Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 11. Пространственное развитие Камчатского края
11.1. Современное состояние и тенденции пространственного развития
275. Территория и структура расселения.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Камчатский край относится к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, имеет существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующийся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности.
Территория Камчатского края составляет более 464 тыс. кв. км. Рельеф региона преимущественно гористый. Климат в северной части края субарктический, на побережьях умеренный морской с муссонным характером, во внутренних районах - континентальный. Вся территория Камчатского края отнесена к районам Крайнего Севера.
276. Численность населения на 1 января 2022 года - 292,6 тыс. человек, в том числе городского населения - 228 тыс. человек, сельского - 64,6 тыс. человек. В Камчатском крае 3 городских округа (Петропавловск-Камчатский, Вилючинск, п. Палана), 2 муниципальных округа (Алеутский и Мильковский) и 9 муниципальных районов, 86 населенных пунктов (в т.ч. 81 - сельский). Природно-климатические условия и рельеф местности во многом определяют и структуру расселения региона. Население размещено по территории края крайне неравномерно - от 0,02 человека на 1 кв. км в Пенжинском муниципальном районе до 454,2 человека на 1 кв. км в г. Петропавловске-Камчатском.
277. Единственным центром концентрации населения Камчатского края является агломерация, включающая г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск и населенные пункты Елизовского муниципального района, которые в подавляющем большинстве находятся не далее, чем в 30 км от административного центра края. В перечисленных территориях проживает около 85 процентов населения региона.
В 3 муниципальных районах и в 2 муниципальных округах более половины населения проживает в административном центре района или округа. Населенные пункты, в которых проживает более 1,5 тыс. жителей имеются в Мильковском муниципальном округе (с. Мильково) и в 7 муниципальных районах: Елизовском (с. Коряки, с. Николаевка, п. Нагорный, п. Термальный, п. Пионерский, п. Раздольный), Быстринском (с. Эссо), Усть-Камчатском (п. Усть-Камчатск, п. Ключи), Усть-Большерецком (п. Озерновский), Карагинском (п. Оссора), Олюторском (с. Тиличики), Тигильском (с. Тигиль).
Малочисленность территорий в значительной степени ограничивает возможности их развития ввиду дефицита трудовых ресурсов, а также малой емкости потребительского рынка. В отдельных районах ситуация усугубляется большими расстояниями между населенными пунктами, существенной удаленностью от г. Петропавловска-Камчатского и отсутствием автомобильных дорог. Характеристика связанности административно-территориальных единиц представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика связанности территории
N п/п |
Муниципальное образование |
Количество населенных пунктов |
Административный центр муниципального образования |
Расстояние до г. Петропавловск-Камчатский от административного центра муниципального образования |
Удаленность от административного центра муниципального образования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Городские округа |
||||
2. |
Петропавловск-Камчатский городской округ |
1 |
|
|
|
3. |
Вилючинский городской округ |
1 |
- |
58 км автодорога |
- |
4. |
п. Палана |
1 |
|
928 км автодорога(в период действия сезонного автозимника 230 км с февраля по апрель), 670 км по воздуху |
|
5. |
Муниципальные округа и районы |
||||
6. |
Алеутский |
1 |
с. Никольское |
650 км по воздуху |
- |
7. |
Быстринский |
2 |
с. Эссо |
527 км авт. Дорога |
с. Анавгай 25 км от с. Эссо (по автомобильной дороге) |
8. |
Елизовский |
27 |
г. Елизово |
32 км авт. Дорога |
21 населенный пункт - до 32 км по автомобильным дорогам, 5 населенных пунктов (1,8% жителей района) - от 50 до 137 км по автомобильным дорогам |
9. |
Мильковский |
7 |
с. Мильково |
306 км авт. Дорога |
от 53 до 145 км по автомобильной дороге, п. Лазо и п. Таежный (5% жителей района) - с использованием речной переправы |
10. |
Соболевский |
4 |
с. Соболево |
225 км по воздуху |
с. Устьевое - 16 км по автомобильной дороге, п. Ичинский и п. Крутогоровск ий (15,6% жителей района) - только воздушным транспортом |
11. |
Усть-Большерецкий |
9 |
с. Усть-Большерецк |
223 км авт. Дорога |
4 населенных пункта - 22 - 59 км по авт. дорогам, еще 4 (31,5% жителей района) - имеют только воздушное сообщение |
12. |
Усть-Камчатский |
5 |
п. Усть-Камчатск |
719 км авт. Дорога |
с. Крутоберегово - 14 км (+ переправа), остальные населенные пункты - от 149 км до 230 км по автомобильным дорогам |
13. |
Карагинский |
6 |
п. Оссора |
760 км по воздуху |
с. Кострома (34 км) и с. Карага (18 км) по автомобильным дорогам, остальные (36% жителей района) - воздушным путем |
14. |
Олюторский |
8 |
с. Тиличики |
960 км по воздуху |
с. Корф - 6 км по автомобильной дороге + переправа, остальные (63,7% населения района) - только воздушным путем |
15. |
Пенжинский |
7 |
с. Каменское |
1 120 км по воздуху |
с. Манилы - 49 км по автомобильной дороге, остальные (39% населения района) - только воздушным путем |
16. |
Тигильский |
7 |
с. Тигиль |
515 км по воздуху, 707 км авт. дорога (сезонный автозимник, период действия с февраля по апрель) |
с. Воямполка - 81 км по автозимнику в период действия с февраля по апрель, остальные (57,3% населения района) - воздушным путем. Расстояние от п. Тигиль до п. Палана - 202 км по автомобильной дороге |
278. Вся территория Камчатского края в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-Р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Коренные малочисленные народы Севера преимущественно проживают на территории Корякского округа, Быстринского муниципального района и Алеутского муниципального округа.
279. Камчатский край не имеет сухопутных коммуникаций с другими регионами. На территории полуострова проходит лишь одна дорога федерального значения А-401 от порта г. Петропавловск-Камчатский до аэропорта г. Елизово. Дороги регионального значения соединяют административный центр региона, г. Вилючинск, населенные пункты
Елизовского, Быстринского, Усть-Камчатского и Усть-Большерецкого муниципальных районов, Мильковского муниципального округа. Северная часть Камчатского края дорогами регионального значения не охвачена, сеть дорог местного значения развита слабо. Местами используются автозимники. Обеспеченность муниципальных образований автомобильными дорогами представлена в таблице 1.
Ввиду неразвитой сети дорог основные коммуникации с удаленными территориями осуществляются воздушным и морским транспортом. Отдельные населенные пункты имеют только воздушное сообщение, что существенно увеличивает стоимость доставки грузов и ограничивает мобильность населения.
