В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 г. N 394-III-з "О бюджетном процессе Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия при разработке основных направлений государственной долговой политики муниципальных образований руководствоваться настоящим постановлением.
Председатель Правительства |
Г. Босхомджиева |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 30 октября 2023 г. N 346
Основные направления
государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Итоги реализации долговой политики
По итогам исполнения республиканского бюджета за 2022 год ограничения по уровню дефицита и параметров объема государственного долга. установленные бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия, соблюдены.
В 2022 году в связи рецессией и в результате снижения доходов крупных налогоплательщиков региона, государственный долг Республики Калмыкия за 2022 год прирос на 756,2 млн. рублей по сравнению с показателями предыдущего года и составил на 1 января 2023 года 8 530,0 млн. рублей. Приоритетом оставалось обеспечение стабильных налоговых условий для хозяйствующих субъектов, акцент сделан на повышении эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования.
В структуре государственного долга 7,0% занимают кредиты от кредитных организаций и 93,0% - бюджетные кредиты, в том числе полученные в 2022 году:
- на сумму 165,5 млн. рублей для реализации инфраструктурных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов";
- на сумму 3 590,0 млн. рублей для погашения долговых обязательств Республики Калмыкия по кредитам, полученным от кредитных организаций, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год".
Текущее состояние государственного долга Республики Калмыкия в 2023 году представлено на 100% бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета. Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1% годовых, за исключением бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, по которому ставка - 3% годовых.
В 2023 году всем налогоплательщикам открыт ЕНС - единый налоговый счет, в связи с этим в феврале 2023 года предоставлен бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в объеме 585,4 млн. рублей при списании сумм денежных средств с единых счетов бюджетов субъектов Российской федерации и бюджетов муниципальных образований.
Исполнение долговых обязательств Республики Калмыкия осуществлялось своевременно и в полном объеме.
Государственные гарантии Республики Калмыкия не предоставлялись.
II. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Долговая политика принимается в соответствии с текущими особенностями развития экономики региона и страны в целом, требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
С конца февраля 2022 года условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные санкционные ограничения привели к волатильности ключевой ставки Банка России, росту стоимости заемных средств.
В связи с этим долговая политика направлена на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета в условиях структурной трансформации экономики и необходимости реализации мер поддержки населения и бизнеса Республики Калмыкия.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в законодательство Российской Федерации о налогах и сбора;
рост расходных обязательств республиканского бюджета вследствие принятия решений о реализации задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
необходимость ежегодной индексации заработной платы работников бюджетной сферы и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
выполнение условий реструктуризации обязательств Республики Калмыкия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 и от 28 июня 2021 г. N 1029;
привлечение бюджетного кредита из федерального бюджета для реализации инфраструктурных проектов и выполнение обязательств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190;
обеспечение выполнения условий предоставления, использования и возврата бюджетного кредита, полученного в 2022 году из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Республики Калмыкия (муниципальных образований) по рыночным заимствованиям;
привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации;
реализация Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 992-р.
III. Цели и задачи долговой политики
Целями долговой политики являются:
эффективное управление государственным долгом Республики Калмыкия для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета;
сохранение объема государственного долга республики на экономически безопасном уровне в пределах ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия;
сохранение условий для снижения стоимости и оптимальных сроков заимствований;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Республики Калмыкия;
Задачами долговой политики являются:
достижение приемлемых и экономически обоснованных показателей объема и структуры государственного долга Республики Калмыкия;
минимизация стоимости заимствований;
мониторинг состояния муниципального долга муниципальных образований Республики Калмыкия;
обеспечение прозрачности информации о государственном долге Республики Калмыкия;
обеспечение соответствия размера дефицита республиканского бюджета требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
IV. Инструменты реализации долговой политики
Основными инструментами реализации долговой политики являются:
использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета, предоставляемых Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия;
привлечение долгосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
мониторинг кредитного рынка с целью привлечения коммерческих кредитов в форме возобновляемых кредитных линий, с минимальной ставкой на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Банком России, увеличенный на 1 процент;
ограничение на предоставление государственных гарантий на период 2024 - 2026 годов;
привлечение временно свободных средств государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Калмыкия;
оперативное управление долговыми обязательствами, своевременное снижение задолженности, реструктуризация и рефинансирование долговых обязательств;
планирование операций с государственным долгом, ведение учета и сдача отчетности;
систематический мониторинг на выполнение всех условий долговых обязательств Республики Калмыкия перед заемщиками, постоянный контроль долговой нагрузки на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
V. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Калмыкия
Важное место в достижении целей долговой политики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основными рисками при управлении государственным долгом Республики Калмыкия являются:
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиск альтернативных источников для выполнения расходных и долговых обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центробанком России ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения рыночных заимствований для выполнения расходных и долговых обязательств;
риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;
риск ликвидности - отсутствие в республиканском бюджете средств для полного исполнения в срок расходных и долговых обязательств региона, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов.
Постоянный анализ текущей и ожидаемой экономической конъюнктуры, в том числе на финансовых рынках, позволяет оценить возможности республиканского бюджета, выработать и реализовать комплекс мер, направленных на мобилизацию ресурсов для поддержания приемлемых уровней риска.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Республики Калмыкия, является осуществление достоверного прогнозирования доходов республиканского бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита республиканского бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Республики Калмыкия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 октября 2023 г. N 346 "Об основных направлениях государственной долговой политики Республики Калмыкия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 30 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 ноября 2023 г. N 0800202311010001
сетевое издание "Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" от 11 ноября 2023 г. N 41