г. Краснодар |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А53-35523/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии от истца - акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Мингулова А.А. (доверенность от 25.06.2019), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Нарутто А.Н. (доверенность от 10.09.2020), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2020 по делу N А53-35523/2019, установил следующее.
АО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Российские железные дороги" (далее - общество) о взыскании 651 380 рублей штрафа за задержку подачи вагонов (уточненные требования).
Названным решением от 11.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2020, принят отказ порта от иска в части взыскания 96 080 рублей штрафа, производство по делу в указанной части прекращено. С общества в пользу порта взыскано 651 380 рублей штрафа и 16 028 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что порт не может быть признан надлежащим истцом, поскольку он не является грузоотправителем в рамках отношений по перемещению порожних вагонов. Представленные в материалы дела транспортные железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, коммерческие акты подтверждают, что порт не является стороной перевозочного процесса после выгрузки спорных вагонов. Отношения между сторонами прекращены выдачей груза. Срок приема вагонов не согласован в договоре от 05.07.2018 N 85/7т, поэтому он не может быть нарушен. Взысканный штраф явно несоразмерен возможным убыткам порта, поэтому суды неправомерно отказали в снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве порт отклонил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав названных представителей, поддержавших свои позиции по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, 05.07.2018 общество и порт заключили договор N 85/7т, по условиям которого осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 207 к железнодорожному пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к железнодорожному пути N 54 парка "В" станции Туапсе - Сортировочная, обслуживаемого локомотивами владельца (собственными или арендованными). В соответствии с пунктом 8 договора возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца по согласованию с перевозчиком на один из свободных железнодорожных путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе - Сортировочная, являющихся выставочными. Пунктом 9 договора предусмотрено, что о передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику груза и багажа станции Туапсе-Сортировочная под роспись на экземпляре владельца. Время передачи уведомлений и уборки вагонов на выставочные пути отражены в графах 7, 8 памяток приемосдатчика на уборку вагонов, которые составлены ответчиком.
В сентябре 2018 года на путях необщего пользования в ожидании приема вагонов простаивали порожние вагоны после выгрузки зерновых грузов портом.
В связи с задержкой приема вагонов порт направил обществу претензию от 21.09.2018 N 3100/19-02 о выплате штрафа за задержку приема вагонов, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения порта в суд с иском.
Суды при разрешении спора руководствовались статьями 329, 330, 784, 785, 791, 792, 793 Кодекса, статьей 100 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), исследовали и оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили факт нарушения ответчиком сроков уборки вагонов и пришли к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа за задержку обществом уборки вагонов. Расчет штрафа проверен судами и признан правильным, оснований для применения к заявленному размеру штрафа положений статьи 333 Кодекса не установлено. Суды отклонили ходатайство общества о снижении штрафа, поскольку ответчик не обосновал его явной несоразмерности.
Довод общества об отсутствии у порта права на взыскание штрафа по статье 100 Устава проверен судами и правильно признан несостоятельным.
Суды указали, что порядок возврата вагонов на выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная определен пунктами 2.8 и 2.9 Временной инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем железной дороге и торговому порту, примыкающем к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД и используемом торговым портом при выполнении приемо-сдаточных операций на приемо-отправочных путях станции Туапсе-Сортировочная, утвержденной 22.03.2018 (далее - Инструкция). Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива порта на выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная. Все действия порта по перестановке вагонов производятся по указанию дежурного по станции (ДСП) и маневрового диспетчера станции Туапсе-Сортировочная.
Согласно положениям Инструкции приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на станционных выставочных путях, при этом без получения согласия общества порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути.
Субъектом правоотношений с обществом по пользованию инфраструктурой является владелец порожних вагонов, а не грузополучатель либо владелец пути необщего пользования (порт); одновременно с этим порт обязан принять порожние вагоны после разгрузки с припортовой станции и в отсутствие его договора с обществом на перевозку данных вагонов.
Наличие у порта законного интереса в своевременном исполнении перевозчиком обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути обоснованно, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
Доводы ответчика об отсутствии ответственности перевозчика в связи с несогласованием срока приема им вагонов рассмотрены судами. Суды правильно указали, что в отсутствие объективных доказательств наличия иного разумного срока, необходимого железной дороге (после получения уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочный путь) для их уборки, необходимо соблюдать баланс интересов всех участников этих правоотношений.
Отсутствие срока позволяло бы обществу и порту непредсказуемо долго удерживать создавшуюся ситуацию в состоянии неопределенности равным образом для всех названных лиц, что не отвечало бы охраняемым законом принципам равенства участников гражданских правоотношений, стабильности гражданского оборота и определенности правоотношений сторон.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, поэтому основания для изменения или отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам не может быть принята судом округа, поскольку в указанных делах имелись иные обстоятельства, не совпадающие с обстоятельствами данного дела.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2020 по делу N А53-35523/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что порт не может быть признан надлежащим истцом, поскольку он не является грузоотправителем в рамках отношений по перемещению порожних вагонов. Представленные в материалы дела транспортные железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, коммерческие акты подтверждают, что порт не является стороной перевозочного процесса после выгрузки спорных вагонов. Отношения между сторонами прекращены выдачей груза. Срок приема вагонов не согласован в договоре от 05.07.2018 N 85/7т, поэтому он не может быть нарушен. Взысканный штраф явно несоразмерен возможным убыткам порта, поэтому суды неправомерно отказали в снижении неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
...
Суды при разрешении спора руководствовались статьями 329, 330, 784, 785, 791, 792, 793 Кодекса, статьей 100 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), исследовали и оценили представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили факт нарушения ответчиком сроков уборки вагонов и пришли к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа за задержку обществом уборки вагонов. Расчет штрафа проверен судами и признан правильным, оснований для применения к заявленному размеру штрафа положений статьи 333 Кодекса не установлено. Суды отклонили ходатайство общества о снижении штрафа, поскольку ответчик не обосновал его явной несоразмерности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф08-7518/20 по делу N А53-35523/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7518/20
06.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6275/20
11.03.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-35523/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-35523/19