г. Краснодар |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А32-57462/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Артамкиной Е.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - Управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301050640, ОГРН 1042300005010) - Наплавковой С.В. (доверенность от 16.11.2020), в отсутствие ответчика - обществу с ограниченной ответственностью СМУ "Гражданстрой" (ИНН 2312006139, ОГРН 1022301428060), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 по делу N А32-57462/2019, установил следующее.
Управление капитального строительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ООО СМУ "Гражданстрой" (далее - общество) о взыскании:
- штрафа за неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, в размере 10 тыс. рублей за непредставление информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (пункт 6.8 контракта);
- штрафа за неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, в размере 10 тыс. рублей за непредставление информации о конкретных видах и объемах выполненных работ (пункт 6.24 контракта);
- штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), в размере 985 015 рублей 90 копеек;
- пени за просрочку исполнения обязательства в размере 651 297 рублей 66 копеек (измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2020 исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу управления взыскан штраф за неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, в размере 10 тыс. рублей (за непредоставление информации о конкретных видах и объемах выполненных работ; пункт 6.24 контракта), а также - пени за просрочку исполнения обязательства в размере 240 627 рублей 22 копеек. В остальной части исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление не представило доказательств привлечения обществом субподрядчиков, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта. При этом общество не представило управлению информацию о конкретных видах и объемах выполненных работ (пункт 6.24 контракта). Нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных "Графиком оплаты выполненных работ" (приложение N 5 к контракту) не может быть расценено как факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту. При этом общество нарушило срок исполнения обязательств, в связи с чем требование о взыскании пени является правомерным, произведен перерасчет пени, размер которой составил 240 627 рублей 22 копейки.
Постановлением апелляционного суда от 11.08.2020 решение суда первой инстанции от 02.06.2020 изменено, с общества в пользу управления взыскана пеня в размере 62 687 рублей 09 копеек, в остальной части судебный акт оставлен без изменения. Суд пришел к выводу о том, что неверно произведен расчет пени, поскольку не учтена часть выполненных работ.
В кассационной жалобе управление просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в размере 985 015 рублей 90 копеек. По мнению заявителя, выводы судов не обоснованы, обществу неоднократно направлялись замечания к производимым работам, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств и необходимости взыскания штрафа в размере 985 015 рублей 90 копеек (пункт 12.3 контракта).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты в части и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований относительно взыскания штрафа.
В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части. Таким образом, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 19.11.2018 управление (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключили муниципальный контракт N Ф.2018.530441 на строительство объекта: "Дошкольная образовательная организация на 140 мест по адресу Краснодарский край, Анапский район, хут. Воскресенский, ул. Трудовая, 4" (далее - контракт).
По условиям контракта подрядчик обязуется в установленные контрактом сроки выполнить весь предусмотренный пунктом 1.1 контракта комплекс работ в полном соответствии с условиями описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту) (пункт 1.3 контракта).
Результатом выполнения работы по контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1.5 контракта).
Цена контракта составляет 98 501 590 рублей (пункт 2.1 контракта).
Дополнительным соглашением от 08.11.2019 N 3 увеличен предусмотренный контрактом объем и виды работ на 8,8% с пропорциональным увеличением его цены, в связи с чем стоимость работ определяется ценой контракта и составила 108 596 175 рублей 22 копейки (пункт 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 08.11.2019 N 3).
В силу пункта 3.2 контракта начало срока выполнения подрядчиком всего комплекса работ определяется датой с момента заключения муниципального контракта. Срок окончания работ - 15.11.2019.
Согласно графику оплаты выполненных работ (приложение N 5 к контракту) общестроительные работы, внутренние инженерные сети, отделочные работы, благоустройство и озеленение территории должны быть завершены в срок до 30.09.2019 года. Устранение выявленных дефектов на основании акта формы N КС-11 и заключение департамента по надзору в строительной сфере должно быть получено до 15.11.2019.
Как указало управление, им обязательства по контракту исполнены в полном объеме, общество свои обязательства надлежащим образом не исполнило, а именно:
- согласно пункту 6.8 контракта подрядчик обязан предоставлять информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% цены контракта (постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775) в течение 10 дней с момента заключения договора с субподрядчиком. Указанную информацию подрядчик не представил;
- согласно пункту 6.24 контракта конкретные виды и объемы выполненных работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пунктом 6.23 контракта, определяются по предложению подрядчика, включаются в приложение N 6 к контракту "Конкретные виды и объемы работ" и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25% цены контракта. Указанную информацию подрядчик также не представил.
