Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IX. Инвестиции и финансы организаций
1. Инвестиции.
В 2023 году наблюдается рост инвестиционной активности, в том числе на фоне реализуемых государственных мер поддержки, направленных на покрытие возможных рисков предпринимателей, в также реализации крупных федеральных проектов, прежде всего, в транспортно-логистическом комплексе.
В 2023 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним организациям составит по оценке 49,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2022 года на 10,5%.
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", по крупным и средним организациям за 2023 год в сопоставимых ценах по оценке возрастет на 5,2% к уровню предыдущего года и составит 40,2 млрд. рублей.
В общем объеме инвестиций 64,8% - это собственные средства предприятий (2022 год - 72,8%), в объеме привлеченных средств доля бюджетных средств - 50% (2022 год - 61,5%).
На территории города реализуются (планируются к реализации) проекты в различных сферах деятельности. Это 14 инвестиционных проектов общим объемом около 170 млрд. рублей, в том числе некоторые из них:
1. Строительство второго моста через реку Обь.
Строительство второго моста через реку Обь в районе города Сургута планируется в период 2025 - 2026 годов, общий объем инвестиций - 65,2 млрд. рублей. Мост имеет стратегически важное значение как для Югры, так и для России в целом. Протяженность моста составит 1,8 километра, с учетом подходов более 45 километров. Исполнителем государственного контракта определено - акционерное общество "Мостострой-11". По итогам 2023 года на строительство объекта будет направлено 12,1 млрд. рублей.
2. Реконструкции здания городского рынка.
Планируемый объем инвестиций более 200 млн. рублей. По результатам обсуждений и решений экспертного совета по проекту реконструкции рынка, был определен проект, наиболее соответствующий сформированным требованиям. В результате реализации проекта город получит современное торговое пространство - фуд-молл, концепцией которого предусмотрены и торговые места для пищевых продуктов, в том числе местного производства, рестораны национальной кухни. Срок ввода объекта в эксплуатацию - 2025 год.
3. Реконструкция железнодорожного вокзала.
Проект реализуется в рамках инвестиционного соглашения, подписанного в октябре 2021 года, между открытым акционерным обществом "Российские Железные Дороги" и "Фондом развития Югры". Возведен и функционирует временный павильон железнодорожного вокзала, который будет выполнять функции вокзала в период реконструкции здания, в 2023 году снесено здание вокзала, идет подготовка площадки под строительство нового здания. Также предусмотрено строительство закрытого перехода (конкорса) из здания вокзала на посадочные платформы. Реализовать проект планируется в 2025 году.
4. Проект жилой застройки "Марьина гора".
Компанией "Сибпромстрой-Югория" реализуется проект жилой застройки "Марьина гора". Инвестором запланировано строительство 26 многоквартирных домов (около 400 тыс. кв. метров жилья), 2 школ на 1 250 мест каждая, 4 детских садов на 300 мест каждый, спортивного комплекса с бассейном, торгового и медицинского центров, обустройство площадок для выгула собак, предусмотрено создание парковочных мест для жителей и гостей микрорайона. До конца 2023 года планируется завершить строительство подъездного пути к территории жилой застройки. До конца 2023 года планируется приобретение нежилого здания для размещения дошкольной образовательной организации при условии выделения субсидии за счет средств окружного бюджета.
5. Проект "Комплексное развитие территории жилой застройки части микрорайонов 1, 2 города Сургута" с учетом механизма "Югорский стандарт".
Заключены 2 договора о комплексном развитии территории между Администрацией города и участником аукциона ООО "Квартал 79" (подписаны 21.10.2022 и 28.11.2022). Застройщиком будут расселены и снесены 9 многоквартирных домов. Планируется возведение 4 объектов ориентировочной площадью 50 000 кв. метров: 752 квартиры, 60 помещений коммерческого назначения для торговли, общепита и оказания услуг.
На 2024 год в планах заключение четырех соглашений по комплексному развитию территорий (микрорайоны Пойма - 1, 27А, 46, поселок Юность).
6. Благоустройство набережной реки Обь.
Планируется к реализации проект по благоустройству набережной реки Обь с реновацией парковой зоны на территории речного порта в рамках концессионного соглашения. Ведется работа по подбору наиболее оптимального решения реализации проекта.
