Особенности применения контрольно-кассовой техники
22 мая 2003 г. был принят Федеральный закон N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Ранее порядок осуществления денежных расчетов с населением с применением контрольно-кассовых машин (ККМ) регулировался Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1, который новым Законом признан утратившим силу.
В соответствии с Законом N 54-ФЗ под контрольно-кассовой техникой (ККТ), используемой при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, понимаются ККМ, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, которые подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре контрольно-кассовой техники.
ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Без применения ККТ могут работать организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, определенные в п.3 ст.2 Закона N 54-ФЗ, в частности продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (учет торговой выручки в этом случае от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно); продажу лотерейных билетов; продажу проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте, и другие виды деятельности.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Без применения указанной техники, но при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности могут осуществлять организации и индивидуальные предприниматели расчеты в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. N 745 был утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могли осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ.
Следует обратить внимание, что Правительству Российской Федерации поручено определить не только названный порядок, но и:
порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения;
порядок ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение названного реестра (реестр подлежит официальному опубликованию, так же как изменения и дополнения, вносимые в него, при этом модели техники, исключенные из него, подлежат эксплуатации до истечения нормативного срока их амортизации);
требования к ККТ, используемой организациями и индивидуалами, порядок и условия ее регистрации и применения.
Статьей 5 Закона N 54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям вменяется в обязанность:
осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;
применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчета (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию, проверку в соответствии с п.1 ст.7 Закона N 54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять указанную документацию;
производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память этой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.
Статьей 2 Закона N 5215-1 предусматривалось также, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККМ, обязаны были вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы, а также обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к ним.
Хотя работа с ККТ не относится к налоговым правоотношениям, в Законе N 54-ФЗ, как и в ранее действовавшем, контроль за применением ККТ возложен на налоговые органы, в связи с чем в ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 (ред. от 22.05.03 г.) "О налоговых органах Российской Федерации" внесены соответствующие дополнения.
Статьей 7 Закона N 54-ФЗ налоговым органам предоставлено право:
осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона;
осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверять документы, связанные с применением ККТ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона.
В части штрафов необходимо иметь в виду следующее. Статьей 7 Закона N 5215-1 были определены виды нарушений, за которые применялись штрафы, а также размеры таких штрафов. И то, и другое было предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации (см., в частности, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12.05.98 г. N 14-П и определение Конституционного суда Российской Федерации от 1.04.99 г. N 29-О).
КоАП РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г., устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Поскольку в соответствии с КоАП РФ субъектом административных правонарушений теперь является и юридическое лицо, то согласно ст.2.1 КоАП РФ оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Статьей 14.5 главы 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП РФ установлено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц (в соответствии со ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное) - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Как видно, нормы ст.14.5 КоАП РФ отличаются от определенных ст.5 Закона N 54-ФЗ обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ. Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст.23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5, в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ (ст.23.6 КоАП РФ предусматривалось также право федеральных органов налоговой полиции рассматривать дела об административных правонарушениях, определенных ст.14.5 КоАП РФ). Этой же статьей указаны лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об этих правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. В части ст.14.5 протокол может быть составлен также должностными лицами органов внутренних дел (ст.28.3 КоАП РФ). Порядок рассмотрения дел и применения ответственности (освобождения от нее) также регулируется КоАП РФ.
Поскольку субъектами административных правоотношений являются и юридические лица, следует обратить внимание на ст.25.4 КоАП РФ, в соответствии с которой законными представителями юридического лица в целях этого Кодекса являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Отметим, что через шесть месяцев после вступления в силу Закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение ККТ без фискальной памяти не допускается.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета", N 42, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71