Таблица 1
Обеспеченность автомобильными дорогами
N п/п |
Муниципальное образование (МР/ ГО/МО) |
Площадь территории, кв. км |
Протяженность дорог с твердым покрытием (общего и необщего пользования), км |
Плотность дорог общего пользования с твердым покрытием, км на 10 тыс. кв. км |
Количество населенных пунктов |
В т.ч., не имеющих связи по дорогам с административным центром |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Алеутский МО |
1 426 |
13,1 |
92,1 |
1 |
1 |
2. |
Быстринский МР |
24 188 |
91,2 |
37,7 |
2 |
- |
3. |
Елизовский МР |
40 996 |
670,4 |
163,5 |
25 |
- |
4. |
Мильковский МО |
21 711 |
368,7 |
169,8 |
7 |
- |
5. |
Соболевский МР |
20 877 |
53,2 |
25,5 |
4 |
3 |
6. |
Усть-Большерецкий МР |
20 649 |
195,1 |
94,5 |
9 |
4 |
7. |
Усть-Камчатский МР |
40 837 |
404,4 |
99,0 |
5 |
- |
8. |
г. Петропавловск-Камчатский |
362 |
518,2 |
14 315,2 |
1 |
- |
9. |
Карагинский МР |
40 641 |
71,8 |
17,7 |
6 |
4 |
10. |
Олюторский МР |
72 352 |
45,2 |
6,2 |
8 |
7 |
11. |
Пенжинский МР |
116 086 |
118,2 |
10,2 |
7 |
6 |
12. |
Тигильский МР |
58 849 |
73,5 |
12,5 |
7 |
7 |
13. |
Вилючинский ГО |
341 |
85,7 |
2 511,9 |
1 |
- |
14. |
ГО п. Палана |
4 594 |
24,4 |
53,2 |
1 |
1 |
280. В Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации по состоянию на 24 июня 2022 года включено 13 аэродромных комплексов. Из них один аэродром класса А (Петропавловск-Камчатский (Елизово), четыре аэродрома класса Г (Мильково, Пахачи, Тигиль, Тиличики), пять - класса Д (Соболево, Усть-Камчатск, Оссора, Палана, Усть-Хайрюзово), три - класса Е (Никольское, Озерная, Манилы). Полный перечень аэродромов (по данным межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов) региона в разрезе муниципальных районов и городских округов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень действующих аэропортов
N п/п |
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) |
Населенный пункт |
Название аэродрома/класс |
Принадлежность |
Тип покрытия взлетной полосы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Алеутский МО |
с. Никольское |
Никольское (Е) |
ГА |
гравий |
2. |
Елизовский МР |
г. Елизово |
Елизово (А) |
ГА |
железобетон |
3. |
Елизовский МР |
- |
Река Жупанова |
ФСБ |
грунт |
4. |
Мильковский МО |
с. Мильково |
Мильково (Г) |
ГА |
гравий |
5. |
Соболевский МР |
с. Соболево |
Соболево (Д) |
ГА |
грунт |
6. |
Усть-Большерецкий МР |
с. Запорожье |
Озерная (Е) |
ГА |
грунт |
7. |
Усть-Камчатский МР |
п. Ключи |
Ключи Камчатские |
МО |
бетон |
8. |
Усть-Камчатский МР |
п. Усть-Камчатск |
Усть-Камчатск (Д) |
ГА |
асфальтобетон/грунт |
9. |
Карагинский МР |
п. Оссора |
Оссора (Д) |
ГА |
железобетон |
10. |
Олюторский МР |
с. Пахачи |
Пахачи (Г) |
ГА |
асфальт |
11. |
|
с. Тиличики |
Тиличики (Г) |
ГА |
грунт |
12. |
Пенжинский МР |
с. Манилы |
Манилы (Е) |
ГА |
грунт |
13. |
ГО п. Палана |
п. Палана |
Палана (Д) |
ГА |
железобетон |
14. |
Тигильский МР |
с. Тигиль |
Тигиль(Г) |
ГА |
грунт |
15. |
Тигильский МР |
с. Усть-Хайрюзово |
с. Усть-Хайрюзово (А) |
ГА |
грунт |
281. Транспортные коммуникации по морю осуществляются через Петропавловск-Камчатский морской порт, который обеспечивает переработку экспортно-импортных и каботажных грузов с круглогодичной навигацией судов. Здесь же размещается крупная база рыболовного флота, торговый и рыбный порты. На восточном и западном побережье полуострова, на о. Беринга расположены портовые терминалы, через которые осуществляется перевозка каботажных судов (преимущественно рыбы и морепродуктов). Перечень портовых терминалов в привязке к муниципальным образованиям представлен в таблице 1.
Таблица 1
Терминалы морского порта
N п/п |
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) |
Участок порта/населенный пункт |
Период навигации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Алеутский МО |
с. Никольское |
круглогодично |
2. |
Соболевский МР |
участок N 9 Кировский (п. Кировский упразднен) |
апрель - ноябрь |
3. |
Соболевский МР |
участок N 10 п. Крутогоровский порта |
апрель - ноябрь |
4. |
Усть-Большерецкий МР |
участок в п. Октябрьский; |
апрель - ноябрь |
5. |
Усть-Большерецкий МР |
участок в п. Озерновский |
апрель - ноябрь |
6. |
Усть-Камчатский МР |
участок в п. Усть-Камчатск |
апрель - ноябрь |
7. |
г. Петропавловск-Камчатский |
порт г. Петропавловск-Камчатский |
круглогодично |
8. |
Карагинский МР |
участок в п. Оссора |
апрель - ноябрь |
9. |
Олюторский МР |
участок в п. Пахачи; |
апрель - ноябрь |
10. |
Олюторский МР |
участок в п. Тиличики |
апрель - ноябрь |
11. |
Пенжинский МР |
участок порта с. Манилы |
апрель - ноябрь |
12. |
Тигильский МР с п. Палана |
участок в п. Палана |
апрель - ноябрь |
13. |
Тигильский МР с п. Палана |
участок п. Тигиль |
круглогодично |
14. |
Тигильский МР с п. Палана |
участок в п. Усть-Хайрюзово |
апрель - ноябрь |
282. Энергетическая инфраструктура. Фактором, ограничивающим экономический рост территорий, является энергетическая инфраструктура. Энергосистема Камчатского края, является изолированной и технологически не связана с другими субъектами Российской Федерации. В крае выделяют централизованную зону энергоснабжения, где установленная мощность всех генерирующих источников составляет 483,2 МВт (2021 год), она является избыточной. В то же время, существует проблема дефицита пиковой мощности. Центральный энергоузел энергосистемы Камчатского края обеспечивает электроснабжение потребителей Петропавловск-Камчатского и Вилючинского городских округов, а также Елизовского, Усть-Большерецкого (п. Октябрьский, п. Апача, с. Кавалерово, с. Усть-Большерецк) муниципальных районов и Мильковского муниципального округа (с. Пущино, с. Шаромы, с. Мильково). Изолированно работающие энергоузлы (13 ед.) осуществляют электроснабжение потребителей в муниципальных районах: Усть-Большерецкий, Усть-Камчатский, Быстринский, Соболевский, Карагинский, Олюторский, Пенжинский, Тигильский, в Алеутском муниципальном округе и в городском округе "поселок Палана". Генерирующие мощности в изолированных энергоузлах преимущественно представлены дизельными электростанциями, которые имеют высокую степень износа.