7. Сургутский индустриальный парк.
В рамках соглашения между обществом с ограниченной ответственностью "Вторчермет" и Фондом развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры реализуется инвестиционный проект "Сургутский индустриальный парк". Проект предусматривает создание в городе индустриального парка в сфере утилизации и переработки отходов. Планируемый объем инвестиций - 350 млн. рублей, рабочих мест - 30.
Заключены 10 концессионных соглашений общей инвестиционной емкостью 13,4 млрд. рублей в отношении 5 объектов образования (5 концессионных соглашений), 5 объектов спорта (4 концессионных соглашения), 1 в сфере транспортной инфраструктуры (1 концессионное соглашение).
В перечень инфраструктурных проектов, финансируемых за счет федеральных бюджетных кредитов включены 3 объекта спорта: спортивный комплекс с универсальным игровым залом и дворец спорта в микрорайоне 30А, спортивный комплекс с универсальным игровым залом в микрорайоне Хоззона (по улице Маяковского).
В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию 255 тыс. кв. метров жилья, что на 10,4% ниже уровня 2022 года. Жилищные условия в рамках государственных и муниципальной программ улучшат более 1 тыс. семей.
Для окончания строительства проблемных объектов, строящихся с привлечением средств граждан-участников долевого строительства, разработан комплекс мер, утвержденный распоряжением Администрации города. На сегодняшний день таких объектов 5, из них до конца 2023 года планируется ввести в эксплуатацию 3 объекта, в 2024 году - 1 объект, по 1 объекту разрабатывается механизм восстановления прав граждан путем предоставления жилых помещений в иных домах.
В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию: объект в сфере общего образования мощностью 900 мест, 1,2 км транспортной инфраструктуры, 20,7 км инженерной инфраструктуры, в том числе 8,9 км в рамках реализации проекта по созданию инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК".
В среднесрочном периоде сценариями прогноза предусмотрено следующее:
- инвестиционная активность опирается на государственные меры поддержки и реализацию крупных федеральных инфраструктурных проектов;
- положительные темпы прироста объемов строительных работ на фоне реализации программ импортозамещения в условиях завершения перестройки производственно-логистических цепочек и стабилизации цен на строительные материалы и металлопрокат;
- ввод в эксплуатацию по базовому варианту прогноза:
- 8 400 ученических мест в сфере общего образования (6 учреждений) 5;
- 500 мест в сфере дошкольного образования;
- 5 спортивных комплексов мощностью 440 человек в час;
- спортивного ядра площадью 3 100 кв. метров;
- 13,8 км транспортной и пешеходной инфраструктуры;
- 55,4 км инженерной инфраструктуры, в том числе 42,3 км в рамках реализации проекта по созданию инновационного научно-технологического центра "ЮНИТИ ПАРК";
- городской культурный центр мощностью 500 мест;
- театр актера и куклы мощностью 420 мест;
- загородный специализированный (профильный) военно-спортивный лагерь "Барсова гора" на базе центра военно-прикладных видов спорта муниципального бюджетного учреждения "Центр специальной подготовки "Сибирский легион" мощностью 150 мест в смену;
- загородный специализированный (профильный) спортивно-оздоровительный лагерь "Олимпия" на базе муниципального бюджетного учреждения "Олимпия" мощностью 158 человек в час;
- улучшение жилищных условий в рамках государственных и муниципальной программ за 2024 - 2026 годы 837 и 841 семьи по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно.
В 2026 году по консервативному и базовому вариантам прогноза объем инвестиций по крупным и средним организациям 58,7 и 61,5 млрд. рублей соответственно, что в сопоставимых ценах превышает уровень 2023 года на 3,6 и 8,1%.
В 2026 году объем работ и услуг, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", по крупным и средним организациям по консервативному и базовому вариантам прогноза составит 47,9 и 49,1 млрд. рублей соответственно, индекс физического объема к уровню 2023 года - 105,7 и 107,9%. Цены на строительно-монтажные работы по консервативному и базовому вариантам прогноза в среднесрочной перспективе возрастут на 12,9 и 13,2% соответственно. Ежегодный ввод в эксплуатацию жилья в среднесрочном периоде прогнозируется на уровне 243 тыс. кв. метров.
