Новый порядок применения акцизов на нефтепродукты:
предварительные итоги
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 г. вступила в силу принципиально новая система обложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами. Возникновение объекта налогообложения поставлено теперь в зависимость от наличия у организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и реализацией нефтепродуктов, соответствующего документа, определенного законом как свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство).
Таким образом, плательщиками акцизов на нефтепродукты в настоящее время являются только лица, имеющие свидетельства (за исключением не имеющих свидетельства производителей нефтепродуктов из давальческого сырья, являющихся налогоплательщиками при передаче этих нефтепродуктов собственнику сырья, не имеющему свидетельства. Соответственно количество налогоплательщиков зависит от того, какое количество лиц - участников российского рынка нефтепродуктов имеет это свидетельство.
Новая система обложения акцизами нефтепродуктов построена таким образом, что каждый имеющий свидетельство продавец этих товаров, начисливший при их получении акциз, при условии подтверждения факта уплаты акциза покупателем, имеющим свидетельство, имеет право на налоговый вычет уплаченной суммы акциза. Так, при получении (оприходовании) нефтепродуктов лицо, имеющее свидетельство, начисляет акциз на весь полученный объем этих товаров. Затем при реализации (передаче) этих нефтепродуктов другим лицам, имеющим свидетельство, начисленная сумма акциза (при представлении в налоговый орган определенных ст.201 НК РФ документов) уменьшается на сумму, приходящуюся на фактически реализованные нефтепродукты.
Существенные изменения порядка налогообложения операций с нефтепродуктами вызваны целым рядом причин.
Во-первых, в связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств появилась необходимость компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Для этого поступления от акцизов на нефтепродукты стали распределяться в соотношении 60 и 40% в пользу регионов с одновременной индексацией ставок акцизов на нефтепродукты на 45%. А новый порядок их налогообложения был призван перенести налоговую нагрузку с производителей (нефтеперерабатывающих организаций) на организации, осуществляющие оптовую и розничную торговлю этими товарами, что, как предполагалось, позволит распределять уплату акцизов по нефтепродуктам между территориальными бюджетами пропорционально объемам потребления этих продуктов на данных территориях. Прежний порядок позволял собирать акциз только в тех субъектах Российской Федерации, где имеются крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а их не так уж много.
Во-вторых, эта мера была направлена на решение существующей в сфере потребления и реализации подакцизных нефтепродуктов проблемы налоговых потерь в результате значительных объемов реализации автомобильного бензина, находящегося в нелегальном обороте. Технология производства автомобильного бензина позволяет получать его не только на НПЗ, но и путем смешения прямогонного бензина (представляющего собой бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки) с необходимыми химическими присадками. В результате получается некачественный бензин, причем не доступный для налогообложения. Новый порядок, позволяющий отследить всю цепочку от производителя до потребителя, должен был вывести производство этого нефтепродукта из тени. С 1 января 2003 г. на прямогонный бензин установлена нулевая ставка, что позволяет отслеживать его оборот.
В-третьих, при осуществлении контроля за налогообложением нефтепродуктов по всей цепочке "производитель-посредники-продавец" налоговые органы имеют возможность администрировать не только акциз, но и НДС и налог на прибыль, так как отслеживаются объемы оборота нефтепродуктов и прибыль, получаемая от их перепродажи.
Сейчас, когда с момента введения нового порядка обложения акцизами прошло девять месяцев, можно подвести некоторые итоги.
Очевидно, что поступления от акцизов на нефтепродукты не полностью компенсируют выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, появившиеся в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. Поэтому кроме акцизных поступлений источниками формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации в 2003 г. являются также транспортный налог и часть выплат по земельному налогу и налогу на имущество.
