Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел X. Развитие муниципального сектора и городского хозяйства
1. Муниципальный сектор экономики.
Основной задачей развития и реформирования муниципального сектора остается оптимизация, расширение и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений.
По оценке к концу 2023 года муниципальный сектор экономики города будет представлен 8 муниципальными унитарными предприятиями, 125 учреждениями муниципальной формы собственности, в том числе 111 учреждениями социальной сферы.
Муниципальное образование является акционером 10 акционерных обществ и собственником 100% доли в уставном капитале 1 общества с ограниченной ответственностью.
Планируется преобразование в хозяйственные общества 3 муниципальных унитарных предприятий: "Горсвет", "Сургутский хлебозавод", "Комбинат школьного питания".
Выручка от реализации товаров, работ (услуг) муниципальных унитарных предприятий за 2023 год по оценке составит 10,4 млрд. рублей, что в фактических ценах на 8,5% выше уровня 2022 года. Среднесписочная численность работающих увеличится на 1,7% до 3,2 тыс. человек.
По оценке отрицательный финансовый результат за 2023 год получит муниципальное унитарное предприятие "Сургутский кадастровый центр Природа" (далее - СГМУП СКЦ "Природа"). Убытки обусловлены закрытием с 06.09.2021 полигона для захоронения твердо-бытовых отходов в соответствии с судебным определением.
Выручка от реализации товаров, работ (услуг) муниципальных унитарных предприятий к концу среднесрочного периода по консервативному и базовому вариантам прогноза в связи с реорганизацией предприятий снизится к уровню 2023 года в фактических ценах на 17,3% и 16,1% и составит 8,6 и 8,7 млрд. рублей соответственно. Среднесписочная численность работающих составит 1,9 тыс. человек.
С учетом ввода в эксплуатацию новых объектов социальной сферы и планируемых реорганизаций, к концу 2026 года муниципальный сектор экономики города будет представлен 4 муниципальными унитарными предприятиями, 130 учреждениями муниципальной формы собственности, в том числе 116 учреждениями социальной сферы.
2. Жилищно-коммунальный комплекс.
Реализация национальных проектов в сфере жилищно-коммунального комплекса на территории города способствует улучшению жилищных условий, повышению комфортности городской среды.
Общая площадь жилищного фонда (квартир) муниципального образования за 2023 год по оценке увеличится к уровню 2022 года на 2,4% и составит на 31.12.2023 - 9,1 млн. кв. метров.
Управление жилищным фондом осуществляется на конкурсной основе. По оценке 2023 года количество осуществляющих управление жилыми домами управляющих компаний составит 27, товариществ собственников жилья - 28.
Мощность муниципальных коммунальных сетей и объектов инженерной инфраструктуры к концу 2026 года по базовому варианту прогноза составит (темп роста к уровню 2023 года):
- протяженность водопровода - 476,9 км (105,4%);
- мощность очистных сооружений - 121,4 тыс. куб. метров (100%);
- протяженность канализационных сетей - 289,3 км (72,5%);
- количество центральных тепловых пунктов - 100 единиц (100%);
- протяженность тепловых и паровых сетей - 428 км (100%);
- протяженность уличной газовой сети - 51,7 км (100%);
- протяженность линий электропередач - 147,8 км (95%).
На значения показателей, характеризующих коммунальную сеть, оказывают влияние, с одной стороны, принятие в муниципальную собственность от застройщиков объектов, с другой стороны, результаты проведения инвентаризации объектов, а также списание сетей во временных поселках города после сноса строений.
Актуальным остается вопрос ликвидации непригодного для проживания жилья. Переселение граждан из ветхого, аварийного, непригодного для проживания жилищного фонда осуществляется в рамках реализации 2 подпрограмм муниципальной программы "Развитие жилищной сферы на период до 2030 года": "Содействие развитию жилищного строительства; "Адресная подпрограмма по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", на реализацию которых в 2023 году предусмотрено 1,7 млрд. рублей. В рамках подпрограмм по оценке 2023 года около 700 семей улучшат жилищные условия.
По результатам запланированной на среднесрочный период работы планируется полностью завершить расселение аварийного жилищного фонда, признанного аварийным до 01.01.2017.
Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на территории города осуществляется Югорским фондом капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации региональной программы.