283. В современных условиях отрасль связи является одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся видов экономической деятельности. Развитие экономики Камчатского края, повышение качества жизни населения и условий ведения бизнеса находятся в тесной взаимосвязи с уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры на территории региона.
Сдерживающим фактором развития информационно-коммуникационного пространства Камчатского края является смешанный тип формирования информационной инфраструктуры на территории региона, часть магистральных каналов связи построена на волоконно-оптических линиях, часть на спутниковых.
Па территории Камчатского края осуществляется два способа организации услуг связи, в том числе широкополосного доступа к сети Интернет: проводной (фиксированный) и беспроводной (мобильный и спутниковый).
На севере края предоставление услуг связи организовано исключительно с использованием спутниковых технологий. Возможностей, которые может дать высокоскоростная ВОЛС, в указанных районах на данный момент нет.
В настоящее время населению 60 населенных пунктов (96,58 процента населения) Елизовского, Усть-Большерецкого, Усть-Камчатского и Быстринского, Соболевского, Тигильского муниципальных районов и Мильковского муниципального округа, подключенных к зоновой волоконно-оптической линии связи, потенциально доступны телекоммуникационные услуги по высокоскоростной "оптике".
В большинстве данных населенных пунктов операторами связи предоставлен весь спектр услуг связи, основанных на высоких скоростях передачи данных (широкополосный доступ в интернет, мобильная связь 2/3/4 поколения, интерактивное телевидение, видеонаблюдение, телефония).
Жителям Карагинского, Олюторского и Пенжинского муниципальных районов, а также и Алеутского муниципального округа в Камчатском крае услуги связи оказываются по спутниковым каналам. Стоимость и технические характеристики услуг доступа к сети Интернет по спутниковым каналам связи уступают широкополосному доступу к сети Интернет по наземным волоконно-оптическим линиям связи, что негативно влияет на качество и доступность телекоммуникационных услуг и ограничивает возможности населения северных районов края в использовании электронных сервисов и услуг (в том числе государственных, муниципальных, финансовых, образовательных и др.).
В настоящее время сетями подвижной радиотелефонной связи стандарта 2G охвачен 81 из 86 населенных пунктов Камчатского края (99,96 процента населения). Это очень высокий показатель по сравнению со среднероссийским уровнем. Отсутствует мобильная связь лишь в 5 малонаселенных пунктах общей численностью 122 человека (0,04 процента населения).
Мобильный интернет 3G/4G(LTE) доступен в 55 населенных пунктах Камчатки, что составляет 97,15 процента населения региона. В 31 населенном пункте края мобильный Интернет пока недоступен.
Операторы мобильной связи в районах, не охваченных "оптикой", в качестве транспортной сети также используют спутниковые каналы, пропускная способность которых не позволяет предоставлять услуги высокоскоростного мобильного Интернета.
Альтернативной возможностью доступа к сети Интернет в отдаленных населенных пунктах является спутниковый широкополосный доступ по технологии VSAT. На сегодняшний день, в ряде случаев, это единственный доступный вариант использования ресурсов глобальной сети.
Таблица 1
Доступность телекоммуникационных услуг
N п/п |
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) |
Доступность голосовой мобильной связи (2G), доля населения, % |
Доступность мобильного интернета (3G/4G), доля населения, % |
Доступность проводного доступа к сети Интернет, доля населения, % |
Численность населения, не охваченная мобильной связью, чел. |
Количество нас. пунктов, не охваченных мобильной связью, ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Алеутский МО |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
2. |
Быстринский МР |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
3. |
Вилючинский ГО |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
4. |
Елизовский МР |
99,98 |
99,95 |
99,98 |
11 |
1 |
5. |
Мильковский МО |
100,0 |
99,41 |
100,0 |
- |
- |
6. |
Соболевский МР |
99,16 |
99,16 |
99,16 |
17 |
1 |
7. |
Усть-Большерецкий МР |
98,51 |
98,51 |
99,26 |
94 |
3 |
8. |
Усть-Камчатский МР |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
9. |
Петропавловск-Камчатский ГО |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
10. |
Карагинский МР |
100,00 |
53,56 |
- |
- |
- |
11. |
Олюторский МР |
100,00 |
- |
- |
- |
- |
12. |
Пенжинский МР |
100,00 |
30,13 |
- |
- |
- |
13. |
Тигильский МР |
100,0 |
79,08 |
100,0 |
- |
- |
|
п. Палана |
|
|
|
|
|
284. Ресурсный потенциал. ВБР. Географическое положение региона на полуострове Камчатка обеспечивает доступ к ВБР Дальневосточного бассейна. Береговая линия Соболевского, Тигильского, Карагинского, Пенжинского муниципальных районов прилегает к Западно-Камчаткой промысловой подзоне; Соболевского и Усть-Большерецкого муниципальных районов - к Камчатско-Курильской промысловой подзоне; Олюторского, Карагинского, Усть-Камчатского - к Карагинской промысловой подзоне; Олюторского - к Западно-Беринговоморской подзоне; Усть-Камчатского, Елизовского муниципальных районов, г. Петропавловска-Камчатского и Алеутского муниципального округа - к Петропавловско-Командорской промысловой подзоне. Выход к морю имеется почти во всех муниципальных образованиях края (за исключением Мильковского муниципального округа и Быстринского муниципального района). Однако существуют ограничения, связанные со сроками навигации в портовых терминалах и природно-климатическими условиями. Квоты на вылов водно-биологических ресурсов (без учета лососевых) в близлежащих промысловых зонах по данным Росрыболовства в 2021 году составили около 37 процентов.
