г. Краснодар |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А53-37040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью финансовая группа "Донсельмаш" (ИНН 6111011023, ОГРН 1026100955484) - Кульгава О.А. (доверенность 30.09.2019), ответчика - Коптева Василия Викторовича, рассмотрев кассационную жалобу Коптева Василия Викторовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по делу N А53-37040/2019, установил следующее.
ООО финансовая группа "Донсельмаш" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Коптеву В.В. об возложении обязанности передать следующие документы: кассовые книги по форме КО-4 с 23.11.2016 года по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 года по 11.09.2018; приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, ведомости выплаты заработной платы, расчетные платежные документы с 23.11.2016 по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 по 11.09.2018 (уточненные требования).
Решением от 03.02.2020. оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.08.2020, исковые требования удовлетворены. Суд возложил на Коптева В.В. обязанность передать обществу в течение десяти рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта в законную силу следующие документы:
- кассовые книги по форме КО-4 с 23.11.2016 года по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 года по 11.09.2018;
- приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, ведомости выплаты заработной платы, расчетные платежные документы с 23.11.2016 по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 года по 11.09.2018.
В кассационной жалобе Коптев В.В. просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению заявителя, общество не доказало факт нахождения у Коптева В.В. истребуемых документов. Суды не учли, что согласно акту инвентаризации от 31.10.2018 кассовая книга за 2018 год велась только в электронном виде в программе 1С без выведения на бумажные носители. Презумпция нахождения документов по месту расположения общества после смены генерального директора Коптева В.В. не опровергнута надлежащим образом. Суды не проверили факт нахождения документов, используемых для ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности, у бухгалтеров Коптевой Н.И. и Беспамятной Т.В.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон повторили свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав стороны, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что общество зарегистрировано в ЕГРЮЛ 02.06.2000, участниками общества являлись Шкабатура С.Н. и Коптев В.В., каждому из участников принадлежит по 50% доли в уставном капитале общества, номинальной стоимостью по 6 тыс. рублей.
С 2010 года по ноябрь 2016 года директором общества являлся Шкабатура С.Н., Коптев В.В. занимал должность заместителя директора общества.
С 2016 года директором общества являлся Коптев В.В., Шкабатура С.Н., занимал должность заместителя директора общества.
В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания участников общества от 29.10.2017 N 43 единоличным исполнительным органом общества (директором) с 29.10.2017 по 29.10.2018 избран Коптев В.В.
11 сентября 2018 года Коптев В.В. подал заявление о выходе из состава участников общества.
19 сентября 2018 года Шкабатура С.Н. в должности директора (единственный участник общества с момента направления Коптевьм В.В. заявления о выходе из состава участников общества) направил Коптеву В.В. уведомление о своем намерении не продлевать с ним трудовые отношения, прибыть 29.10.2018 для выдачи трудовой книжки, подписания расчетных документов и осуществления иных действий при прекращении полномочий директора.
Заказное письмо получено Коптевым В.В. 02.10.2018.
На момент истечения полномочий директора Коптева В.В. в должности директора проведена инвентаризация имущества общества, по результатам которой составлен акт.
Актом инвентаризации от 31.10.2018 установлено отсутствие кассовой книги и кассовых документов за 2018 год, за 2017 и 2016 годы (в период руководства Коптевым В.В.) документы выведены на печать без подписей должностных лиц, а также вносителей и получателей денежных средств.
28 ноября 2018 года Коптеву В.В. направлено требование о необходимости подписания акта передачи дел новому директору 03.12.2018.
Заказное письмо получено лично Коптевым В.В. 30.11.2018.
Полагая, что в период осуществления Коптевым В.В. функций директора общества в его распоряжении находились документы, связанные с деятельностью общества, а именно: кассовые книги по форме КО-4 с 23.11.2016 по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 по 11.09.2018, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, ведомости выплаты заработной платы, расчетные платежные документы с 23.11.2016 по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 по 11.09.2018, которые не были переданы ответчиком вновь назначенному директору, общество обратилось в суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно руководствовались следующим.
Перечень документов, которые общество обязано хранить, указан в пункте 1 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). В данный перечень входят документы, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.
Данные документы общество хранит по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества (пункт 3 статьи 50 названного Закона).
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Закона N 14-ФЗ, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества, который в целях осуществления своих полномочий имеет доступ ко всей документации по деятельности общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для руководства текущей деятельностью общества, подлежат передаче вновь избранному исполнительному органу общества.
Пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) возлагает на экономических субъектов обязанности по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Срок хранения годовых бухгалтерских балансов и отчетов, приложений к балансу, пояснительных записок, бюджетной отчетности установлен как постоянный, другие документы подлежат хранению в определенные для них конкретные сроки, истечение которых при том не влечет их уничтожение, следовательно, организация обязана хранить свою документацию самостоятельно постоянно или передать ее на хранение в архив.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Закона N 402-ФЗ при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
Понятие руководителя экономического субъекта содержится в пункте 7 статьи 3 Закона N 402-ФЗ - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
В силу пункта 1 статьи 7 статьи 17 Закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения данных документов и их защиту от изменений, организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет, а рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз, и ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Указанные нормы права подтверждают то обстоятельство, что именно на руководителе организации лежит обязанность по передаче находящейся в его ведении документации вновь избранному руководителю.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций), а также уплату (удержание) налогов.
Наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя предполагается и является обязательным требованием закона, законодательством о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность по восстановлению утраченных документов и руководитель должника обязан доказывать наличие уважительных причин непредставления документации, при этом невыполнение требования о предоставлении первичных бухгалтерских документов или отчетности приравнивается к их отсутствию.
