРМАТИВНОМ ПРАВОВОМ АКТЕ
_________________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа государственной
власти - составителя доклада)
о достижении целей введения обязательных требований (далее - ОТ),
содержащихся в нормативном правовом акте (нормативных правовых актах)
(далее - НПА)
_________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта)
в регулируемой сфере общественных отношений, для которой осуществляется
оценка применения ОТ
_________________________________________________________________________
(наименование сферы регулирования)
1. Общая характеристика оцениваемых обязательных требований:
1.1. Наименование НПА (перечня НПА) и содержащегося в нем ОТ
(обязательных требований), в том числе реквизиты и источники
официального опубликования НПА (нормативных правовых актов), включая
сведения о внесенных изменениях (при наличии):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.2. Период действия НПА и (или) его отдельного положения
(положений):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.3. Сведения о полномочиях исполнительного органа государственной
власти на установление соответствующих обязательных требований:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.4. Общая характеристика общественных отношений, включая сферу
осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и
конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на
регулирование которых направлены обязательные требования:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.5. Нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей,
защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
1.6. Цели введения ОТ для каждого содержащегося в докладе НПА
(снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом
ценностям с указанием конкретных рисков):
Охраняемые законом ценности, защищаемые в соответствующей сфере общественных отношений |
Основные источники риска причинения вреда охраняемых законом ценностей, защищаемых в соответствующей сфере общественных отношений |
Ключевые показатели достижения цели регулирования НПА |
Фактическое значение ключевого показателя достижения цели регулирования НПА (если срок не наступил, то указывается прогнозное значение) |
Обоснование отклонения фактического значения от значения, установленного в информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта акта (в случае наличия отклонения) |
Источник данных |
||||||||||
наименование |
срок оценки достижения цели |
значение ключевого показателя достижения цели регулирования НПА |
|||||||||||||
Цель N 1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Цель N 2 |
|
|
|
|
|
|
|
1.7. Виды предпринимательской или иной экономической деятельности,
в отношении которых установлено ОТ (наименование и виды в соответствии с
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)):
_________________________________________________________________________
1.8. Основные группы контролируемых лиц, иные заинтересованные лица:
Группы контролируемых лиц по видам (подвидам) экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД (если ОТ распространяется на определенные виды предпринимательской или иной экономической деятельности) или по видам используемых для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности объектов, осуществляемым действиям (процессам), видам результатов предпринимательской или иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица |
Количество субъектов в группе |
Источник данных |
1. |
|
|
2. |
|
|
... |
|
|
1.9. Источники информации, используемые для подготовки проекта
доклада (для каждого источника информации указываются наименование,
источник получения, ссылка на положения проекта доклада, для
формирования которых использовался соответствующий источник информации):
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. Результаты оценки достижения целей введения ОТ для каждого
содержащегося в докладе нормативного правового акта, включающие
следующую информацию:
2.1. Соблюдение принципов установления и оценки применения ОТ,
установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об
обязательных требованиях в Российской Федерации":
2.1.1. Принцип законности (заполняется отдельно для каждого
обязательного требования)
Краткое описание содержания ОТ или группы ОТ | ||||
N° строки |
Критерий |
Выполнен либо не выполнен |
Обоснование |
|
1. |
Цель установления ОТ - защита охраняемых законом ценностей |
|
Приводятся сведения, подтверждающие, что ОТ установлено исключительно в целях защиты конкретных охраняемых законом ценностей, указанных в пункте 1.5 настоящего доклада и соответствующих признакам, предусмотренным частью 1 статьи 5 Закона N 247-ФЗ, и что данные цели соответствуют целым и предмету НПА. Должно быть указано, каким образом соблюдение ОТ влияет на снижение либо устранение конкретных рисков причинения вреда (ущерба) указанным охраняемым законом ценностям |
|
2. |
Соблюден порядок принятия и введения в действие НПА, в том числе проведена процедура оценки регулирующего воздействия |
|
Приводятся нормативное регулирование порядка принятия и введения в действие НПА, нормативное обоснование необходимости либо отсутствия необходимости проведения оценки регулирующего воздействия, а также фактические данные о порядке принятия и введения в действие НПА. В случае непроведения оценки регулирующего воздействия проекта, соответствующего НПА, указываются причины непроведения оценки регулирующего воздействия |
|
3. |
Соблюдены все условия установления ОТ: |
|
Для каждого из условия приводятся НПА с указанием их структурных единиц, определяющих соответствующее условие |
|
3.1. содержание ОТ (условия, ограничения, запреты, обязанности) |
|
|||
3.2. лица, обязанные соблюдать ОТ |
|
|||
3.3 в зависимости от объекта установления ОТ: а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливается ОТ; б) лица и используемые объекты, к которым предъявляется ОТ при осуществлении деятельности, совершении действий; в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливается ОТ |
|
|||
3.4 формы оценки соблюдения ОТ (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы) |
|
|||
3.5 исполнительные органы, осуществляющие оценку соблюдения ОТ |
|
|||
Источники сведений (в том числе ссылки на ресурсы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"): |
Вывод о соблюдении принципа: "да" либо "нет" ("да" - при условии
выполнения всех критериев).