Таблица 1
Квоты на вылов ВБР по зонам/подзонам ДВ бассейна вблизи Камчатского полуострова на 2021 год, тыс. тонн
N п/п |
Промысловая зона/подзона |
Исторические |
Инвестиционные |
Инвестиционные крабовые |
Доля от ДВ бассейна, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Карагинская |
112,7 |
3,2 |
0,3 |
3,9 |
2. |
Петропавловско-Командорская |
125,4 |
6,6 |
- |
4,5 |
3. |
Западно-Камчатская |
449,6 |
16,7 |
7,8 |
16,0 |
4. |
Камчатско-Курильская |
351,5 |
13,7 |
1,0 |
12,4 |
5. |
Всего |
1039,2 |
40,2 |
9,1 |
36,8 |
285. Ресурсный потенциал. Минерально-сырьевые ресурсы. На территории Камчатского края выявлено более 330 месторождений твердых полезных ископаемых (уголь, медь, никель, кобальт, золото рудное и россыпное, рудные и россыпные месторождения металлов платиновой группы, ртуть, цветные и драгоценные камни, перлиты и др.). Основные месторождения платиноидов сосредоточены в Олюторском (месторождения Левтыринывая р. и Ледяной руч.) и Быстринском муниципальных районах (месторождение Шануч). Крупные месторождения золота расположены в Карагинском, Елизовском, Быстринском, Пенжинском, Усть-Камчатском муниципальных районах. В Соболевском муниципальном районе разведены крупные месторождения угля, однако в настоящее время добыча угля ведется только в Тигильском муниципальном районе. В Соболевском муниципальном районе разрабатываются газовые месторождения (Кшукское, Нижнеквачинское, Среднекунжинское, Северо-Колпаковское) ООО "Газпром добыча Ноябрьск". Объем разведанных запасов минерально-сырьевых ресурсов приведен в таблице 1.
Таблица 1
Разведанные запасы полезных ископаемых (по состоянию на 2021 год)
N п/п |
Муниципальное образование |
Разведанные запасы (А, В, C1, С2) |
||||||||
золото, кг |
серебро, т |
медь, тыс. т |
никель, тыс. т |
платина, кг |
кобальт, т |
ртуть, т |
уголь, млн тонн |
газ, млрд куб. м |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Алеутский МО |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
Быстринский МР |
45 437,0 |
35,4 |
7,7 |
84,0 |
1 274,0 |
1 531,0 |
27,0 |
- |
- |
3. |
Елизовский МР |
49 880,0 |
362,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Мильковский МО |
59,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. |
Соболевский МР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
258,6 |
7,4 |
6. |
Усть-Большерецкий МР |
5,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Усть-Камчатский МР |
34 433,0 |
62,0 |
|
|
|
|
|
|
|
8. |
г. Петропавловск-Камчатский |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Карагинский МР |
60 160,0 |
64,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
Олюторский МР |
8 688,0 |
55,7 |
- |
- |
11 450,0 |
- |
708,0 |
12,3 |
- |
11. |
Пенжинский МР |
37 407,0 |
115,5 |
- |
- |
- |
- |
1 458,0 |
1,3 |
- |
12. |
Тигильский МР сп. Палана |
|
|
|
|
|
|
|
2,7 |
|
В целом минерально-сырьевая база в настоящее время используется и осваивается слабо, что связано с ориентацией экономики на добычу водно-биологических ресурсов, экологическими ограничениями, слабо развитой инфраструктурой, относительной нестабильностью сырьевых рынков.
286. Сложные природные и экономические условия, связанные с удаленностью от других регионов России, ограничивают возможности для развития сельскохозяйственного производства. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет около 1 процента от общей площади территории региона.
Распределение земель сельскохозяйственного назначения по категориям представлено в таблице 1.
Таблица 1
Площадь земель сельскохозяйственного назначения (по состоянию на 2021 год), га
N п/п |
Муниципальное образование (МР/ГО/МО) |
Всего |
Доля, % |
В том числе |
||||
пашня |
залежь |
насаждения |
сенокосы |
пастбища |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Алеутский МО |
70 |
0,08 |
- |
- |
- |
70 |
- |
2. |
Быстринский МР |
573 |
0,64 |
302 |
- |
- |
265 |
6 |
3. |
г. Вилючинск |
196 |
0,22 |
40 |
- |
156 |
- |
- |
4. |
Елизовский МР |
34 162 |
37,96 |
26202 |
- |
3 888 |
870 |
3 202 |
5. |
Мильковский МО |
9 489 |
10,55 |
8 377 |
- |
245 |
760 |
107 |
6. |
Соболевский МР |
3 625 |
4,03 |
756 |
- |
2 |
433 |
2 434 |
7. |
Усть-Большерецкий МР |
14 281 |
15,87 |
5 419 |
3 |
6 |
1 708 |
7 145 |
8. |
Усть-Камчатский МР |
7 466 |
8,30 |
3 347 |
- |
4 |
2 734 |
1 381 |
9. |
г. Петропавловск-Камчатский |
- |
0,00 |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
Карагинский МР |
4 939 |
5,49 |
118 |
185 |
- |
2211 |
2 425 |
11. |
Олюторский МР |
10 575 |
11,75 |
337 |
393 |
- |
6 019 |
3 826 |
12. |
Пенжинский МР |
2 591 |
2,88 |
308 |
5 |
- |
1 960 |
318 |
13. |
Тигильский МР сп. Палана |
2 018 |
2,24 |
668 |
66 |
- |
748 |
536 |
14. |
Всего |
89 985 |
100 |
45 874 |
652 |
4 301 |
17 778 |
21 380 |
Несмотря на имеющиеся трудности, связанные с плодородностью земель и суровыми природно-климатическими условиями, в отдельных территориях, имеются условия для развития отдельных видов сельскохозяйственного производства. Более 87 процентов пашен в регионе приходится на Елизовский, Усть-Большерецкий муниципальные районы, Мильковский муниципальный округ. На их территории производится основной объем продукции растениеводства края (картофель, капуста, морковь и др. овощи, а также кормовые культуры). В местах проживания коренных малочисленных народов (Корякский округ (Пенжинский, Олюторский, север Тигильского муниципальных районов), Быстринский муниципальный район) традиционным видом хозяйственной деятельности является оленеводство, которое оказывает существенное влияние на обеспечение занятости населения и формирование продовольственной базы на севере края.
287. Дополнительным ресурсом экономического развития Камчатского края являются рекреационные ресурсы. Ледники и вулканы, минеральные и термальные источники, Долина гейзеров, местная фауна и флора создали предпосылки к развитию туризма: экологического и экстремального, пешеходного и конного, горнолыжного и альпинизма, организации морских круизов и др. Доступность достопримечательностей тесно связана с наличием транспортной инфраструктуры. Поэтому основные точки притяжения туристов преимущественно находятся в Елизовском муниципальном районе, в г. Петропавловске-Камчатском, а также на территории Усть-Большерецкого, Усть-Камчатского, Быстринского муниципальных районов и Мильковского муниципального округа.
288. Обеспеченность природными ресурсами в настоящее время является доминирующим фактором, обуславливающихся сложившуюся отраслевую специализацию как региона, так и его отдельных территорий. В экономике большинства муниципальных образований преобладает деятельность, относящаяся по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к разделу А. "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство".
