Что нам стоит склад построить...
Чтобы ускорить вычеты
Не только НДС
Выгоды "упрощенки"
Окончательное решение
Хозспособ, он же строительство собственными силами, означает, что вы не привлекаете к работам подрядные фирмы. Это реально, так как далеко не на все строительные работы нужно оформлять лицензии. Все зависит от уровня ответственности возводимой постройки.
Согласно ГОСТ 27751-88, их всего три: I - повышенный, II - нормальный, III - пониженный. Лицензию нужно оформлять только при работе с I и II уровнями.
Например, повышенный уровень принимают для установки нефтяных резервуаров вместимостью 10 000 кубометров и более, производственных зданий с пролетами 100 и более метров, а также для уникальных зданий и сооружений. Нормальный уровень ответственности - это здания и сооружения массового строительства (жилые дома, общественные заведения, производственные цеха и проч.). А вот для сооружений сезонного или вспомогательного назначения (летние павильоны, небольшие склады, ангары) принимают пониженный уровень ответственности. Так что для строительства склада лицензия вам не понадобится.
В результате можно не только снизить инвестиционные затраты, но и уменьшить стоимость основного средства. Например, сразу списать расходы на аренду строительной техники как косвенные. То есть в стоимость основного средства будут входить лишь прямые затраты (зарплата, стоимость материалов и проч.).
Однако свое право на буквальное прочтение пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса вам скорее всего придется отстаивать в суде. А со стоимости строительных работ придется заплатить НДС.
Именно последнее обстоятельство заставляет большинство бухгалтеров говорить о предпочтении подрядного способа строительству хозспособом. Выход, как обычно это бывает, нашли юристы. Многие из них предлагают поручить ведение строительства дочерней фирме, уже существующей или специально учрежденной для этих целей.
Чтобы ускорить вычеты
Строительство хозспособом вынудит вас долгое время аккумулировать входящие суммы НДС на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Списать их можно лишь при определенных условиях.
"Входной НДС по зданию, построенному подрядным способом, можно принять к вычету, если оно введено в эксплуатацию и документы на него переданы на государственную регистрацию, - рассказывает Владимир Тарасов, эксперт бератора "НДС от А до Я". - Кроме того, его можно принять к вычету и в том случае, если вы продадите свою "незавершенку". Причем эти принципы распространяются и на давальческое сырье".
В то же время подрядчик может списывать НДС в обычном порядке, сразу. Поскольку подрядчик "свой", аванс ему можно не перечислять, и вы не теряете входной НДС за счет отвлечения средств.
После завершения строительства подрядчик выписывает счет-фактуру и вы перечисляете оплату. НДС, который в нее включен, "дочка" ставит к уплате в бюджет, а ваша фирма - к вычету.
Возможность регулировать момент платежа за выполненные работы позволяет оптимизировать НДС при учетной политике "по оплате". Дело в том, что по капитальным вложениям НДС списывается особым образом, после того, как объект будет введен в эксплуатацию. Поэтому если сдача объекта произойдет в одном месяце, а его ввод в эксплуатацию, например, в следующем - оплату лучше попридержать.
В этом случае вы сможете поставить НДС к вычету в том же месяце, в котором перечислите деньги. Впрочем, разрыв между сдачей объекта и его вводом в эксплуатацию всегда короче, чем период строительства. А значит, время предъявления вычетов по НДС сокращается даже при учетной политике "по отгрузке".
Не только НДС
Основное средство всегда означает налог на имущество. Чтобы снизить налоговое бремя в нашем случае, нужно уменьшить стоимость постройки, а она в свою очередь зависит от того, как составлена смета.
В этом отношении строительство "своими силами" выгодно отличается от подрядного способа: в смете будут в основном прямые расходы, например стоимость материалов, зарплата рабочих, затраты на транспортные и прочие услуги. Почти никаких накладных расходов и отсутствие плановых накоплений - нормы прибыли, которая обычно начисляется на сумму прямых и накладных расходов.
Конечно, где-нибудь в Тамбове норма прибыли не 400 процентов, как у московских фирм, а 10-15. И все же запланировать себе самые минимальные накопления и обойтись без накладных расходов и прочих накруток сможет только "свой" подрядчик.
Здесь есть лишь один тонкий момент, который может вам дорого обойтись. Если фирма-участница схемы окажется дочерней или зависимой от вашей фирмы, вы автоматически попадете под налоговый контроль за "рыночностью" цен по статье 40 Налогового кодекса.
Под подозрением на "взаимозависимость" оказываются не только фирмы, но и их учредители. Желательно, чтобы в уставах двух ваших фирм не упоминались одинаковые фамилии и близкие родственники.
Впрочем, даже почти убыточную стройку можно оправдать с помощью Методических указаний по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25.2001. Они утверждены постановлением Госстроя России от 28 февраля 2001 г. По этой методичке норма прибыли определяется в процентах от суммы, выделенной на оплату труда строителей.
Для строительно-монтажных работ этот показатель составляет 65 процентов, а для ремонтно-строительных и того меньше, всего 50.
Если учесть, что официальная зарплата в России - чуть больше тысячи рублей, "накрутка" будет небольшой. Например, на зарплату для бригады "своих" строителей из пяти человек можно выделить 5000 рублей в месяц. Допустим, за это время вы собираетесь построить склад. Сметная прибыль составит всего 2,5 тысячи рублей.
Выгоды "упрощенки"
На первый взгляд, работать с подрядчиком-"упрощенцем" совершено невыгодно. Он не может предъявить входной НДС к вычету, и у вас возникнет "повторный НДС". Причем как раз на ту сумму, которую он включил в свои затраты.
Представим такую ситуацию. Ваша выручка (с НДС) за месяц составила 120 денежных единиц. Подрядчик закупил материалы точно на такую же сумму и включил ее в стоимость выполненных работ за тот же месяц. Поскольку "упрощенец" не может выставить счет-фактуру с выделенным НДС, вашей фирме придется начислить к уплате в бюджет 20 денежных единиц.
Эта проблема решается просто: укажите в договоре, что заказчик предоставляет подрядчику стройматериалы на давальческих условиях. Входной НДС по таким материалам останется у вас.
Конечно, в этом случае ускорить вычеты по НДС не удастся, зато появятся другие преимущества. Ведь при работе с "упрощенцем" можно безболезненно снизить стоимость его услуг на 20 процентов. Даже в том случае, если в уставе "дочки" будет преобладать доля вашей фирмы и вас признают взаимозависимыми.
Таким образом, помимо сокращенного объема налоговой отчетности стоимость построенного основного средства у вас будет уменьшена на 20 процентов, что гарантирует экономию налога на имущество.
Окончательное решение
Взвесив все "за" и "против", нужно определить, какой из ваших родственных фирм нужно поручить играть роль субподрядчика. Решение зависит от того, какой эффект ожидается от минимизации налогов.
Если цена вопроса значительна - можно даже учредить новую "родственную" фирму, специально для участия в схеме.
Конечно, идеальный подрядчик тот, что не применяет "упрощенку" и ни коим образом не зависит от вас. В этом случае вы ускорите вычеты по НДС и лишите налоговиков возможности сравнить сметную стоимость вашего объекта с рыночными ценами. Поэтому вы не только оптимизируете НДС, но и максимально снизите стоимость работ, что в будущем позволит уменьшить налог на имущество.
Однако минимизировать налоги можно при помощи любой родственной фирмы, главное при этом - не забывать про статью 40 Налогового кодекса.
Н. Лейман,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.