_________________________________________________________________________
2.1.2. Принцип обоснованности ОТ (заполняется отдельно для каждого
ОТ)
Краткое описание содержания ОТ или группы ОТ | |||
N° строки |
Критерий |
Выполнен либо не выполнен |
Обоснование |
1. |
Несоблюдение ОТ приведет к возникновению угрозы рисков причинения вреда охраняемых законом ценностей, на защиту которых направлено ОТ (группа ОТ) |
|
Приводится обоснование с указанием статистических и иных данных (с указанием источников получения сведений), которое подтверждает существование рисков причинения вреда охраняемых законом ценностям в случае несоблюдения ОТ |
2. |
Регулирование НПА воздействует на основные причины (источники) рисков |
|
Приводится обоснование механизма воздействия ОТ на причины (источники) рисков, подтверждающее их снижение либо устранение |
3. |
Регулирование НПА является необходимым для снижения либо устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям в соответствии с целями регулирования (альтернативные способы решения проблемы, на которую направлено регулирование, не позволят достичь такого же или результата, который удалось получить, применяя оцениваемое регулирование) |
|
Приводится обоснование, подтверждающее необходимость и неизбыточность ОТ для снижения либо устранения указанных в пункте настоящего доклада рисков причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям. В частности, приводятся возможные альтернативные способы решения проблемы (в том числе на основе регионального опыта), качественная и количественная оценка их влияния на решение проблемы и снижение либо устранение соответствующих рисков причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям (используются сведения об альтернативных способах решения проблемы, представленные в информации для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проекта НПА, устанавливающего обязательное требование). Полученные результаты сравниваются с данными о текущем состоянии достижения целей регулирования НПА либо приводится обоснование невозможности решения проблемы альтернативными способами |
4. |
Регулирование НПА является достаточным для снижения либо устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям в соответствии с целями регулирования |
|
Вывод о достаточности соблюдения обязательного требования для снижения либо устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям возможен только в случае, если установлено достижение заявленных целей регулирования НПА. В случае невыполнения данного критерия даются предложения по изменению либо отмене обязательного требования и (или) альтернативных способах решения проблемы |
5. |
Регулирование НПА учитывает современный уровень развития науки, техники и технологий в рассматриваемой сфере общественных отношений, уровень развития национальной экономики и материально-технической базы |
|
Приводится обоснование, подтверждающее: - актуальность обязательного требования; - отсутствие связанных с неактуальностью обязательного требования препятствий для внедрения новых технологий в хозяйственную деятельность контролируемых лиц. Сведения приводятся с учетом результатов анализа правоприменительной практики, в том числе судебной практики, информации, полученной от контролируемых лиц, включая обращения контролируемых лиц. В частности, в случае наличия неоднократных обращений контролируемых лиц, наличия административных и судебных споров, свидетельствующих о неактуальности обязательного требования, вывод о выполнении критерия не может быть сделан |
Вывод о соблюдении принципа: "да" либо "нет" ("да" - при условии
выполнения всех критериев).