Рыболовство и переработка рыбной продукции является ключевой отраслью специализации в Карагинском, Олюторском, Соболевском, Тигильском, Усть-Большерецком, Усть-Камчатском муниципальных районах, Алеутском муниципальном округе.
Оленеводство развивается в Быстринском, Олюторском, Пенжинском, Тигильском муниципальных районах. Охотопромысловая деятельность осуществляется преимущественно на территории Корякского округа.
Сельское хозяйство является одной из отраслей специализации Мильковского муниципального округа и Елизовского муниципального района.
Добыча полезных ископаемых осуществляется на территории Быстринского, Пенжинского, Усть-Камчатского, Соболевского муниципальных районов.
Петропавловск-Камчатский выполняет функции административного, промышленного, логистического центра, культурного и научного центра.
Таблица 1
Отраслевая специализация территорий
N п/п |
Муниципальное образование |
Специализация |
1 |
2 |
3 |
1. |
ГО г. Петропавловск-Камчатский |
Административный, промышленный, логистический центр, культурный и научный центр |
2. |
Вилючинский ГО |
Ремонт и монтаж машин и оборудования, рыбная промышленность |
3. |
ГО п. Палана |
Рыбная промышленность, оленеводство, охотопромысловая деятельность |
4. |
Алеутский МО |
Туристско-рекреационная деятельность, рыболовство |
5. |
Быстринский МР |
Горнорудная промышленность, туристско-рекреационная деятельность, оленеводство |
6. |
Елизовский МР |
Промышленное производство, логистический центр, сельское хозяйство |
7. |
Карагинский МР |
Рыболовство, оленеводство, производство пищевых рыбных продуктов, охотопромысловая деятельность |
8. |
Мильковский МО |
Сельское хозяйство, рыболовство, производство пищевых продуктов, лесозаготовки и производство пиломатериалов |
9. |
Олюторский МР |
Рыболовство, рыбопереработка, оленеводство |
10. |
Пенжинский МР |
Оленеводство, добыча рудного золота |
11. |
Соболевский МР |
Рыбная промышленность, добыча полезных ископаемых |
12. |
Тигильский МР |
Рыбная промышленность, оленеводство, охотопромысловая деятельность |
13. |
Усть-Большерецкий МР |
Рыболовство и переработка рыбной продукции |
14. |
Усть-Камчатский МР |
Рыболовство и производство пищевых рыбных продуктов, лесозаготовки и производство пиломатериалов, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых |
11.2. Территориальное зонирование
289. Географическое положение, природно-ресурсный потенциал, сложившаяся структура расселения, инфраструктурная обеспеченность и отраслевая специализация обусловили неравномерность развития территории Камчатского края. Территорию Камчатского края можно условно разделить на 4 экономические зоны.
290. Юго-восточная зона имеет более высокий уровень социально-экономического развития. Здесь сосредоточены мощности перерабатывающих производств, транспортно-логистического комплекса, развивается рекреационно-туристская сфера, сельское хозяйство. Важнейшим фактором социально-экономического развития зоны является более высокая обеспеченность транспортной инфраструктурой в сравнении с другими территориями края: аэропорт и порт (являются "точками входа" в регион), автомобильные дороги регионального значения. Петропавловск-Камчатский является административным, научно-образовательным, промышленным, логистическим центром региона, кроме того, здесь сравнительно лучше развита сеть учреждений социальной сферы (здравоохранения, культуры, образования и др.), зарегистрирована большая часть предприятий региона. Здесь сосредоточено более 85 процентов населения Камчатского края.
291. Центральная зона - уступает по уровню социально-экономического развития Южно-восточной зоне. Географически располагается межу Корякским округом и Юго-Восточной зоной. Населенные пункты центральной зоны связаны между собой и административным центром региона автомобильной дорогой. Данные территории обладают существенным природно-ресурсным потенциалом. Здесь сосредоточены запасы золота, платины и др. металлов. На территории зоны находятся значительная площадь сельскохозяйственных угодий (по меркам Камчатского края). Ведется лесное хозяйство и лесозаготовки (преимущественно в долине р. Камчатки). Рыболовство в промышленных масштабах осуществляется в Усть-Камчатском муниципальном районе. На территории зоны проживает 6,4 процента населения Камчатского края.
292. Юго-западная зона - по уровню социально-экономического развития отстает от Юго-восточной зоны. Транспортная обеспеченность существенно уступает не только Юго-Восточной, но и Центральной зоне. Только 4 населенных пункта Усть-Большерецкого муниципального района имеют сообщение по автодорогам с административным центром региона. Основными отраслями специализации районов является рыболовство и рыбопереработка. В Соболевском муниципальном районе осуществляется добыча газа. На территории зоны проживает 3,1 процента населения региона.
293. Северная зона включает в себя Корякский округ и Алеутский муниципальный округ. Это малоосвоенные природно-ресурсные территории края, с наиболее суровыми условиями для жизнедеятельности населения, с отдельными редкими очагами экономической деятельности (золотодобыча, рыбное хозяйство, заготовка и первичная переработка сырья зверобойных промыслов, дикоросов, оленеводство, изготовление национальной сувенирной продукции и др.). На территории данной зоны проживает большая часть КМНС. Северные районы края богаты запасами минерально-сырьевых ресурсов.
Таблица 1
Экономические зоны Камчатского края
N п/п |
Муниципальные образования |
Экономические зоны |
|||
Юго-восточная |
Центральная |
Юго-западная |
Северная |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Петропавловск-Камчатский ГО |
X |
- |
- |
- |
2. |
ЗАТО г. Вилючинск |
X |
- |
- |
- |
3. |
ГО "Поселок Палана" |
- |
- |
- |
X |
4. |
Алеутский МО |
- |
- |
- |
X |
5. |
Быстринский МР |
- |
X |
- |
- |
6. |
Елизовский МР |
X |
- |
- |
- |
7. |
Мильковский МО |
- |
X |
- |
- |
8. |
Соболевский МР |
- |
- |
X |
- |
9. |
Усть-Большерецкий МР |
- |
- |
X |
- |
10. |
Усть-Камчатский МР |
- |
X |
- |
- |
11. |
Карагинский МР |
- |
- |
- |
- |
12. |
Олюторский МР |
- |
- |
- |
X |
13. |
Пенжинский МР |
- |
- |
- |
X |
14. |
Тигильский МР |
- |
- |
- |
X |
11.3. Цели и задачи пространственного развития
294. Стратегической целью пространственного развития Камчатского края является сокращение территориальных диспропорций в качестве жизни населения на основе совершенствования пространственной организации экономики и сферы социальных услуг, развития инфраструктуры и формирования комфортной и безопасной среды.
