Постановление Правительства Новгородской области от 1 ноября 2023 г. N 496
"О государственной программе Новгородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Новгородской области"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечнем государственных программ Новгородской области, утвержденным распоряжением Правительства Новгородской области от 12.07.2023 N 390-рг, Правительство Новгородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Стратегические приоритеты государственной программы Новгородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Новгородской области".
2. Постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
3. Опубликовать постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Губернатор Новгородской области |
А.С. Никитин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Новгородской области
от 01.11.2023 N 496
Стратегические приоритеты
государственной программы Новгородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Новгородской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности в Новгородской области, тенденции, факторы и проблемные вопросы, определяющие направления развития сферы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности в Новгородской области
Государственная программа Новгородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Новгородской области" (далее Программа) реализуется в сферах профилактики правонарушений, в том числе совершаемых несовершеннолетними, противодействия наркомании и коррупции, предупреждения проявлений экстремизма и терроризма.
В период с 2019 по 2022 годы наблюдалась положительная динамика снижения количества зарегистрированных в Новгородской области преступлений. По итогам 2022 года их число составило 10615, в том числе 3129 тяжких и особо тяжких преступлений.
Зарегистрировано 1284 преступления против личности, в том числе 35 убийств, 79 фактов причинения тяжкого вреда здоровью, 8 изнасилований.
В массиве преступности 63% составили имущественные преступления. Их число увеличилось с 6531 до 6691. На негативную динамику повлиял рост краж из квартир и частных домов с 424 до 459, посягательств на мобильные телефоны - с 735 до 895, угонов транспортных средств - с 99 до 128, грабежей - с 205 до 230, разбоев - с 14 до 21, криминальных поджогов-с 46 до 57.
Снизилось число краж транспортных средств с 79 до 57, мошенничеств - с 1516 до 1464, вымогательств - с 52 до 49.
Практически каждое четвертое преступление против собственности совершено дистанционным способом. В сравнении с 2021 годом их число сократилось с 2114 до 1866, из них 1226 приходятся на мошенничества и 640 - на кражи.
Правоохранительными органами Новгородской области пресечено 86 преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, с использованием оружия совершены 32 преступления.
В общественных местах совершено 3298 преступлений, из них тяжких и особо тяжких - 323, на улицах - 1761, в том числе 266 - тяжких и особо тяжких.
Сократилось число преступлений, совершенных лицами без постоянного источника дохода, с 3353 до 3099, лицами, ранее совершавшими преступления, - с 3039 до 2909, ранее судимыми, - с 1987 до 1793.
Зарегистрировано снижение подростковой преступности. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось с 316 до 277, количество несовершеннолетних участников преступлений уменьшилось с 245 до 237.
Сохраняют актуальность вопросы противодействия наркомании и уменьшения ее последствий.
В 2022 году в Новгородской области выявлено 873 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них 818 - тяжких и особо тяжких.
В наркологической службе региона зарегистрировано 1240 человек, больных наркоманией, и 39 человек - токсикоманией.
По данным государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородское бюро судебно-медицинской экспертизы", в 2022 году зарегистрировано 24 случая смертельной передозировки наркотическими средствами и психотропными веществами.
Экономический и репутационный вред наносят коррупционные правонарушения. В 2022 году против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершено 69 преступлений, в том числе 54 факта взяточничества.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области проведена антикоррупционная экспертиза 1363 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Новгородской области. В 28 из них выявлено 39 коррупциогенных факторов.
В 2022 году на территории Новгородской области выявлено одно преступление террористического характера по части 2 статьи 205.5 Уголовного кодекса Российской Федерации и 3 преступления экстремистской направленности, предусмотренные частями 1, 2 статьи 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктом в) части 2 статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Выявлено 26 фактов совершения административных правонарушений экстремистской направленности, установлено 22 лица, совершивших указанные правонарушения.
Нарастания межнациональной и межэтнической напряженности в регионе не зафиксировано.
Массовых беспорядков и грубых нарушений общественного порядка на территории Новгородской области не допущено.
В 2022 году ситуация в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности в Новгородской области сохраняла стабильность и контролируемость.
Долгосрочные перспективы развития ситуации зависят от множества факторов, основанных на изменениях в социально-экономической, политической и идеологической сферах, и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.