_________________________________________________________________________
2.1.3. Принцип правовой определенности и системности (заполняется
отдельно для каждого обязательного требования)
Краткое описание содержания обязательного требования или группы обязательных требований | |||
N строки |
Критерий |
Выполнен либо не выполнен |
Обоснование |
1. |
Обязательное требование имеет ясное, логичное и однозначно понимаемое содержание. Случаи различного толкования обязательного требования правоприменительными органами и (или) субъектами регулирования отсутствуют либо единичны и не связаны с содержанием или формулировкой обязательного требования |
|
Приводятся данные о наличии либо отсутствии проблем с уяснением содержания обязательного требования субъектами регулирования и правоприменительными органами. Сведения приводятся с учетом результатов анализа правоприменительной практики, в том числе судебной практики, информации, полученной от субъектов регулирования, включая обращения указанных субъектов. В случае наличия вступивших в законную силу судебных решений, выданных по результатам контрольно-надзорных мероприятий предписаний, иных результатов контрольно-надзорных мероприятий, результатов реализации иных форм оценки соблюдения обязательных требований, свидетельствующих о различном понимании правоприменительными органами содержания обязательного требования, или в случае неоднократных обращений субъектов регулирования, связанных с неясностью содержания обязательного требования, вывод о выполнении критерия не может быть сделан |
2. |
Обязательное требование находится в системном единстве с иными обязательными требованиями, в том числе отвечает следующим признакам: 1) соответствует целям и принципам законодательного регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений и правовой системы в целом |
|
Для каждого признака критерия приводится обоснование, подтверждающее соответствие обязательного требования признаку, основанное на результатах анализа законодательства в части структуры и иерархии нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, в том числе: 1) нормативно обоснованный вывод о согласованности обязательного требования с целями и принципами регулирования соответствующей сферы общественных отношений; 2) вывод о наличии либо отсутствии иных требований, дублирующих и противоречащих обязательному требованию, подтвержденный результатами анализа правоприменительной практики, в том числе судебной практики, информации, полученной от субъектов регулирования, включая обращения указанных субъектов. В случае наличия вступивших в законную силу судебных решений, выданных по результатам контрольно-надзорных мероприятий предписаний, иных результатов контрольно-надзорных мероприятий, результатов реализации иных форм оценки соблюдения обязательных требований, свидетельствующих о наличии иных требований, дублирующих или противоречащих обязательному требованию, вывод о выполнении критерия не может быть сделан |
2) отсутствуют дублирующие обязательные требования, в том числе на различных уровнях регулирования (законный и подзаконный) |
|
||
3) отсутствуют противоречащие обязательные требования, в том числе на различных уровнях регулирования (законный и подзаконный)
|
|
Вывод о соблюдении принципа; "да" либо "нет" ("да" - при условии
выполнения всех критериев).
_________________________________________________________________________
2.1.4. Принцип открытости и предсказуемости
Краткое описание содержания обязательного требования или группы обязательных требований | |||
N строки |
Критерий |
Выполнен либо не выполнен |
Обоснование |
1. |
Проект НПА, устанавливающего обязательное требование, публично обсуждался в установленном порядке |
|
Указываются сведения о факте и сроках проведения обсуждения (консультаций) проекта соответствующего НПА и о процедурах, в рамках которых оно проводилось (общественное обсуждение, независимая антикоррупционная экспертиза, рассмотрение на общественном совете при органе власти, оценка регулирующего воздействия) |
2. |
НПА, устанавливающий обязательное требование, официально опубликован в установленном порядке |
|
Приводятся сведения о дате и источнике официального опубликования нормативного правового акта |
3. |
НПА, устанавливающий обязательное требование, имеет срок действия в соответствии со статьей 3 Закона N 247-ФЗ |
|
Заполняется для всех обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами |
4. |
Обязательное требование включено в размещенный на официальном сайте исполнительного органа государственной власти, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений |
|
Заполняется для обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), предоставления лицензий и иных разрешений. Приводится ссылка на соответствующую страницу официального сайта исполнительного органа государственной власти с указанием порядкового номера, присвоенного соответствующему нормативному правовому акту в перечне |
Вывод о соблюдении принципа: "да" либо "нет" ("да" - при условии
выполнения всех критериев).