Реализация данной цели также будет способствовать обеспечению национальной безопасности за счет социально-экономического развития Камчатского края как приоритетной геостратегической территории и обеспечения сохранения и прироста численности постоянного населения.
295. Достижение цели осуществляется за счет:
1) дифференцированного подхода к экономическому развитию территорий с учетом сложившейся структуры расселения, ресурсного и инфраструктурного потенциалов;
2) создания условий для сохранения и привлечения человеческого капитала, для полноценного развития личности в контексте разных жизненных укладов, формирования комфортных жизненных пространств;
3) развития транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры, направленного на удовлетворение потребностей населения и экономики;
4) ориентации на ценности устойчивого развития, направленных на эффективное и бережливое использование природных ресурсов и их сохранность для будущих поколений;
5) использование уникального географического положения для вовлечения Камчатского края и развития перевозок по Северному морскому пути и развития туризма.
296. Доля населения, проживающего в сельских населенных пунктах и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек (включая поселки городского типа) в Камчатском крае составляет 43,9 процента, в связи с чем задачи комплексного развития сельских территорий и сельских агломераций в части сохранения численности населения, повышения уровня и качества его жизни должны быть в числе приоритетных.
Здесь ключевым механизмом устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Камчатского края выступает ускоренное развитие инфраструктуры сети опорных населенных пунктов в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р.
Постановлением Правительства Камчатского края от 28.02.2023 N 113-П утвержден перечень опорных населенных пунктов и прилагающих к ним населенных пунктов на территории Камчатского края, в соответствии с которым определено 12 опорных населенных пунктов.
297. Основные направления развития опорных населенных пунктов:
1) повышение качества и комфортности жилищных условий, повышение уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечение коммунальной инфраструктурой, реставрации и приспособления объектов культурного наследия для современного использования;
2) повышение транспортной доступности сельских территорий до ближайших межмуниципальных обслуживающих центров за счет развития и приведения в нормативное состояние сети региональных и местных дорог, стимулирования развития общественного транспорта;
3) улучшение состояния окружающей среды, развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, включая развитие индустрии обработки и утилизации отходов;
4) содействие развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов, в первую очередь опорных населенных пунктов, как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг.
298. Основные направления устойчивого развития коренных малочисленных народов, проживающих в Камчатском крае:
1) сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, выступающих в качестве основного источника дохода КМНС;
2) поступательное развитие, модернизация и повышение эффективности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, укрепление роли МСП среди представителей КМНС;
3) повышение качества жизни коренных малочисленных народов до среднероссийского уровня;
4) создание условий для улучшения демографических показателей коренных малочисленных народов, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня;
5) повышение доступа к образовательным услугам коренных малочисленных народов с учетом их этнокультурных особенностей;
6) содействие развитию общин и других форм самоуправления коренных малочисленных народов;
7) сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов.
299. Основными векторами социально-экономического развития Юго-восточной экономической зоны будут:
1) развитие г. Петропавловска-Камчатского как сервисно-промышленного, транспортно-логистического, научного, образовательного центра региона;
2) создание комфортной городской среды, способствующей удержанию и привлечению качественного человеческого капитала;
3) содействие развитию туризма;
4) развитие портовых мощностей, в том числе инфраструктуры по хранению и перевалке рыбы;
5) содействие развитию судоремонта для удовлетворения спроса, предъявляемого рыбохозяйственным комплексом, на обновление и ремонт рыбопромыслового флота;
6) развитие альтернативной энергетики, которая позволит сократить выбросы в окружающую среду и увеличить долю "зеленой экономики", снизить зависимость региона от привозных топливно-энергетических ресурсов;
7) внедрение современных технологий и развитие креативных индустрий, способствующих повышению производительности труда и созданию новых перспективных направлений для развития;
8) развитие сельскохозяйственного производства.
300. Развитие г. Петропавловска-Камчатского нацелено на формирование имиджа города с современной экономикой, вписанного в уникальную природную среду и с высоким качеством городской среды. Решение данной задачи осуществляется за счет реализации проектов, направленных на развитие традиционных отраслей специализации города, а также креативных индустрий, транспортно-логистического комплекса, образовательной инфраструктуры, общественных пространств, жилищного строительства и др.
301. Создание комфортной среды для жизни будет обеспечиваться за счет повышения обеспеченности граждан комфортным жильем, в том числе развитие комплексной жилой застройки, расселения граждан из аварийного жилья (подлежащего сносу и реконструкции), стимулирования развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности, модернизации коммунальной инфраструктуры, совершенствования улично-дорожной сети.
Созданию комфортной среды будет способствовать создание новых и поддержание в надлежащем состоянии существующих общественных пространств, ремонт дворовых территорий, обеспечение шаговой доступности объектов социальной инфраструктуры.
302. Развитие туризма будет осуществляться за счет улучшения логистики прибытия в регион, в т.ч. реализации проектов по строительству нового пассажирского терминала международного аэропорта, строительства новых дорог к туристическим объектам, в перспективе развитие круизного порта. Для внутреннего перемещения будут развиваться маршрутная сеть авиасообщений и соответствующая инфраструктура, инфраструктура для маломерных судов.
Будут реализованы проекты по созданию средств размещения туристов, расширение сети общественного питания и торговли, а также для инфраструктуры делового туризма.
303. Развитию альтернативной энергетики, увеличению доли ВИЭ и сокращению выбросов в окружающую среду будет способствовать строительство регазификационного комплекса СПГ в Камчатском крае, отказ от угля и мазута в качестве топлива для электростанций и котельных и переход на газ и ВИЭ. В частности, на увеличение доли "зеленой энергетики" направлен проект строительство второй очереди Мутновской ГеоЭС и бинарного блока на площадке МгеоЭС-1.
304. Развитие судоремонта главным образом будет осуществлено через реализацию проекта АО "Норебо Холдинг" по созданию комплекса по обслуживанию промысловых судов на базе "ПСРЗ" и "Судоремсервис", который позволит обеспечить техническую возможность обслуживания судов всех видов и снизить удельную стоимость ремонта.
305. Развитию альтернативной энергетики, увеличению доли ВИЭ и сокращению выбросов в окружающую среду будет способствовать строительство плавучей станции регазификации в бухте Раковой, отказ от угля и мазута в качестве топлива для электростанций и котельных и переход на газ и ВИЭ. В частности, на увеличение доли "зеленой энергетики" направлен проект строительство второй очереди Мутновской ГеоЭС и бинарного блока на площадке МГеоЭС-1.
306. Внедрение современных технологий и развитие креативных индустрий будет способствовать созданию высокопроизводительных рабочих мест, которые создаются не только в традиционных креативных отраслях, но и приоритетных отраслях экономики.
