г. Краснодар |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А01-1575/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея (ИНН 0105019827, ОГРН 1020100700707) и заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Лаурита" (ИНН 0105050560, ОГРН 1060105018357), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаурита" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 по делу N А01-1575/2020, установил следующее.
Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - министерство, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о привлечении ООО "Лаурита" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 27.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.09.2020, суд привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса в виде 100 тыс. рублей штрафа. Алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 02.03.2020, суд направил на уничтожение.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением министерством порядка производства по делу об административном правонарушении и отсутствием правовых оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требования административного органа. Общество не оспаривая наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса, полагает, что административным органом нарушен порядок производства по административному делу. По мнению общества, суды необоснованно не приняли во внимание, что законный представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Направление извещений от 31.03.2020 N 03-1851, 14.04.2020 N 03-2117 на адрес электронной почты не может быть признан надлежащим доказательством, свидетельствующим о том, что административный орган принял необходимые и достаточные меры для извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что ни приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в буфете, расположенном по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гоголя, 56, по лицензии N 01РПО0000216, бланк К N056127, сроком действия с 27.12.2018 по 27.12.2019.
В связи с окончанием срока действия выданной обществу лицензии, министерство решением от 27.12.2019 N 370, выдало обществу временное разрешение N 01РРО0000023 на хранение и возврат остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции поставщику с 28.12.2019 по 27.02.2020 в помещении по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гоголя, 56.
Решением от 22.01.2020 N 006 министерство выдало обществу лицензию N 01РПА0000884, бланк К N 056463, сроком действия с 22.01.2020 по 22.04.2020 на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах, расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Курганная, 350, г. Майкоп, ул. Пролетарская, 154/ул. Шовгенова, 212.
В рамках предоставления государственной услуги "лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" и в целях оценки соответствия сведений, содержащихся в представленном обществом заявлении о переоформлении лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции лицензионным требованиям, 02.03.2020 заместитель начальника и консультант министерства на основании приказа от 26.02.2020 N 60-п "О проведении внеплановой выездной проверки" произвели обследование предприятия торговли на соответствие лицензионным требованиям, расположенного по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гоголя, 56.
В ходе обследования помещений общества, расположенных по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гоголя, 56, должностные лица министерства обнаружили алкогольную продукцию. Согласно отчетам ЕГАИС по 1 регистру и по 2 регистру об объемах остатков алкогольной продукции в помещении общества, расположенном по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гоголя, 56, на остатках находится 0,44649 тыс. дал (5 607 штук) алкогольной продукции.
Определением 02.03.2020 N 1 министерство возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении и назначило проведение административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
В ходе административного расследования, 02.03.2020 должностные лица министерства, в присутствии продавца общества, произвели осмотр (с применением технических средств фиксации), принадлежащих обществу помещений по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Гоголя, 56, в ходе которого выявили остатки алкогольной продукции различных наименований, тогда как по состоянию на 28.02.2020 (после окончания срока действия временного разрешения N 01РРО0000023), у общества по указанному адресу не могло быть в обороте алкогольной продукции.
Установив, что общество осуществляло деятельность по реализации алкогольной продукции по адресу: г. Майкоп, ул. Гоголя, 56 в отсутствие лицензии розничной продажи алкогольной продукции, поскольку в выданной обществу лицензии N 01РПА0000884 со сроком действия с 22.01.2020 по 22.04.2020 на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах, расположенных по адресу: г. Майкоп, ул. Курганная, 350, г. Майкоп, ул. Пролетарская, 154/ул. Шовгенова, 212, отсутствовало указание на розничную продажу алкогольной продукции по адресу: Майкоп, ул. Гоголя, 56, министерство составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 15.04.2020 N 009 и на основании статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 150 тыс. рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Кодекса, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса. При этом суды обоснованно исходили из того, что факт осуществления обществом деятельности по реализации алкогольной продукции по адресу: г. Майкоп, ул. Гоголя, 56, в отсутствие лицензии розничной продажи алкогольной продукции, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15.04.2020 N 009, протоколом осмотра от 02.03.2020, фото- и видеоматериалами, произведенными при проведении осмотра, протоколом изъятия от 02.03.2020, составленным в присутствии продавца общества.
Выводы судов о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса, общество не оспаривает.
Установив, что у общества имелась объективная возможность для выполнения лицензионных условий и требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим оборот алкогольной продукции, суды сделали вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды установили соблюдение министерством порядка производства по административному делу.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 25.15 Кодекса лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Судебные инстанции установили, что 18.03.2020 в "Вестнике государственной регистрации" опубликовано уведомление о том, что единственным участником общества Гамбарян С.П. принято решение о ликвидации общества, где адресом для направления корреспонденции указан адрес: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Курганная, 344, который совпадает с адресом регистрации организации согласно сведениям из ЕГРЮЛ.