_________________________________________________________________________
2.1.5. Принцип исполнимости обязательных требований (заполняется
отдельно для каждого обязательного требования)
Краткое описание содержания обязательного требования или группы обязательных требований | |||
N строки |
Критерий |
Выполнен либо не выполнен |
Обоснование |
1. |
Обязательное требование является фактически исполнимым |
|
Указывается размер издержек субъектов регулирования (хозяйствующих субъектов), возникающих в связи с необходимостью соблюдения обязательного требования |
2. |
Затраты на исполнение обязательного требования соразмерны (пропорциональны) рискам, на снижение либо устранение которых направлено регулирование нормативного правового акта |
|
Сравниваются издержки контролируемых лиц (хозяйствующих субъектов), возникающие в связи с необходимостью соблюдения обязательного требования, и количественный показатель достижения заявленных при принятии НПА целей установления обязательного требования. На основании результатов сравнения приводится обоснованный фактическими данными вывод о соразмерности рассматриваемых затрат рискам |
3. |
Издержки контролируемых лиц, связанных с соблюдением обязательного требования, не являются причиной отказа от ведения соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности |
|
Анализируются данные: 1) о динамике численности субъектов регулирования в период действия обязательного требования по годам, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки отчета об оценке фактического воздействия НПА; 2) информация, полученная от субъектов регулирования, о влиянии объема издержек на соблюдение обязательного требования на экономическую привлекательность, доступность, состояние конкурентной среды в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. На основании результатов анализа приводится обоснование выполнения критерия |
4. |
Исполнение обязательного требования не приводит к невозможности исполнения других обязательных требований |
|
Приводятся сведения, подтвержденные результатами анализа правоприменительной практики, в том числе судебной практики, информации, полученной от субъектов регулирования, включая обращения субъектов регулирования. В случае наличия вступивших в законную силу судебных решений, предписаний, выданных по результатам контрольно-надзорных мероприятий, иных результатов контрольно-надзорных мероприятий, результатов реализации иных форм оценки соблюдения обязательных требований, свидетельствующих о невозможности соблюдения иных обязательных требований вследствие соблюдения оцениваемых обязательных требований, вывод о соблюдении критерия не может быть сделан |
Вывод о соблюдении принципа: "да" либо "нет" ("да" - при условии
выполнения всех критериев).
_________________________________________________________________________
2.2. Сведения о достижении целей установления обязательных
требований
Краткое описание содержания обязательных требований или группы обязательных требований | ||||
N строки |
Наименование (вид) охраняемых законом ценностей, защищаемых НПА |
Характеристика заявленных целей установления обязательных требований (если проводилась оценка регулирующего воздействия, то данные приводятся с учетом оценки регулирующего воздействия) |
Текущая ситуация с достижением целей регулирования |
Обоснование отклонения фактического значения от целевого значения (в случае наличия отклонения) |
|
|
Количественные показатели (указывается целевое количественное значение) |
Количественные показатели (указывается фактически достигнутое количественное значение) |
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
Источники сведений: |
|
2.3.1. Издержки и выгоды (преимущества) контролируемых лиц,
связанные с соблюдением оцениваемых обязательных требований
2.3. Информация о динамике ведения предпринимательской или иной
экономической деятельности в соответствующей сфере общественных
отношений в период действия обязательных требований, применение которых
является предметом оценки
Краткое описание содержания обязательных требований или группы обязательных требований | |||||||
N строки |
Группы контролируемых лиц |
Прямые издержки контролируемых лиц |
|||||
1. |
Группа N 1 |
Вид издержек |
Ожидаемый размер (по всем контролируемым лицам и из расчета на одно контролируемое лицо соответствующей группы, в рублях) |
Сведения о фактическом размере (по всем контролируемым лицам и из расчета на одно контролируемое лицо соответствующей группы, в период действия обязательных требований, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада, в рублях) |
Сроки осуществления процедур, необходимых в соответствии с обязательными требованиями |
||
предусмотренные нормативным правовым актом (в календарных днях) |
фактические (в календарных днях) |
||||||
1) затраты на приобретение оборудования, средств производства, переоборудование (подготовку) помещения, необходимые для соблюдения обязательных требований |