307. Развитие сельскохозяйственного производства необходимо для удовлетворения потребностей местных жителей в овощной продукции. Данное направление будет реализовано за счет возмещения части затрат на развитие агропарка в Елизовском муниципальном районе, развитие новых технологий сельскохозяйственного производства, осуществление подбора и выращивания ранних сортов зерновых культур организацию, строительство тепличных комплексов для выращивания овощей в закрытом грунте. Для организации сбыта продукции местных товаропроизводителей разных форм хозяйствования (ЛПХ, КФХ, СХК) предусмотрено проведение ярмарок-выставок.
Основные инвестиционные проекты, планируемые к реализации в Юго-восточной зоне, а также перечень социальных объектов, планируемых к созданию на территории представлены в приложениях 1 и 2 к Стратегии.
308. Ожидаемые результаты социально-экономического развития Юго-восточной экономической зоны к 2035 году:
1) увеличение численности населения на 10 тыс. человек;
2) индекс качества городской среды г. Петропавловск-Камчатский - 275;
3) увеличение численности граждан, улучшивших жилищные условия;
4) рост доступности объектов культурно-досуговой и спортивной направленности;
5) увеличение качества образовательной инфраструктуры;
6) увеличение туристического потока до 750 тыс. человек в год;
7) увеличение технических возможностей порта Петропавловск-Камчатский;
8) увеличение доли ВИЭ в структуре генерации до 40 процентов;
9) увеличение численности занятых в креативных отраслях до 5 тыс. человек.
309. Ключевыми направлениями социально-экономического развития Центральной экономической зоны станут:
1) содействие развитию сельского хозяйства;
2) поддержка развития рыболовства и рыбопереработки (Усть-Камчатский муниципальный район);
3) освоение месторождений минерально-сырьевых ресурсов;
4) повышение туристической привлекательности территорий;
5) увеличение доли ВИЭ в структуре генерации энергии и снижение вредных выбросов в окружающую среду;
6) повышение комфортности среды и качества жизни населения с разными жизненными укладами.
310. Развитие сельского хозяйства счет создания агропарков на территории Мильковского муниципального округа и Быстринского муниципального района, стимулирования применения современных технологий растениеводства и животноводства (в т.ч. подбор и выращивание ранних сортов зерновых культур), а также переработки сельскохозяйственной продукции. С целью возрождения сельского хозяйства в сельских населенных пунктах предусматривается грантовая поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, поддержка проектов развития КФХ, организация проведения ярмарок-выставок с целью сбыта продукции местных товаропроизводителей разных форм хозяйствования (ЛИХ, КФХ, СХК).
311. В Быстринском муниципальном районе предусмотрены дополнительные меры поддержки для оленеводов, с целью сохранения традиционного жизненного уклада КМНС и обеспечения занятости сельского населения.
312. Развитие рыболовства и рыбопереработки в Усть-Камчатском муниципальном районе направлено на поддержку реализации проектов, связанных с развитием береговой инфраструктуры переработки рыбы и увеличение выпуска продукции глубокой переработки, обновлением рыбопромыслового флота, в том числе строительство малых и средних судов, утилизацией отходов рыбохозяйственных предприятий и развития безотходного производства.
313. Освоение месторождений минерально-сырьевых ресурсов с использованием современных технологий и минимизацией негативного влияния на окружающую среду на территории Быстринского и Усть-Камчатского муниципальных районов. В рамках данного направления запланирована реализация следующих инвестиционных проектов: строительство горно-обогатительного комбината на месторождении Кумроч (1 очередь), создание горно-обогатительного комбината на базе месторождений АО "Камчатское золото", техническое перевооружение Агинской золотоизвлекательной фабрики.
314. Меры по повышению туристкой привлекательности территории за счет паспортизации новых маршрутов и их продвижения, развития туристкой инфраструктуры и сервиса, развития транспортной инфраструктуры. Включение в туристические маршруты новых объектов, расположенных на территории Центральной зоны. Поддержка проектов, направленных на обустройство мест притяжения туристов, создание коллективных средств размещения, развития сферы услуг в Мильковском муниципальном округе и Быстринском муниципальном районе.
315. Увеличение доли ВИЭ в структуре генерации, позволит сократить выбросы в окружающую среду и снизит зависимость от привозных топливно-энергетических ресурсов. Данное направление реализуется за счет строительства ветроэнергетической установки в п. Усть-Камчатский и солнечной электростанции в п. Таежный. Сокращение вредных выбросов, помимо увеличения доли ВИЭ в структуре генерации, осуществляется в том числе за счет модернизации объектов энергетики.
316. Повышение комфортности среды и качества жизни населения с разными жизненными укладами осуществляется за счет обеспечения населения благоустроенным жильем (переселение из аварийного жилья, содействие развитию ИЖС), модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения доступности и разнообразия услуг социальной сферы (в том числе за счет создания новых объектов здравоохранения, культурно-досуговой и спортивной направленности), создания комфортных общественных пространств.
Основные инвестиционные проекты, планируемые к реализации в Центральной зоне, а также перечень социальных объектов, планируемых к созданию на территории представлены в приложениях 3 и 4 к Стратегии.
317. Ожидаемые результаты социально-экономического развития Центральной экономической зоны к 2035 году:
1) увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции;
2) увеличение доли объема переработки рыбной продукции до 40 процентов;
3) рост объемов добычи минерально-сырьевых ресурсов;
4) увеличение числа объектов для привлечения туристов;
5) увеличение доли ВИЭ в структуре генерации до 40 процентов;
6) рост доступности услуг социальной сферы;
7) рост качества образовательной инфраструктуры;
8) доля селитебных территорий поселений, оснащенных современными общественными пространствами в пешей доступности 1 км - 85 процентов;
9) увеличение числа граждан, улучшивших жилищные условия;
10) создание условий для сохранения этнической культуры КМНС.
318. Основными векторами социально-экономического развития Юго-западной экономической зоны будут:
1) поддержка развития текущих отраслей специализации муниципальных районов, главным образом рыболовства и рыбопереработки;
2) стимулирование переработки и утилизации отходов, безотходных производств (применение "зеленых" технологий);
3) повышение туристской привлекательности территории (Усть-Большерецкий муниципальный район);
4) модернизация энергетической системы и увеличение доли ВИЭ в структуре генерации энергии;
5) повышение комфортности среды и качества жизни населения.
319. Развитие рыболовства и рыбопереработки будет обеспечиваться за счет реализации мер государственной поддержки значимых для рыбохозяйственного комплекса инвестиционных проектов и привлечения для их реализации федерального финансирования, в том числе проектов, направленных на утилизацию отходов рыбохозяйственных предприятий и создание безотходных производств. В ближайшей перспективе планируется ввод перерабатывающих мощностей в Соболевском муниципальном районе.