Источником финансирования выполнения работ являются средства собственников помещений многоквартирных домов (далее - МКД), которые аккумулируются на счете регионального оператора или специальных счетах (в зависимости от выбранного собственниками способа формирования фонда капитального ремонта) путем оплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с краткосрочным планом проведения капитального ремонта на 2023 - 2025 годы, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.03.2022 N 102-п, к концу 2025 года планируется выполнить ремонт 161 МКД.
В целях создания комфортных условий для жизни горожан в городе создан и эффективно функционирует портал "Интерактивные карты города Сургута", благодаря которому население города может оперативно получать доступ к отдельным тематическим картам, таким как: диспетчерская ЖКХ, распределение жилищного фонда по управляющим компаниям, благоустройство придомовых территорий, капитальные ремонты домов, ремонтные работы на инженерных сетях, участках дорожной сети, изменение маршрутов транспортного сообщения. Кроме того, на портале "Интерактивные карты города Сургута" можно ознакомиться с информацией об отключении предоставления коммунальных услуг, а также актуальной схемой обращения с отходами в разделе "Места размещения контейнерных площадок". На 31.08.2023 количество посещений портала составило 97 863.
3. Улично-дорожная сеть и общественный транспорт.
По оценке 2023 года общий объем отремонтированной улично-дорожной сети составит более 300 тыс. кв. метров, в том числе в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" (далее - БКД) - 44,3 тыс. кв. метра.
В соответствии с соглашением между Администрацией города и публичным акционерным обществом "Сургутнефтегаз", на 2023 год за счет средств предприятия запланированы ремонтные работы 4 объектов улично-дорожной сети общей площадью 67,8 тыс. кв. метра.
За среднесрочный период по консервативному и базовому вариантам планируется отремонтировать 395,5 и 570 тыс. кв. метров улично-дорожной сети соответственно, в том числе в рамках БКД - 95,5 и 120 тыс. кв. метров.
Реализация мероприятий национального проекта способствует устранению мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, снижению перегрузки автотрасс, росту доли автодорог, соответствующих нормативному состоянию.
К концу 2026 года по базовому варианту прогноза (темп роста к уровню 2023 года):
- площадь улично-дорожной сети составит 5 млн. кв. метров (100,1%);
- площадь тротуаров - 613,1 тыс. кв. метров (101%);
- протяженность линий уличного освещения - 375,7 км (101,6%);
- протяженность ливневой канализации - 126,1 км (105%);
- количество автобусных остановок - 351 единицы (101,7%);
- количество дорожных знаков - 16 871 единицы (100,04%);
- количество светофорных объектов - 194 единиц (103,2%).
На значения показателей улично-дорожной сети оказывают влияние, с одной стороны, объемы ремонтных и строительных работ, с другой стороны, результаты проведения инвентаризации/паспортизации объектов.
Количество объектов, на которых созданы условия доступности, безопасности, информативности и комфортности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (от общего числа объектов):
- пешеходных переходов - 563 (84,8%);
- автобусных остановок - 113 (32,2%).
По состоянию на 31.07.2023 произошло 115 дорожно-транспортных происшествий, что на 8% ниже показателя аналогичного периода 2022 года.
В связи с высокой загрузкой улично-дорожной сети города, основными задачами организации транспортного обслуживания населения являются обеспечение приоритета общественного транспорта как альтернативы использованию личных автомобилей, реализация комплексного подхода к организации движения транспорта, повышение комфортности и безопасности пассажирских перевозок.
Основными принципами организации транспортного обслуживания населения являются гарантированность безопасного и комфортного транспортного обслуживания, сочетание государственного регулирования тарифов перевозки пассажиров и свободного развития рынка, равенство условий доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг, разработка оптимальной маршрутной сети, а также информирование населения о работе городского пассажирского транспорта.
Количество муниципальных маршрутов регулярных перевозок (без сезонных) по состоянию на 31.12.2023 по оценке составит 39 единиц (2022 год - 45 единиц), протяженность эксплуатационного пассажирского автобусного пути на уровне предыдущего года - 991,7 км.
По итогам выполненной научно-исследовательской работы по разработке комплексных схем организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом на период до 2035 года разработана и с 20.05.2023 в пробном режиме запущена в действие схема новой маршрутной сети.
В результате сокращения маршрутов, дублирующих друг друга, снижено количество маршрутов, обслуживаемых с применением регулируемого тарифа, а также установлен "пересадочный тариф", который действует в течение 45 минут при условии безналичной оплаты.