|
|
|
|
|||
2) затраты на разработку документации, необходимой для соблюдения обязательных требований (в том числе затраты на оказание (выполнение) необходимых специализированных услуг (работ) |
|
|
|
|
|||
3) затраты на получение разрешений, проведение экспертиз, иных форм официальных оценок, предусмотренных обязательными требованиями (в том числе затраты на оказание (выполнение) необходимых специализированных услуг (работ) |
|
|
|
|
|||
4) затраты на уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей (кроме затрат на предоставление государственных услуг в связи с получением разрешений, проведением экспертиз, иных форм официальных оценок, предусмотренных обязательными требованиями) |
|
|
|
|
|||
5) затраты на ввод объекта в эксплуатацию |
указывается средний годовой размер |
указывается средний годовой размер |
|
|
|||
6) затраты на обеспечение соблюдения обязательных требований в связи с полученным разрешением: затраты на обслуживание оборудования, средств производства, помещений, необходимых для осуществления деятельности в соответствии с обязательными требованиями, на обучение либо повышение квалификации персонала | |||||||
ИТОГО по группе N 1: |
|
|
|
|
|||
Выводы и предложения по изменению регулирования по итогам анализа содержащихся в настоящей таблице данных о прямых издержках контролируемых лиц, в том числе: 1) выводы о соотношении ожидаемого и фактического размера издержек; 2) выводы о степени пропорциональности издержек рискам, на снижение либо устранение которых направлены обязательные требования (с учетом сведений о достижении целей регулирования); 3) выводы о пропорциональности сроков осуществления процедур содержанию таких процедур; 4) выводы о соотношении нормативно установленных и фактических сроков осуществления процедур; 5) предложения о способах снижения издержек контролируемых лиц на соблюдение обязательных требований; 6) предложения об оптимизации процессов и процедур, регулируемых обязательными требованиями, с целью снижения издержек контролируемых лиц и сокращения сроков осуществления процедур; 7) предложения о сокращении нормативно установленных и фактических сроков осуществления процессов и процедур, регулируемых обязательными требованиями. В случае если данные в таблице приведены для двух и более групп субъектов регулирования, выводы приводятся в отношении каждой группы субъектов регулирования | |||||||
Источники сведений: |
Краткое описание содержания обязательных требований или группы обязательных требований | |||||||
N строки |
Группы субъектов регулирования |
Выгоды (преимущества) субъектов регулирования, связанные с соблюдением обязательных требований |
|||||
1. |
Группа N 1 |
Вид выгод (преимуществ) |
Ожидаемый размер (по всем субъектам регулирования и из расчета на одного субъекта регулирования соответствующей группы, в рублях) |
Сведения о фактическом размере (по всем субъектам регулирования и из расчета на одного субъекта регулирования соответствующей группы, в период действия обязательных требований, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада, в рублях) |
Сроки получения выгод (преимуществ) |
||
предусмотренные НПА (в календарных днях) |
фактические (в календарных днях) |
||||||
1) льготы (в том числе льготное налогообложение, льготные ставки по кредитам) |
|
|
|
|
|||
2) субсидии |
|
|
|
|
|||
3) иные меры государственной поддержки контролируемых лиц |
|
|
|
|
|||
4) иные прямые выгоды (преимущества) |
|
|
|
|
|||
ИТОГО по группе N 1: |
|
|
|
|
|||
Выводы и предложения по изменению регулирования по итогам анализа содержащихся в таблице сведений о выгодах (преимуществах) субъектов регулирования, в том числе: 1) выводы о соотношении размера выгод (преимуществ) контролируемых лиц с прямыми издержками, связанными с соблюдением обязательных требований; 2) выводы о фактической доступности выгод (преимуществ), связанных с соблюдением обязательных требований, для контролируемых лиц, в том числе в связи со сроками получения соответствующих выгод (преимуществ); 3) предложения об изменении регулирования с целью обеспечения фактической возможности получения выгод (преимуществ) контролируемыми лицами, включая субъекты малого и среднего предпринимательства; 4) предложения об изменении регулирования с целью сокращения нормативно установленных и фактических сроков получения выгод (преимуществ) контролируемыми лицами. В случае если данные в таблице приведены для двух и более групп контролируемых лиц, выводы приводятся в отношении каждой группы контролируемых лиц | |||||||
Источники сведений: |
2.3.2. Поступления в областной бюджет, связанные с обеспечением
соблюдения оцениваемых обязательных требований
Краткое описание содержания обязательных требований или группы обязательных требований | |||
N строки |