320. Повышение туристской привлекательности будет осуществляться за счет содействия в реализации проектов по созданию туристкой инфраструктуры, в том числе строительства средств коллективного размещения; обеспечения транспортной доступности точек наибольшего притяжения туристов и создание вблизи них сети остановочных пунктов. Планируется реализация масштабного проекта реконструкции базы отдыха "Туристический приют на Больших Банных источниках".
321. Развитие энергетической системы планируется за счет реализации мер по модернизации объектов энергетики и электросетевого хозяйства. В Усть-Большерецком муниципальном районе планируется строительство малой ГЭС на р. Толмачева и BЛ 220 кВ от Мутновской ГеоЭС до каскада ГЭС на р. Толмачева. Предусмотрен ввод мощностей в ВЭС и СЭС (п. Ичинский, с. Ильпырское).
322. Повышение комфортности среды и качества жизни населения осуществляется за счет обеспечения населения благоустроенным жильем (переселение из аварийного жилья, содействие развитию ИЖС), модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения доступности и разнообразия услуг социальной сферы, создания комфортных общественных пространств.
Основные инвестиционные проекты, планируемые к реализации в Юго-западной зоне, а также перечень социальных объектов, планируемых к созданию на территории представлены в приложениях 5 и 6 к Стратегии.
323. Ожидаемые результаты социально-экономического развития Юго-западной экономической зоны к 2035 году:
1) увеличение доли объема переработки рыбной продукции до 50 процентов;
2) увеличение доли переработки рыбных отходов до 100 процентов;
3) увеличение числа посещаемости туристических объектов, расположенных на территории зоны;
4) увеличение доли ВИЭ в структуре генерации до 40 процентов;
5) рост доступности услуг социальной сферы;
6) рост качества образовательной инфраструктуры;
7) увеличение числа граждан, улучшивших жилищные условия;
8) доля селитебных территорий поселений, оснащенных современными общественными пространствами в пешей доступности 1 км - 80 процентов.
324. Ключевыми направлениями социально-экономического развития Северной экономической зоны станут:
1) содействие развитию традиционных отраслей хозяйствования;
2) стимулирование переработки и утилизации отходов, безотходных производств (применение "зеленых" технологий);
3) освоение месторождений минерально-сырьевых ресурсов с использованием современных технологий и минимизации негативного влияния на окружающую среду;
4) развитие возобновляемой энергетики;
5) сохранение условий для полноценного развития личности в контексте традиционного жизненного уклада КМНС;
6) повышение комфортности среды и качества жизни населения.
325. Развитие рыбохозяйственного комплекса будет обеспечиваться за счет реализации мер государственной поддержки значимых для рыбохозяйственного комплекса инвестиционных проектов и привлечения для их реализации федерального финансирования, в том числе проектов направленных на утилизации отходов рыбохозяйственных предприятий, развития безотходного производства. В частности, в ближайшей перспективе планируется строительство рыбоперерабатывающего завода мощностью переработки сырья до 210 тонн в сутки и модернизация рыбоперерабатывающего завода производительностью до 100 тонн в сутки по сырью в Олюторском муниципальном районе, в Карагинском муниципальном районе - модернизация рыбоперерабатывающего завода для увеличения мощности производства на 120 тонн в сутки.
326. Для развития оленеводства как традиционного вида хозяйственной деятельности, образа жизни и культуры и охотопромысловой деятельности коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, будут предусмотрены дополнительные меры поддержки, направленные на сохранение традиционного жизненного уклада КМНС и обеспечения занятости населения. Дополнительные меры поддержки будут предусмотрены для реализации проектов по созданию перерабатывающих производств (включая мясо, шкуры, панты, рога и др.).
327. Освоение месторождений минерально-сырьевых ресурсов с использованием современных технологий и минимизацией негативного влияния на окружающую среду. В рамках данного направления в ближайшей перспективе запланировано строительство подземного рудника и модернизация ГОК на базе месторождения Аметистовое, ввод 2-ой очереди ГМК на Озерновском золоторудном месторождении мощностью до 610 тыс. т руды в год и далее до 5 новых участков.
328. Большие перспективы у Северной зоны связаны с развитием ВИЭ. Планируется модернизация дизельных электростанций в с. Манилы, п. Палана, п. Козыревск, п. Оссора, п. Тиличики, п. Козыревск путем строительства автоматизированных гибридных энергокомплексов с использованием ВИЭ и систем накопления энергии. Перспективы строительства СЭС имеются в с. Хайрюзово, с. Воямполка, с. Ильпырское, с. Пахачи, с. Аянка, с. Оклан, с. Парень, ВЭС - в с. Хаилино, с. Тигиль, с. Усть-Хайрюзово, с. Воямполка). Значимый проект возобновляемой энергетики в перспективе - строительство Пенжинской приливной электростанции, производство для собственных нужд и экспорт "зеленого" водорода на базе электроэнергии, полученной на приливной электростанции.
329. Сохранение условий для полноценного развития личности в контексте традиционного жизненного уклада КМНС обеспечивается поддержкой развития традиционных видов хозяйственной деятельности (оленеводства, охотопромысловой деятельности) и реализации мер по сохранности языков коренных малочисленных народов Севера.
330. Повышение комфортности среды и качества жизни населения с разными жизненными укладами осуществляется за счет обеспечения населения благоустроенным жильем (переселение из аварийного жилья, содействие развитию ИЖС), модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения доступности и разнообразия услуг социальной сферы (в том числе за счет создания новых объектов здравоохранения, культурно-досуговой и спортивной направленности), создания комфортных общественных пространств.
331. Дополнительными мерами повышения качества жизни населения удаленных, изолированных населенных пунктов является повышение транспортной мобильности населения за счет развития малой авиации, расширения маршрутной сети авиасообщений и реконструкции объектов авиационной инфраструктуры.
Основные инвестиционные проекты, планируемые к реализации в Северной зоне, а также перечень социальных объектов, планируемых к созданию на территории представлены в приложениях 7 и 8 к Стратегии.
332. Ожидаемые результаты социально-экономического развития Северной экономической зоны к 2035 году:
1) увеличение доли объема переработки рыбной продукции до 50 процентов;
2) увеличение доли переработки рыбных отходов до 100 процентов;
3) рост поголовья оленей и объема переработки продуктов оленеводства;
4) увеличение доли ВИЭ в структуре генерации до 50 процентов;
5) увеличение объема добычи минерально-сырьевых ресурсов;
6) рост доступности услуг социальной сферы;
7) увеличение числа граждан, улучшивших жилищные условия;
8) созданы условия для сохранения языка и этнической культуры КМНС;
9) рост транспортной мобильности населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.