В рамках внедрения муниципального инвестиционного стандарта информация о реализации инвестиционных проектов на территории муниципального образования, создании необходимой для инвесторов инфраструктуры в муниципальном образовании, об инновационном потенциале муниципального образования приведена в приложении 3 настоящего постановления.
Отклонения значений показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов обусловлены, в основном, корректировкой инвестиционных программ предприятий, а также объемов бюджетных инвестиций, направляемых на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, изменением сроков строительства и ввода в эксплуатацию объектов.
2. Финансы организаций.
Конъюнктура на сырьевых рынках, курс рубля к иностранным валютам, а также ограничения в условиях внешнего санкционного давления и перестройки производственно-логистических цепочек являются основными факторами, определяющими финансовый результат деятельности организаций.
По оценке 2023 года к уровню 2022 года:
- объемы налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (за исключением налогов на товары, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами) увеличатся на 40% (122,5 млрд. рублей);
- сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям возрастет в 1,7 раза (363 млрд. рублей);
- фонд заработной платы работников крупных и средних организаций увеличится на 9,8% и составит 174,7 млрд. рублей.
По итогам 2023 года наиболее значительное увеличение поступлений к уровню 2022 года ожидается по налогу на прибыль. Кроме того, сохранится отрицательный итог по поступлениям налогов на товары (работы, услуги), обусловленный, в основном, объемами возмещаемого из федерального бюджета обратного (отрицательного) акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, в целях реализации специальных мер поддержки нефтеперерабатывающих производств, предоставляемых в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли.
Сложившаяся динамика значительно повлияет на структуру налоговых поступлений как в разрезе видов, так и по уровням бюджета по итогам 2023 года.
Ежегодно муниципальным правовым актом утверждается и успешно реализуется план мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и муниципального долга бюджета городского округа.
Сценарии прогноза на среднесрочную перспективу для показателей, характеризующих финансы организаций, основаны на следующих предпосылках:
- конъюнктура на сырьевых рынках и курс рубля к иностранным валютам, а также ограничения в условиях внешнего санкционного давления и завершения перестройки производственно-логистических цепочек останутся основными факторами, определяющими финансовый результат деятельности организаций;
- динамика на сырьевых рынках будет определяться процессами глубокой трансформации, существенно меняющими объемы и структуру спроса в условиях обострения конкуренции и фрагментации торговых связей;
- завершение налогового маневра в нефтяной отрасли (по обратному акцизу на нефть - с 2019 по 2024 год);
- темпы прироста среднесписочной численности работников и номинальной заработной платы обеспечат положительные темпы прироста фонда заработной платы по крупным и средним организациям города;
- структура налоговых поступлений в разрезе видов и уровней бюджетной системы не претерпит существенных изменений.
За среднесрочный период по консервативному и базовому вариантам прогноза соответственно:
- объемы налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации (за исключением налогов на товары, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами) составят к уровню 2023 года 104 и 108,3% (134 и 1 млрд. рублей);
- сальдированный финансовый результат по крупным и средним организациям возрастет на 6,9 и 11,4% и составит 388,1 и 404,4 млрд. рублей;
- фонд заработной платы работников крупных и средних организаций увеличится на 17,2 и 19,6% и составит 204,9 и 209 млрд. рублей.
Структура налоговых поступлений по уровням бюджета в 2026 году по базовому варианту прогноза: федеральный бюджет - 83,5%, региональные бюджеты - 15%, бюджет города - 2,5%.
К концу среднесрочного периода по базовому варианту прогноза в структуре налоговых поступлений:
- платежи за пользование природными ресурсами составят 74,7%;
- налог на прибыль организаций - 9,6%;
- налоги на товары (работы, услуги) - 6,4%;
- налоги на имущество - 4,6%;
- налог на доходы физических лиц - 4,2%;
- налоги на совокупный доход - 0,4%.
Отклонения значений показателей, характеризующих финансы организаций, от значений показателей прогноза социально-экономического развития на 2023 год и на плановый период 2024 - 2025 годов объясняются корректировкой темпов роста основных показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций города, в том числе и в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.