Виды поступлений в региональный бюджет, связанные с обеспечением соблюдения оцениваемых обязательных требований |
Ожидаемый годовой размер (в рублях) |
Сведения о динамике размера поступлений (в период действия обязательных требований, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада, в рублях) |
1. |
Налоги |
|
|
2. |
Сборы (в том числе государственная пошлина) |
|
|
3. |
Иные обязательные платежи |
|
|
4. |
Поступления в региональный бюджет в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за нарушение обязательных требований, в том числе штрафы, конфискации, компенсации |
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
Выводы и предложения по изменению регулирования по итогам анализа поступлений в региональный бюджет, связанные с обеспечением соблюдения обязательных требований, в том числе с точки зрения финансовой нагрузки на контролируемые лица в связи с соблюдением обязательных требований с учетом прямых издержек на их соблюдение | |||
Источники сведений: |
2.4. Сведения о соблюдении обязательных требований в
соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к
ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и
массовых нарушениях обязательных требований, в том числе о количестве
зафиксированных правонарушений
N строки |
НПА и их структурные части, устанавливающие ОТ |
Сведения о динамике количества предписаний, выданных по результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении контролируемых лиц, содержащих требование об устранении нарушений обязательного требования (за каждый год в период действия обязательного требования, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада) |
Сведения о динамике количества неисполненных предписаний, выданных по результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении контролируемых лиц, содержащих требование об устранении нарушений обязательного требования (за каждый год в период действия обязательного требования, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада) |
Сведения о динамике доли неисполненных предписаний, выданных по результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении контролируемых лиц, содержащих требование об устранении нарушений обязательного требования (за каждый год в период действия обязательного требования, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки доклада, в процентах) |
Сведения о динамике количества вступивших в законную силу решений о привлечении контролируемых лиц к административной ответственности за нарушение обязательного требования (за каждый год в период действия обязательного требования, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки доклада) |
Сведения о динамике доли контролируемых лиц, привлеченных к административной ответственности за несоблюдение обязательного требования, относительно общего числа контролируемых лиц (за каждый год в период действия обязательного требования, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки доклада) |
1. |
НПА N 1 |
|
|
|
|
|
2. |
НПА N 2 ... |
|
|
|
|
|
Источники сведений: |
Типовые и массовые нарушения обязательных требований | ||||
N строки |
Содержание нарушения |
НПА и их структурные части, устанавливающие нарушенное обязательное требование |
НПА и их структурные части, предусматривающие ответственность за нарушение обязательных требований |
Основные причины нарушения обязательных требований (неясность, неисполнимость, отсутствие единообразной практики применения, фактическое неисполнение (уклонение) субъекта регулирования от соблюдения обязательных требований и так далее) |
1. |
Нарушение N 1 |
|
|
|
2. |
Нарушение N 2 |
|
|
|
Выводы и предложения по результатам анализа уровня соблюдения обязательных требований, типовых и массовых нарушений обязательных требований, в том числе: 1) выводы о динамике доли контролируемых лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение обязательных требований; 2) выводы об уровне исполнимости предписаний, выданных по результатам осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении контролируемых лиц, содержащих требование об устранении нарушений обязательных требований, а также основанные на результатах соответствующего анализа выводы о соблюдении принципа исполнимости обязательных требований; 3) выводы об основных причинах типовых и массовых нарушений обязательных требований, а также основанные на результатах соответствующего анализа выводы о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований (в частности, принципов обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, исполнимости обязательных требований); 4) предложения об изменении регулирования и (или) о принятии иных мер с целью устранения основных причин несоблюдения обязательных требований, в том числе о возможности пересмотра системы оцениваемых обязательных требований | ||||
Источники сведений: |
2.5. Количество и анализ содержания обращений контролируемых и