II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы Новгородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Новгородской области"
Приоритеты и цели в сфере реализации Программы определены в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400, обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются в том числе защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.
В соответствии с положениями Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344, целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Одними из основных направлений реализации государственной политики по противодействию экстремизму являются формирование в обществе атмосферы неприятия пропаганды и оправдания экстремистской идеологии, ксенофобии, национальной или религиозной исключительности; организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного развития граждан; обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, определяет целью государственной политики в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации защиту личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" основными направлениями деятельности органов государственной власти по противодействию терроризму установлены: предупреждение терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом); минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года N 208, к основным задачам по реализации направления, касающегося обеспечения безопасности экономической деятельности, отнесены создание условий, исключающих возможность сращивания интересов должностных лиц бизнес-структур и представителей государственных органов, профилактика и предупреждение формирования коррупционных схем их взаимодействия.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 733, стратегическими целями определены сокращение незаконного оборота и доступности наркотиков для их незаконного потребления, а также снижение тяжести последствий незаконного потребления наркотиков.
Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 646, определены основные направления обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, в том числе повышение эффективности профилактики правонарушений, совершаемых с использованием информационных технологий, и противодействие таким правонарушениям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года N 520-р утверждена Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года, целью которой определено создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирование у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку.
Стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года, утвержденной областным законом от 04.04.2019 N 394-ОЗ, достижение стратегической цели по обеспечению социальной стабильности в обществе, комфортных условий проживания граждан, защищенности населения от угроз криминального характера осуществляется путем решения следующих задач:
обеспечение безопасности граждан от противоправных посягательств на территории Новгородской области;
вовлечение общественности в предупреждение правонарушений;
оказание социально-правовой помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, формирование у них перед освобождением социальных навыков и умений, необходимых для положительной адаптации в обществе;
снижение актуальности проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками и другими психоактивными веществами в Новгородской области;
выявление и устранение причин и условий возникновения коррупции;
повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулированы цели Программы:
создание условий для повышения эффективности мер по противодействию преступности и обеспечению охраны общественного порядка в Новгородской области, способствующих сокращению числа регистрируемых преступлений;
снижение к 2030 году доли несовершеннолетних, совершивших преступления, с 1,4% до 1,0% через организацию эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новгородской области;
совершенствование методов профилактики и диагностики незаконного потребления наркотиков, а также лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, способствующих сокращению в Новгородской области к 2030 году числа больных наркологическими расстройствами с диагнозом "психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ" до 1845 человек на 100 тыс.населения Новгородской области;
обеспечение положительной оценки гражданами деятельности органов исполнительной власти Новгородской области в сфере противодействия коррупции (на уровне не ниже 37,0%).
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Связь с государственными программами Российской Федерации отсутствует.
IV. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности в Новгородской области
Достижение целей Программы обеспечивается посредством решения задач, закрепленных в комплексах процессных мероприятий, входящих в ее структуру.
Решение задачи "Реализация мер по противодействию преступности, в том числе путем вовлечения общественности в предупреждение правонарушений, оказания социально-правовой помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы" осуществляется за счет реализации превентивных мер, направленных на предупреждение дистанционных мошенничеств и финансовое просвещение жителей Новгородской области (изготовление и распространение листовок, баннеров социальной рекламы и иного информационного материала соответствующей тематики); материального обеспечения реализации переданных Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных областным законом от 01.02.2016 N 914-ОЗ "Об административных правонарушениях"; укрепления материально-технической базы организаций социального обслуживания Новгородской области, работающих с ранее судимыми лицами; оказания материальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, утратившим социальные связи, на уплату государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации и оплату медицинских услуг; организации мероприятий по повышению престижа народных дружин, в том числе за счет проведения областного конкурса "Лучший народный дружинник Новгородской области", материально-технического обеспечения деятельности народных дружин Новгородской области, включая изготовление удостоверений, форменной одежды и отличительной символики, осуществления личного страхования народных дружинников на период их участия в мероприятиях по охране общественного порядка на территории Новгородской области, а также путем организации добровольной сдачи населением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с обеспечением денежного вознаграждения.
В качестве мер по предупреждению повторной преступности запланировано оказание материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, утратившим социальные связи и не имеющим жилья, на уплату государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации и оплату медицинских услуг; организация работы по социальной поддержке и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, утративших социальные связи и не имеющих жилья.