Для взаимодействия с гражданами по вопросам работы маршрутной сети работает "Единый информационный центр поддержки пассажиров", операторы которого помогают подобрать удобный маршрут, принимают, фиксируют предложения и замечания жителей города.
Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам обеспечивается путем заключения муниципального контракта по итогам электронного аукциона. Заключение муниципальных контрактов позволяет обеспечить надежность и безопасность перевозки, а также ценовую доступность услуг транспорта на маршрутах.
По результатам аукционов, проведенных в 2023 году заключены муниципальные контракты, со сроком действия до 30.04.2030, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам, что позволит обеспечить рациональное управление процессом оказания транспортных услуг, надежность и безопасность перевозок на долгосрочный период.
Все автобусы предприятий оборудованы спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS, что способствует повышению эффективности работы пассажирского транспорта.
Используя возможности данной навигационной системы на официальном портале Администрации города работает интерактивный сервис "Единый транспортный портал", позволяющий отследить в режиме реального времени местонахождение маршрутных автобусов на городской маршрутной сети. В качестве мобильного приложения выбрано рейтинговое мобильное приложение "Умный транспорт".
По состоянию на 01.01.2023 стоимость проезда в маршрутных автобусах с применением регулируемых тарифов составляет 30 рублей. Во всех маршрутных автобусах действуют проездные билеты длительного пользования. В 11 дачных маршрутах с мая по сентябрь предоставляется право бесплатного проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости.
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются с применением тарифов, устанавливаемых перевозчиком самостоятельно. Стоимость проезда в маршрутных автобусах с применением нерегулируемых тарифов составляет 30 - 35 рублей.
В целях повышения качества транспортного обслуживания населения на всех регулярных маршрутах, обслуживаемых в рамках муниципальных контрактов, применяется автоматизированная система оплаты проезда, позволяющая осуществлять оплату с помощью банковских карт и электронных средств (микропроцессорных бесконтактных смарт-карт и мобильных устройств). В целях уменьшения затрат на перевозки планируется введение бескондукторной системы оплаты проезда на всем городском пассажирском транспорте.
К концу 2026 года по базовому варианту прогноза соответственно (темп роста к уровню 2023 года):
- количество муниципальных маршрутов регулярных перевозок (без сезонных) составит 42 единицы (107,7%);
- протяженность эксплуатационного пассажирского автобусного пути - 1 024 км (103,3%).
4. Охрана окружающей среды, природопользование и благоустройство.
На создание комфортных условий для проживания населения, а также на решение проблем в области экологии городской среды направлена реализация мероприятий национального проекта и муниципальных программ.
Площадь парков, скверов, береговых зон в настоящее время составляет 185,4 га, прирост к уровню 2022 года составил 9,9 га с обслуживанием следующих объектов: "Земельный участок, расположенный в 13А микрорайоне", "Парк в 36 квартале". Все парки и скверы располагаются непосредственно в зоне существующей жилой застройки и используются для прогулок и отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
В целях создания комфортных условий проживания, повышения эстетической привлекательности общественных территорий осуществляется круглогодичное обслуживание парков и скверов, обеспечивается уход за деревьями и кустарниками, текущее и санитарное содержание.
Создание и содержание цветников на площади на городских территориях является неотъемлемой частью работ по благоустройству города. В 2023 году их площадь увеличилась на 0,2 га (до 4,2 га) за счет цветников в микрорайоне 13А и парке микрорайона 40. Для обеспечения разнообразия и новизны в цветочном оформлении городских территорий ежегодно обновляется ассортимент цветов и рисунков цветников.
Используются элементы вертикального озеленения: цветочные фигуры, многоярусные этажерки, подвесные кашпо, вазоны, цветочные арки, колонны, пирамиды, топиарные фигуры. В 2023 году закуплено 117 элементов вертикального озеленения и топиарная композиция "Семья медведей". В качестве инертного материала для декоративного оформления цветников используется природный камень - щебень, мраморная крошка и сосновая кора различной фракции. С целью продления периода декоративности цветочного оформления города, в осенний период на цветниках высаживаются тюльпаны.
В рамках регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" (национальный проект "Экология") в целях экологического сохранения водных объектов и уникальных водных систем ежегодно осуществляется уборка прибрежных территорий протяженностью 30,69 км с привлечением около 3,5 тыс. человек.