заинтересованных лиц в уполномоченные органы, по вопросам, связанным с
применением ОТ
N строки |
НПА и его структурные части, устанавливающие обязательные требования, краткое описание содержания соответствующих обязательных требований |
Сведения о динамике количества обращений контролируемых лиц, поступивших в уполномоченные органы, по вопросам соблюдения (применения) обязательных требований (за каждый год в период действия обязательных требований, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада) |
Наиболее часто встречающиеся проблемы (вопросы) соблюдения (применения) обязательных требований, указанные в обращениях контролируемых лиц |
Сведения о динамике доли контролируемых лиц, направивших обращения по вопросам соблюдения и применения обязательных требований, относительно общего числа контролируемых лиц (за каждый год в период действия обязательных требований, но не более 6 лет, предшествующих году подготовки проекта доклада) |
|
содержание проблемы (вопроса) |
основные причины возникновения проблемы (вопрос исполнимости обязательных требований, неясность обязательных требований, избыточные траты на соблюдение, иные причины) |
||||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Выводы и предложения по результатам анализа обращений контролируемых лиц, в том числе: 1) выводы об основных проблемах соблюдения и применения обязательных требований; 2) выводы об основных причинах проблем соблюдения и применения обязательных требований, а также основанные на результатах соответствующего анализа выводы о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований (в частности, принципов обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, исполнимости обязательных требований); 3) предложения об изменении регулирования и (или) принятии иных мер с целью устранения основных проблем соблюдения и применения обязательных требований, в том числе о возможности пересмотра системы оцениваемых обязательных требований | |||||
Источники сведений: |
2.6. Количество и анализ содержания вступивших в законную силу
судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных
требований, и по делам об оспаривании нормативных правовых актов,
содержащих обязательные требования
НПА и его структурные части, устанавливающие обязательные требования, краткое описание содержания соответствующих ОТ |
Число вступивших в законную силу судебных актов (за период действия обязательных требований) |
Проблемы (вопросы) соблюдения и применения обязательных требований, ставшие поводом для судебных споров по делам об оспаривании нормативных правовых актов и содержащих обязательные требования, и по делам об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснений обязательных требований |
|||||||||
Дела об оспаривании решений, действий регионального органа власти и его должностных лиц, НПА, связанных с применением обязательных требований |
Дела об оспаривании НПА, содержащих обязательные требования |
Дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснений обязательных требований |
Содержание проблемы (вопроса), в том числе указание на вышестоящий НПА, соответствие которому оспаривалось, а также приведение судебной позиции по соответствующему спору |
Основные причины возникновения проблемы (отсутствие полномочий у регионального органа власти, принявшего НПА, устанавливающего обязательные требования, на установление соответствующих обязательных требований; противоречие положений НПА, устанавливающего обязательные требования, вышестоящим нормативным правовым актам; нарушение принципа правовой определенности при установлении обязательных требований; установление обязательных требований актом, не являющимся НПА по формальным признакам; иные причины) |
|||||||
НПА N 1, ОТ или группа ОТ 1 |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
Выводы и предложения по результатам анализа соответствующей судебной практики, в том числе: 1) выводы об основных проблемах соблюдения и применения ОТ; 2) выводы об основных причинах проблем с соблюдением и применением ОТ, а также основанные на результатах соответствующего анализа выводы о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований; 3) предложения о возможных изменениях регулирования и (или) о принятии иных мер с целью устранения основных проблем соблюдения и применения ОТ. | |||||||||||
Источники сведений: |
2.7. Иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения
обязательных требований и достижение целей их установления
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных
требований (выбрать одно из возможных):
- о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования без
внесения изменений в НПА, за исключением положений, устанавливающих срок
его действия;
- о целесообразности признания утратившими силу отдельных положений
(положения) НПА и возможности продления срока его действия;
- о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования и