Задача "Реализация мер по повышению эффективности профилактики правонарушений экстремистской направленности, формированию в обществе нетерпимости к проявлениям терроризма и его идеологии" решается посредством повышения уровня правовой культуры и квалификации в сфере противодействия преступности и экстремизму путем проведения совещаний, семинаров, "круглых столов" для государственных гражданских и муниципальных служащих, представителей некоммерческих организаций, работающих в области внутренней и национальной политики, а также представителей национальных общественных объединений; организации профилактических мероприятий по противодействию идеологии терроризма в молодежной среде.
Решение задачи "Организация мероприятий по предупреждению преступлений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому" осуществляется за счет повышения правовой культуры несовершеннолетних путем проведения информационных мероприятий на базе библиотек Новгородской области; вовлечения молодежи в работу волонтерских объединений; проведения молодежного форума по обеспечению информационной безопасности детей; реализации проекта "Социальный патруль" с привлечением общественных организаций; изготовления и распространения социальной рекламы, видеороликов на темы профилактики правонарушений среди детей и молодежи, обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних; проведения областного конкурса "Лучший отряд правоохранительной направленности"; повышения квалификации специалистов, участвующих в профилактике преступности несовершеннолетних; предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям, подведомственным министерству труда и социальной защиты населения Новгородской области, на организацию отдыха и оздоровления несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел; проведения форумов, семинаров, конференций, массовых и просветительских мероприятий для несовершеннолетних, в том числе находящихся на учете в органах внутренних дел области.
На решение задачи "Организация мероприятий по снижению актуальности проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками и другими психоактивными веществами, в Новгородской области" направлены следующие мероприятия:
отслеживание наркоситуации на территории Новгородской области путем ежегодного мониторинга;
обучение, повышение квалификации государственных гражданских служащих Новгородской области, педагогических работников в сфере государственной антинаркотической политики;
проведение профилактико-просветительской работы по антинаркотической тематике, спортивных и иных тематических мероприятий с целью обеспечения продуктивного досуга молодежи и несовершеннолетних, направленных на пропаганду здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, внедрение в практику работы активных форм первичной профилактики потребления наркотиков (диспуты, дискуссии, тренинги и др.), развитие деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, формирование специализированного библиотечного фонда печатной и медиапродукции по проблемам наркозависимости и обеспечение доступности его материалов для населения, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления фактов потребления наркотических средств и психоактивных веществ, организация дифференцированной медицинской профилактики злоупотребления наркотиками среди несовершеннолетних на основе взаимодействия со специалистами первичного звена здравоохранения и проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных организаций Новгородской области на предмет выявления наркотических средств в биологических средах организма;
разработка и внедрение стационарных и амбулаторных программ медико-социальной реабилитации наркозависимых лиц, в том числе несовершеннолетних, создание условий для их лечения, реабилитации и ресоциализации на базе учреждений областной наркологической службы;
предоставление субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации, на возмещение части затрат в связи с предоставлением реабилитационных услуг гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями.
Решение задачи "Реализация мер по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры, осуществление подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации" осуществляется посредством обучения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Новгородской области по образовательным программам в сфере противодействия коррупции; проведения просветительской работы по вопросам противодействия коррупции (антикоррупционной пропаганды) среди молодежи; организации ежегодного конкурса среди обучающихся общеобразовательных организаций и обучающихся образовательных организаций высшего образования по вопросам противодействия коррупции.
По результатам успешного выполнения мероприятий в рамках решаемых задач, при благоприятном развитии ситуации в социально-экономической, политической и идеологической сферах к 2030 году на территории Новгородской области ожидается сокращение до 10580 числа регистрируемых преступлений; снижение до 1,0% доли несовершеннолетних, совершивших преступления, сокращение до 1845 человек (на 100 тыс.населения) числа больных наркологическими расстройствами с диагнозом "психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ"; положительная оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти Новгородской области в сфере противодействия коррупции на уровне не ниже 37,0%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новгородской области от 1 ноября 2023 г. N 496 "О государственной программе Новгородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Новгородской области"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 1 ноября 2023 г. N 5300202311010006
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новгородской области от 11 февраля 2025 г. N 46
Изменения вступают в силу с 14 февраля 2025 г.