К концу среднесрочного периода обеспеченность зелеными насаждениями жителей города снизится до 10,5 кв. метра на одного жителя по базовому варианту прогноза (2023 год - 11,1 кв. метра), в процентах от норматива (16 кв. метров на 1 жителя) - до 65,9% (2022 год - 69,6%).
Ежегодно планируется ликвидировать несанкционированные свалки в промышленных районах и местах общего пользования объемом 8,1 тыс. куб. метров и осуществлять санитарную очистку территорий города общей площадью 381 тыс. кв. метров.
Основной проблемой в работе по ликвидации несанкционированных свалок является их возобновляемость в местах, где невозможно ограничить доступ недобросовестным предпринимателям и физическим лицам, нежелающим платить за вывоз и утилизацию своих отходов на специализированный полигон. Наиболее проблемными территориями в этом отношении являются остров Заячий, пойма протоки Кривуля, район Восточной объездной дороги, поселки, территории городских лесов.
В целях осуществления санитарно-противоэпидемиологических мероприятий ежегодно организовываются мероприятия по дезинсекции (акарицидная и ларвицидная обработки) и дератизации.
Общая площадь городских лесов составляет 4 445 га. В условиях активного развития города, массовой застройки, увеличения численности населения, а также некоторых существующих природных факторов (болотистость местности, воздействие низких температур) негативное влияние на леса, находящиеся в границах городского округа, ежегодно увеличивается.
Ежегодный объем работ по санитарным рубкам и рубкам по очистке леса от захламленности определенный лесохозяйственным регламентом составляет 215,3 га. Первоочередные мероприятия проводятся на площади 15 га, что составляет около 7% от общей потребности.
С целью выявления нарушений норм лесного законодательства и охраны лесов от пожаров осуществляется ежедневное патрулирование территории городских лесов. Ежегодно проводится санитарное содержание зеленых зон активного отдыха населения на площади 59 га.
Перечень объектов благоустройства определяется в рамках проведения голосования среди горожан.
По итогам 2023 года будут выполнены работы по благоустройству следующих объектов:
- "Экопарк "За Саймой" (спортивная площадка N 1);
- сквер, прилегающий к территории МКУ "Дворец торжеств" (фотозона с дорожно-тропиночной сетью);
- сквер на пересечении бульвара Свободы и проспекта Ленина (устройство тротуаров, 1 этап строительства);
- парковая зона в микрорайоне 20 А (1 этап, площадка для выгула собак с дорожно-тропиночной сетью).
В среднесрочном периоде запланировано благоустройство в среднем по 3 общественных территории в год, из них на 2024 год по результатам общественного обсуждения определены следующие территории:
- сквер на пересечении бульвара Свободы и проспекта Ленина (устройство тротуаров, 2 этап строительства);
- парковая зона в микрорайоне 20 А (2 этап, площадка);
- парк в микрорайоне 8 по улице Республики;
- парковая зона в микрорайоне 20 А (2 этап, сцена).
Кроме того, на территории города ежегодно реализуются инициативные проекты по благоустройству общественных территорий.
По итогам 2023 года запланировано к благоустройству 10 дворовых территорий многоквартирных домов. При отборе многоквартирных домов для участия в благоустройстве составляется рейтинг дворов. Жители многоквартирных домов участвуют в оплате ремонта придомовой территории: их вклад составляет от 10 до 20% от общей суммы.
Мероприятия экологической направленности предусматривают привлечение населения к практической природоохранной деятельности.
Ежегодно проводятся массовые городские, а также региональные экологические акции, мероприятия, в том числе "Чистый город", "Спасти и сохранить", общегородские субботники по санитарной очистке озелененных территорий общего пользования, лесных территорий, береговых линий, водных объектов, жилых и промышленных территорий.
Жители города могут принять участие в экологических акциях по посадке саженцев деревьев и кустарников. Все саженцы деревьев и кустарников адаптированы к местным климатическим условиям.
Отклонения значений показателей, характеризующих развитие муниципального сектора и городского хозяйства, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов обусловлены проведенной и планируемой реорганизацией ряда муниципальных учреждений, корректировкой объемов бюджетных инвестиций, направленных на развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, на благоустройство мест общего пользования, на снос непригодного для проживания жилья, корректировкой инвестиционных программ предприятий коммунального комплекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.