Кредит для покупателя
Выбираем способ
Сотрудничаем с банком
Оформляем продажу
Ведем налоговый учет
НДС: не делайте ошибок
Платить ли налог с продаж
Важно все учесть
Привлечь клиентов можно не только скидками. Так, в последнее время очень популярной стала продажа в кредит. Это позволяет покупателю купить товар с минимальными первоначальными затратами, а фирме - стимулировать продажи.
Выбираем способ
Прежде чем начать продавать товары в кредит, фирма должна выбрать, каким способом она будет это делать. Их всего два.
Первый способ предполагает, что фирма за товар получает от покупателя только часть его стоимости. Остальную ее часть оплачивает банк, с которым он заключает договор потребительского кредита. Таким образом, магазин практически сразу получает все деньги за реализованный товар. Покупатель же в дальнейшем расплачивается уже с банком. Последний берет на себя все риски неоплаты покупателем товара.
Недостаток этого способа в том, что банк за предоставленный покупателю кредит взимает с фирмы комиссию.
Второй способ предполагает, что кредит выдает непосредственно магазин. Другими словами, покупателю предоставляется рассрочка оплаты товара. У способа есть два недостатка: во-первых, фирма ограничивает себя в оборотных средствах, а во-вторых, она берет на себя риск, что покупатель не внесет оставшуюся сумму и исчезнет вместе с товаром.
Однако практика показывает, что в большинстве случаев фирмы все же предпочитают сотрудничать с банком невзирая на проценты, поскольку они не так уж и высоки. В среднем их ставка колеблется от 2 до 4 процентов суммы кредита. Остановимся на первом способе подробнее.
Сотрудничаем с банком
Услуга потребительского кредитования появилась у нас сравнительно недавно. Сейчас такие кредиты выдают многие крупные банки.
Чтобы банк начал кредитовать ваших покупателей, необходимо предварительно заключить с ним договор об организации безналичных расчетов. Как правило, для этого фирме потребуется представить банку те же документы, что и при открытии банковского счета.
После того как такой договор будет заключен, покупатели смогут приобрести в вашем магазине товары в кредит.
Сам кредитный договор с покупателем может оформлять как представитель банка, так и работник самой фирмы, которого банк предварительно обучает. Отметим, что эту услугу банки обычно оказывают бесплатно.
Оформляем продажу
Продажа товара в кредит включает в себя две сделки. Во-первых, банк оформляет договор с покупателем, на основании которого ему предоставляется кредит. А во-вторых, между покупателем и магазином заключается договор розничной купли-продажи. И если первый составляется в письменной форме, то второй - в устной.
Чтобы оформить кредит покупателю, как правило, достаточно иметь при себе паспорт и один из следующих документов:
- водительские права;
- заграничный паспорт;
- страховое свидетельство Пенсионного фонда;
- свидетельство о присвоении ИНН;
- пенсионное удостоверение.
Кроме того, покупателю придется заполнить специальную анкету. Рассмотрев ее, банковский служащий решает вопрос о выдаче кредита. На это обычно уходит около получаса.
После этого ксерокопии представленных документов вместе с анкетой, а также один из экземпляров кредитного договора направляют в банк.
Затем покупатель в магазине делает первоначальный взнос (10-50% от стоимости товара), а оставшуюся часть перечисляет банк за счет выданного кредита.
Помните, что, приобретая товары в кредит, покупатель имеет те же права, что и при обычной покупке. То есть в случаях, определенных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", он может вернуть товар или обменять его на другой.
А магазину нужно знать, что в кредитном договоре может быть указано, что товар, приобретенный покупателем, является залогом. И если покупатель возвратит его фирме, то ей, возможно, придется расплачиваться за кредит.
Ведем налоговый учет
Реализуя товары в кредит, фирма разбивает выручку на две части:
- первая часть - это первоначальный взнос, который покупатель вносит в кассу магазина или оплачивает с помощью расчетной или кредитной карты;
- вторая часть - эта стоимость товара за вычетом первоначального взноса покупателя.
Вторую часть выручки банк перечисляет на счет магазина. И если у фирмы открыт расчетный счет в том же банке, эта часть поступает практически в тот же день, когда покупатель приобрел товар. Иначе деньги поступят с небольшим опозданием - через два или три дня. Кроме того, из этой суммы банк удержит свою комиссию за предоставленный покупателю кредит.
То, что поступившая вторая часть денег уменьшена на сумму банковской комиссии, не означает, что стоимость проданного товара снизилась. А это значит, что вся эта стоимость (за вычетом налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включается в доходы от реализации в целях исчисления налогооблагаемой прибыли.
Сумму банковской комиссии фирме следует включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Чтобы это сделать, нужно правильно составить договор об организации безналичных расчетов, заключаемый между магазином и банком. В нем нужно указать, что эта комиссия является платой за услуги, предоставляемые банком.