отмене (признании утратившим силу) НПА;
- о целесообразности проведения оценки фактического воздействия НПА.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по внедрению порядка проведения
процедуры оценки применения
обязательных требований,
содержащихся в нормативных
правовых актах Свердловской
области, в том числе путем
проведения оценки фактического
воздействия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о достижении целей введения обязательных требований
Министерство экономики и территориального развития Свердловской
области в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской
области от 09.03.2023 N 154-ПП "Об утверждении порядка установления в
нормативных правовых актах Свердловской области обязательных требований
и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах
Свердловской области обязательных требований" и от 26.11.2014 N 1051-ПП
"О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных
правовых актов Свердловской области и экспертизы нормативных правовых
актов Свердловской области" (далее - Правила проведения оценки
применения, в том числе ОФВ) рассмотрело доклад о достижении целей
установления обязательных требований, содержащихся в нормативном
правовом акте (нормативных правовых актах),
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________,
(наименование нормативного правового акта)
направленный для подготовки настоящего заключения________________________
_________________________________________________________________________
(наименование исполнительного органа государственной власти Свердловской
области, направившего нормативный правовой акт - далее
исполнительный орган)
(далее - исполнительный орган), и сообщает следующее.
Доклад направлен для подготовки настоящего заключения______________.
(впервые/повторно)
_____________________________________________________________________<5>.
(информация о предшествующей подготовке заключения о достижении целей
введения обязательных требований)
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено,
что при проведении оценки применения нарушений Правил проведения оценки
применения, в том числе ОФВ, которые могут оказать негативное влияние на
обоснованность полученных исполнительным органом результатов, не
выявлено. Исполнительным органом проведены публичные консультации по
докладу о достижении целей введения обязательных требований в сроки
с ________________________________ по ____________________________.
(срок начала публичного обсуждения) (срок окончания публичного обсуждения)
Информация об оценке применения размещена разработчиком на
официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
по адресу: _____________________________________________________________.
(полный электронный адрес размещения нормативного правового
акта в сети "Интернет")
На основе проведенной оценки применения с учетом информации,
представленной исполнительным органом в докладе о достижении целей
введения обязательных требований, сделаны следующие выводы:______________
________________________________________________________________________.
(комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в
нормативных правовых актах, в соответствующей сфере общественных
отношений, оценка достижения целей введения обязательных требований,
оценка эффективности введения обязательных требований, выявленные
избыточные обязательные требования)
________________________________________________________________________.
(учет принципов установления и оценки применения обязательных требований)
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
(обоснование выводов, а также иные замечания и предложения
уполномоченного органа)
Указание (при наличии) на приложения.
Министр экономики и территориального
развития Свердловской области
_____________________________________ _____________ _____________
(Ф.И.О) (дата) (подпись)
Руководитель (заместитель руководителя)
исполнительного органа
_______________________________________ _____________ _____________
(Ф.И.О) (дата) (подпись)
-----------------------------
<5> Указывается в случае направления исполнительным органом нормативного
правового акта повторно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 26 октября 2023 г. N 13-НПА "Об утверждении методических рекомендаций по внедрению порядка проведения процедуры оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Свердловской области"
Вступает в силу с 9 ноября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации (http://www.pravo.gov.ru) 1 ноября 2023 г. N 6601202311010003
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 3 ноября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономики и территориального развития Свердловской области от 29 марта 2024 г. N 5-НПА
Изменения вступают в силу с 4 апреля 2024 г. и распространяют действие на отношения, возникшие с 25 декабря 2023 г.