Пунктом 12.4 контракта предусмотрено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств), взыскивается штраф в размере 10 тыс. рублей, определенном согласно постановлению N 1042.
Как следует из искового заявления, обществу неоднократно направлялись замечания к проводимым работам и требования о завершении строительства в установленные сроки (письма от 07.10.2019 N 22-20-1701/19, от 15.10.2019 N 22-21-1765/19, от 16.10.2019 N 22-21-1771/19, от 22.11.2019 N 22-21-2107/19).
Однако замечания по строительно-монтажным работам устранены не в полном объеме, в связи с чем у заказчика отсутствует возможность получения справок о выполнении технических условий инженерных служб, необходимых для итоговой проверки органов государственного строительного надзора, ввода объекта в эксплуатацию.
В адрес общества также направлены претензии по срокам и объемам выполненных работ от 15.10.2019 N 22-21-1762/19, от 22.10.2019 N 22-21-1814/19, от 30.10.2019 N 22-21-1960/19, от 05.11.2019 N 22-20-1989/19, от 12.11.2019 N 22-20-2041/19.
Пунктом 12.3 контракта определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), взыскивается штраф в размере 1% от цены контракта - 985 015 рублей 90 копеек, определенном согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В силу пункта 12.5 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, подрядчик оплачивает заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
В порядке досудебного урегулирования спора управление в адрес ответчика направило претензию от 12.11.2019 N 22-20-2041/19 с требованием об оплате штрафов и пени, которая оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
На основании пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В рассматриваемом случае стороны не оспаривают факт выполнения работ по спорному контракту, работы приняты и оплачены заказчиком, что подтверждается имеющимися в материалах дела подписанными сторонами актами приемки выполненных работ за декабрь 2019 года, справками о стоимости выполненных работ и затрат от 31.10.2019 N 9, от 12.12.2019 N 11 и от 13.12.2019 N 12, актом приема-передачи объекта строительства от 16.12.2019, актом приемки законченного строительством объекта (формы N КС-11), реестром платежных поручений.
Согласно пункту 12.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), взыскивается штраф в размере 1% от цены контракта - 985 015 рублей 90 копеек.
Срок окончания работ согласно пункту 3.2 контракта 15.11.2019. Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации получено 16.12.2019, в этот же день получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 23-301000-90-2019 и подписан акт приемки законченного строительством объекта.
По условиям контракта подрядчик обязался в установленные контрактом сроки выполнить весь предусмотренный пунктом 1.1 контракта комплекс работ в полном соответствии с условиями описания объекта закупки (приложение N 1 к контракту;
пункт 1.3 контракта).
Из системного толкования пунктов 1.1, 1.3, 1.5 и 12.5 контракта следует, что подрядчик должен был выполнить в установленные контрактом сроки (до 15.11.2019) весь комплекс работ по строительству объекта: Дошкольная образовательная организация на 140 мест по адресу Краснодарский край, Анапский район, хут. Воскресенский, ул. Трудовая, 4.
Апелляционный суд верно указал, что нарушение сроков выполнения работ, предусмотренных "графиком оплаты выполненных работ" (приложение N 5 к контракту) не может быть расценено как факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении указанного требования.
Довод заявителя жалобы о наличии замечаний к выполненным работам, не приминается во внимание, поскольку объект введен в эксплуатацию, недостатков относительно выполненных работ не заявлено (в том числе и в судебном порядке), акты подписаны без возражений.
В соответствии с пунктом 12.5 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, подрядчик оплачивает заказчику пеню. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
По состоянию на 15.11.2019 проведение работ на объекте не завершено. Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получены 16.12.2019.
В силу пункта 1.5 контракта результатом выполнения работы по спорному контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов
Суд первой инстанции произвел перерасчет, согласно которому размер пени с 16.11.2019 по 15.12.2019 составляет 240 627 рублей 22 копейки. По расчету суда апелляционной инстанции пени за названный период с 16.11.2019 по 15.12.2019 составил 62 687 рублей 09 копеек (не учтена часть выполненных работ, согласно справке формы N КС-3 от 15.11.2019 N 10). Возражения в данной части управление не заявило.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2020 по делу N А32-57462/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
На основании пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф08-9888/20 по делу N А32-57462/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9888/20
11.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10025/20
02.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-57462/19
09.12.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-57462/19