Поступления от акцизов на нефтепродукты в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 августа 2002 г. составляли, по данным МНС России, 29,8 млрд руб. Если бы эти акцизы взимались по ставкам 2002 г. и сегодня, то на 1 августа 2003 г. поступления составили бы 30,7 млрд руб. (реально - 44,5 млрд руб.), что, на первый взгляд, говорит о более высокой эффективности новой системы налогообложения. Однако если принять во внимание тот факт, что достоверно неизвестно, сколько налогоплательщиков пока еще не воспользовались правом на налоговый вычет, то о росте поступлений говорить преждевременно. Зато можно с уверенностью сказать об усложнении налогового администрирования и, как следствие, - расходов на него. Если раньше налоговые органы работали в сфере акцизов на нефтепродукты только с НПЗ (их в России около 70), то теперь налогоплательщиков стало около двух тысяч. Кроме того, если лицо, совершающее операции с нефтепродуктами, получает их от поставщика без свидетельства, обладание свидетельством данному лицу становится экономически невыгодным. Ведь это влечет за собой приобретение организацией нефтепродуктов по ценам, включающим акциз, что приводит к повторному его начислению.
Отдельные потенциальные налогоплательщики отказываются от подачи заявления на получение свидетельства также из-за того, что необходимо длительное время для подтверждения налоговых вычетов по акцизам на нефтепродукты.
Что касается равномерности поступлений акциза в бюджеты субъектов Российской Федерации, то ее также добиться не удалось: по информации МНС России, 47% поступлений приходится на 7 регионов. Из-за того, что лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, распределены по территории страны равномерно, не следует, что последние звенья в цепочке "производитель-посредники-продавец", имеющие свидетельство, распределены аналогичным образом. Крупные нефтяные компании в России, как правило, являются вертикально интегрированными структурами и, следовательно, контролируют всю эту цепочку, звенья которой часто находятся в разных регионах. Головные компании могут решать, где не нужно получать свидетельства и в каком регионе им следует "оставлять" акциз исходя из своих интересов.
В ряде регионов наблюдается ситуация, когда больше половины АЗС принадлежат одной организации, в свою очередь являющейся дочерней структурой нефтяной компании общероссийского масштаба, и тогда благополучие региона в части поступлений акцизов на нефтепродукты во многом зависит от того, получит ли крупная компания свидетельство. Органы законодательной власти таких регионов все чаще выходят с инициативой внесения в НК РФ поправки о том, что получение свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, должно быть обязательным. Но такая мера неизбежно повлечет за собой увеличение числа плательщиков акциза в несколько раз, что еще больше усложнит администрирование. Кроме того, отказ от принципа добровольности усложнит взаимоотношения налоговых органов с лицами, совершающими операции с нефтепродуктами. Ведь в настоящее время многие из этих лиц сами заинтересованы в том, чтобы иметь свидетельство и получать вычеты, что побуждает их своевременно представлять в налоговые органы необходимую информацию. А в случае обязательности получения свидетельства налоговым органам зачастую самим придется получать такую информацию путем налоговых проверок, что существенно осложнит работу управлений МНС России в субъектах Российской Федерации.
На наш взгляд, целесообразно вернуться к прежнему порядку обложения акцизом 70 НПЗ с зачислением всей суммы акцизных поступлений в федеральный бюджет и последующим распределением 60% от нее между субъектами Российской Федерации.
Дело в том, что если при уплате других налогов (например, налога на прибыль) администрации субъектов Российской Федерации заинтересованы в том, чтобы увеличивать налоговую базу, создавая условия для развития экономики региона, то в отношении акцизов на нефтепродукты проще оказывать давление на местных производителей и оптовиков с требованием заключать договоры на поставку продукции только с покупателями, не имеющими свидетельства, если те зарегистрированы в другом регионе. Таким образом, в региональный бюджет поступает вся сумма акциза, но поставщик лишается права на налоговые вычеты. Кроме того, как уже отмечалось, субъекты Российской Федерации в части своей доли акцизных поступлений становятся в определенной мере зависимыми от политики крупнейших нефтяных компаний.
Конечно, в случае распределения акцизных поступлений через федеральный бюджет весьма сложно будет решить вопрос о критериях, определяющих долю каждого региона в этих поступлениях. В настоящее время в качестве таких критериев принимаются в основном протяженность автомобильных дорог или количество зарегистрированных в регионе автомобилей.
В заключение необходимо отметить, что введение новой системы обложения акцизами на нефтепродукты тем не менее позволило повысить уровень прозрачности российского рынка этих товаров, в том числе прямогонного бензина.
А. Софрин,
НИФИ
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 42, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71