г. Краснодар |
|
18 ноября 2020 г. |
Дело N А32-26616/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Артамкиной Е.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - Администрации Краснодарского края - Калинина Г.И. (доверенность от 10.03.2020), третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Кошевец А.Д. (доверенность от 13.12.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КорИнвест" (ИНН 2309138600, ОГРН 1132309007049), третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Администрации Краснодарского края на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А32-26616/2018 установил следующее.
Администрация Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "КорИнвест" (далее - общество) с требованиями об изъятии объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой архитектора А.П. Косякина, 1906-1910 г. г." (нежилое здание площадью 296 кв. м, этажность 2, подземный этаж 1, (литеры А, под/А), кадастровый номер 23:43:0209003:58, расположенное по адресу: Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Н.И. Кондратенко, дом N 13) и организации Департаментом имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) его продажи с публичных торгов с последующей передачей собственнику вырученной от продажи суммы за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении указанного объекта культурного наследия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - инспекция).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2020 исковые требования удовлетворены. Суд изъял из собственности общества объект культурного наследия для организации его продажи с публичных торгов с последующей передачей собственнику вырученной от продажи суммы за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении указанного объекта культурного наследия.
На принудительное исполнение вступившего в законную силу судебного акта выдан исполнительный лист серии ФС N 026041536, который предъявлен для исполнения в отделение судебных приставов по Западному округу г. Краснодара ГУФССП по Краснодарскому краю.
05 августа 2020 года судебный пристав-исполнитель обратился в суд первой инстанции с заявлением о разъяснении решения суда от 25.02.2020, в котором просил разъяснить, на кого возложена обязанность по организации продажи с публичных торгов изъятого судом объекта культурного наследия.
Определением суда от 06.08.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.10.2020, заявление о разъяснении судебного акта удовлетворено. Суд указал, что согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов. Указанной нормой закона предусмотрена обязанность самого взыскателя произвести определенные действия: либо выкупить объект культурного наследия регионального значения либо организовать его продажу с публичных торгов.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению заявителя, суд, разъясняя судебный акт, возложил на Управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края (далее - управление) выкупить объект культурного наследия или организовать его продажу с публичных торгов. Управление не является соответствующим органом по управлению государственным имуществом, следовательно, возлагая обязанность на взыскателя по своему выбору произвести либо выкуп объекта культурного наследия либо организовать его продажу с публичных торгов, суд вышел за рамки полномочий, установленных статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представители истца и третьего лица высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Кодекса в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Разъяснение решения допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено (часть 2 статьи 179 Кодекса).
В определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 108-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сеткина Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 179, 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмечено, что не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя положения, наделяющие арбитражный суд правом вынести определение о разъяснении принятого им решения без изменения его содержания, поскольку путем разъяснения решения создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков.
Таким образом, разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения. При этом суд не может под видом разъяснения решения изменить или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства (определение Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2017 N 18-КГ17-22).
Разъясняя решение от 25.02.2020 суд, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 54 Закона N 73-ФЗ, указал, что обязанность по организации публичных торгов возложена на взыскателя, в связи с чем в полномочия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнения судебного акта по рассмотренному спору не входит организация продажи объекта культурного наследия с публичных торгов.
Вопреки доводам заявителя суд не возлагал на управление обязанность выкупить объект культурного наследия либо организовать публичные торги по его реализации. В резолютивной части решения от 25.02.2020 указано на изъятие объекта культурного наследия именно для последующей его реализации с публичных торгов и передачей собственнику вырученной от продажи суммы за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении указанного объекта культурного наследия.
В резолютивной части оспариваемого определения, суд процитировал норму права, устанавливающую порядок выкупа или организации продажи с публичных торгов, объекта культурного наследия, изъятого по решению суда, разъяснив судебному приставу-исполнителю, что в его полномочия не входит организация публичных торгов в отношении объекта, который изъят у ответчика по рассмотренному судом спору.
Указанное разъяснение не изменяет содержание судебного акта. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций. Поскольку нормы процессуального права применены судами правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А32-26616/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 108-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сеткина Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статей 179, 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмечено, что не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя положения, наделяющие арбитражный суд правом вынести определение о разъяснении принятого им решения без изменения его содержания, поскольку путем разъяснения решения создаются необходимые условия для его правильного понимания и исполнения, а также устранения тех или иных недостатков.
Таким образом, разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае неясности, противоречивости и нечеткости решения. При этом суд не может под видом разъяснения решения изменить или разрешить вопросы, которые не были предметом судебного разбирательства (определение Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2017 N 18-КГ17-22).
Разъясняя решение от 25.02.2020 суд, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 54 Закона N 73-ФЗ, указал, что обязанность по организации публичных торгов возложена на взыскателя, в связи с чем в полномочия судебного пристава-исполнителя в рамках исполнения судебного акта по рассмотренному спору не входит организация продажи объекта культурного наследия с публичных торгов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф08-10556/20 по делу N А32-26616/2018