03 марта 2020 года министерство направило обществу посредством почтовой связи по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Курганная, 344, а также на электронный адрес организации sofiya616@bk.ru (указанный в лицензии N 01РПА0000884), определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.03.2020.
26 марта 2020 года министерство направило обществу посредством почтовой связи по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Курганная, 344, а также на электронный адрес организации sofiya616@bk.ru извещение от 26.03.2020 N 03-1758 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 Кодекса на 31.03.2020, что подтверждается имеющимися в материалах административного дела почтовыми квитанциями от 26.03.2020 N 38500045089846 и сведениями об электронном отправлении сообщения.
31 марта 2020 года в министерство от директора общества поступила телефонограмма о невозможности явиться для составления протокола по причине риска возникновения и распространения коронавирусной инфекции. Из телефонограммы следует, что директор осведомлен о возбужденном в отношении общества административном правонарушении и уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении 31.03.2020 посредством почтовой связи. Указанное обстоятельство суды обоснованно расценили в качестве свидетельствующего о том, что обществу было известно о событии совершенного правонарушения, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Определением от 31.03.2020 административный орган продлил срок проведения административного расследования до 17.04.2020.
После продления срока проведения административного расследования министерство 02.04.2020 направило обществу посредством почтовой связи по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Курганная, 344, а также на электронный адрес организации, извещение от 31.03.2020 N 03-1851 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи. 14.17 Кодекса на 15.04.2020, что подтверждается почтовой квитанцией от 02.04.2020 N 38500045099371 и сведениями о направлении электронного сообщения.
Копии материалов дела об административном правонарушении (определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.03.2020, копии протоколов осмотра и изъятия от 02.03.2020) вручены продавцу общества Васильевой Т.М. 02.03.2020, а также 14.04.2020 направлены на официальный адрес электронной почты общества sofiya616@bk.ru (извещение от 14.04.2020 N 03-2117 с проектом протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 14.17 Кодекса для ознакомления и внесения замечаний, пояснений, которые будут отражены в протоколе. Обществу предложено письменно изложить свою позицию по протоколу об административно правонарушении (согласие или возражения на протокол, замечания на протокол, объяснения, по обстоятельствам, изложенным в протоколе и т. д.) и до 15 часов 15.04.2020 направить на электронную почту torgra_01@mail.ru или mineco@minecora.ru.
То обстоятельство, что общество было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 15.04.2020 и ему направлялись документы для ознакомления с ними и представления возражений, подтверждается представленным в материалы дела информационным письмом общества (л. д. 95 - 96, том 1), однако свои возражения и замечания, в том числе на электронную почту torgra_01@mail.ru или mineco@minecora.ru, общество не представило.
15 апреля 2020 года министерство составило протокол об административном правонарушении от 15.04.2020 N 009, который направило обществу почтовой связью по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Курганная, 344, что подтверждается почтовой квитанцией от 16.04.2020 N 38500046002424.
Судебные инстанции установили, что процессуальные документы направлены министерством по адресу электронной почты общества sofiya616@bk.ru, указанному в лицензии N 01РПА0000884, что не противоречит требованиям части 3 статьи 25.4 и части 1 статьи 25.15 Кодекса. Доказательства того, что указанные документы не поступали на адрес электронной почты sofiya616@bk.ru, общество в материалы дела не представило.
Таким образом, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, суды сделали правильный вывод о том, что административным органом приняты меры по надлежащему уведомлению общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и соблюдена процедура производства по делу об административном правонарушении.
Суды исследовали довод общества о необходимости извещения ликвидатора общества о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении и, с учетом положений статей 54, 61, 92 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", установленных по делу фактических обстоятельств, дали ему соответствующую правовую оценку.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 Кодекса, продукция, изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 02.03.2020, направлена на уничтожение.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 по делу N А01-1575/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н.Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что процессуальные документы направлены министерством по адресу электронной почты общества sofiya616@bk.ru, указанному в лицензии N 01РПА0000884, что не противоречит требованиям части 3 статьи 25.4 и части 1 статьи 25.15 Кодекса. Доказательства того, что указанные документы не поступали на адрес электронной почты sofiya616@bk.ru, общество в материалы дела не представило.
...
Суды исследовали довод общества о необходимости извещения ликвидатора общества о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении и, с учетом положений статей 54, 61, 92 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", установленных по делу фактических обстоятельств, дали ему соответствующую правовую оценку.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса. Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.17 Кодекса, продукция, изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 02.03.2020, направлена на уничтожение."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 ноября 2020 г. N Ф08-9863/20 по делу N А01-1575/2020