Налоговики, конечно же, потребуют от фирмы обосновать такие расходы. Аргументом могут служить увеличившиеся доходы фирмы от продаж в результате привлечения дополнительных покупателей.
НДС: не делайте ошибок
Как известно, многие фирмы рассчитывают НДС "по оплате". Отсюда и ошибки, часто возникающие у бухгалтеров таких фирм: они уменьшают налоговую базу по НДС на сумму комиссии по кредитному договору, которую удерживает банк с перечисляемых денег. Но это неправильно.
Реализовав товары, магазин отражает дебиторскую задолженность покупателя на ту часть их стоимости, которая оплачивается за счет потребительского кредита. Одновременно нужно показать кредиторскую задолженность магазина перед банком на сумму комиссии.
Участие банка в расчетах за проданный в кредит товар не меняет условий договора купли-продажи, в том числе и размера обязательств покупателя. Ведь оплачивает товар не банк, а покупатель. Кредитная организация лишь перечисляет деньги по его поручению.
После же того, как магазин получит от банка оставшуюся часть денег, все начисленные задолженности взаимопогашаются. Поэтому НДС нужно начислить исходя из всей оставшейся стоимости.
Книгу продаж в этом случае заполняют следующим образом. В день реализации нужно указать только часть поступившей выручки, то есть ту, которая была оплачена покупателем в кассу. Остальную же сумму отражают на день, когда банк перечислит деньги.
Платить ли налог с продаж
Налог с продаж фирме нужно начислить только с суммы, которую покупатель внес наличными деньгами или перечислил, используя расчетную или кредитную карту (ст.349 НК РФ). Поскольку остальную часть оплачивает банк, перечисляя деньги со счета, открытого покупателю, то с этой суммы налог с продаж начислять не нужно.
Отметим, что такой же позиции придерживаются и налоговые инспекторы в письме МНС России от 29 апреля 2002 г. N ВГ-6-03/638.
Важно все учесть
Как отразить в учете операций по продаже товаров кредит, покажет пример.
Пример
25 сентября 2003 года магазин ООО "Пассив" продал холодильник. Его стоимость - 50 400 руб. (в том числе НДС - 8000 руб. и налог с продаж - 2400 руб.).
Покупатель оплатил в магазине 10 процентов стоимости холодильника, то есть 5040 руб. (в том числе НДС - 800 руб. и налог с продаж - 240 руб.).
На остальную сумму без учета налога с продаж, то есть на 43 200 руб. ((50 400 - 5040) - (2400 - 240)), покупатель оформил кредит в банке.
26 сентября "Пассив" получил оставшуюся часть стоимости холодильника за вычетом комиссии банка (3% от суммы выданного кредита) - 41 904 руб. (43 200 руб. - 43 200 руб. х 3%).
Учетная политика фирмы для определения налоговой базы по НДС - "по оплате".
Таким образом, сумма НДС, начисленная с продажи холодильника, составит 8000 руб.
Книга продаж оформляется так:
- 25 сентября - записывают НДС в сумме 800 руб.;
- 26 сентября - 7200 руб. (8000 - 800).
Налог с продаж с этой операции начисляется в сумме 240 руб.
Для исчисления налога на прибыль в сентябре 2003 года "Пассив" получил:
- доход от реализации товара в сумме 40 000 руб. (50 400 - 8000 - 2400);
- расход в виде удержанной банком комиссии - 1296 руб. (43 200 руб. х 3%).
В учете "Пассива" делаются проводки:
25 сентября 2003 года
- 5040 руб. - получена от покупателя частичная оплата за холодильник;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 800 руб. - начислен НДС с реализации;
Дебет 90 субсчет "Налог с продаж" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу с продаж"
- 240 руб. - начислен налог с продаж с реализации;
- 43 200 руб. - отражена задолженность покупателя за холодильник;
Дебет 44 Кредит 76 субсчет "Расчеты с банком"
- 1296 руб. - отражена задолженность перед банком на сумму комиссии по предоставленному покупателю кредиту;
Дебет 90-2 Кредит 44 субсчет "Расчеты с банком"
- 1296 руб. - списаны расходы на комиссию банка;
Дебет 90-3 Кредит 76 субсчет "НДС по неоплаченным товарам"
- 7200 руб. (8000 - 800) - начислен НДС, относящийся к неоплаченной части стоимости холодильника;
26 сентября 2003 года
- 41 904 руб. - получена оставшаяся часть стоимости холодильника за вычетом комиссии банка;
Дебет 76 субсчет "Расчеты с банком" Кредит 62
- 1296 руб. - зачтены встречные обязательства;
Дебет 76 субсчет "НДС по неоплаченным товарам" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
- 7200 руб. - начислен НДС с оплаченной части стоимости холодильника.
Е. Громов,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.