Суды установили, что с 23.11.2016 по 29.10.2018 исполнительным органом общества являлся Коптев В.В. Истребуемые обществом кассовые книги по форме КО-4 с 23.11.2016 по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 по 11.09.2018, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, ведомости выплаты заработной платы, расчетные платежные документы с 23.11.2016 по 31.12.2016, за 2017 год, с 01.01.2018 по 11.09.2018 связаны с деятельностью общества.
С 18.04.2016 приказом N 16 обязанности кассира возложены на Коптеву Н.И.
Результатами инвентаризации от 14.09.2018 установлено отсутствие кассовой книги и кассовых документов за 2018 год, отсутствие подписи директора и кассира на бумажных носителях кассовых книг с 23.11.2016 по 31.12.2016 и за 2017 год, а также отсутствие подписи подотчетного лица Коптева В.В. в расходных кассовых документах и авансовых отчетах и несоблюдение требований кассиром Коптевой Н.И. законодательства о правилах ведения кассовых документов.
Суд первой инстанции допросил в качестве свидетеля Пырсикову Э.Ю., которая пояснила, что никогда не работала в должности главного бухгалтера общества;
с 24.10.2009 принята на должность бухгалтера по основному месту работы; 31.07.2015 уволена с должности с основного места работы и принята на должность бухгалтера на 0,35 ставки с 03.08.2015. Обязанности главного бухгалтера исполнял руководитель. Беспамятная Т.В. никогда не исполняла обязанности кассира; приказом от 01.03.2016 N 57 принята на должность бухгалтера на 1/2 ставки. Коптева Н.И. принята на должность бухгалтера с 01 03.2016 года на 1/2 ставки. Приказом от 18.04.2016 N 16 на Коптеву Н.И. возложены обязанности кассира и 18.04.2016 заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В связи с обнаружением исчезновения документов из архива общества в начале сентября 2018 года и нарастанием напряженных отношений между учредителями общества Коптева Н.И. и Беспамятная Т.В. одновременно подали заявление об увольнении на имя руководителя 06.09.2018, которым на том момент являлся Коптев В.В. Без объяснения причин Коптев В.В. уволил свою супругу Коптеву Н.И. в день подачи заявления, несмотря на то, что она являлась материально-ответственным лицом. Инвентаризация проведена на основании приказа от 29.10.2018 в связи с истечением срока полномочий Коптева В.В. в должности руководителя. Фактически инвентаризация и снятие товарно-материальных остатков проводилось дважды: на момент подачи заявления Коптевым В.В. о выходе из состава участников и на момент прекращения полномочий Коптева В.В. в должности руководителя. Первично было установлено 14.09.2018 отсутствие кассовых документов за 2018 год, ненадлежащие оформление за 2016 - 2017 годы, наличие ошибок в оформлении бухгалтерских документов.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и установив, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о выполнении Коптевым В.В. предусмотренной законом обязанности о передаче бывшим директором общества вновь избранному директору спорных документов, суды удовлетворили требования истца.
Довод заявителя о том, что общество не доказало факт нахождения у Коптева В.В. истребуемых документов, основан на неверном понимании норм материального права.
Принцип разумности и добросовестности поведения участников гражданского оборота, закрепленный в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяется и на лиц, исполняющих обязанности руководителей хозяйственных обществ. Следовательно, лицо, руководствующееся в своей деятельности указанным принципом, обязано предпринять все зависящие от него меры для исполнения своих обязательств добровольно и в разумные сроки, в том числе после прекращения полномочий надлежащим образом передать новому руководителю всю документацию и имущество общества.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить, в связи с чем прекращение у ответчика полномочий директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.
Коптев В.В., назначенный на должность директора общества, мог и должен был осознавать последствия такого назначения, был обязана принимать все меры для надлежащего исполнения добровольно взятых на себя функций руководителя, включающих в себя обязанности по ведению документации и последующей передаче следующему руководителю.
Аргумент заявителя о том, что согласно акту инвентаризации от 31.10.2018 кассовая книга за 2018 год велась только в электронном виде в программе 1С без выведения на бумажные носители, несостоятелен.
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Порядок).
Действительно, в соответствии с пунктом 4.7 Порядка документы, предусмотренные названным указанием, могут оформляться на бумажном носителе или в электронном виде.
При этом документы на бумажном носителе оформляются от руки или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение (далее - технические средства), и подписываются собственноручными подписями.
Документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Хранение документов, оформленных на бумажном носителе или в электронном виде, организуется руководителем хозяйствующего субъекта.
Коптев В.В. не представил доказательств надлежащего оформления кассовой книги за 2018 год, либо передачи электронного носителя с базой 1С.
Приведенная заявителем судебная практика принята при иных фактических обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судам при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.10.2020 Коптеву В.В. предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до результата рассмотрения кассационной жалобы. Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказано, то с Коптева В.В. надлежит взыскать 3 тыс. рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2020 по делу N А53-37040/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Коптева Василия Викторовича в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить, в связи с чем прекращение у ответчика полномочий директора не исключает возможности восстановления им указанных документов.
...
Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Порядок).
...
Документы в электронном виде оформляются с применением технических средств с учетом обеспечения их защиты от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации. Документы, оформленные в электронном виде, подписываются электронными подписями в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф08-9475/20 по делу N А53-37040/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1375/2021
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9475/20
07.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4213/20
03.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37040/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-37040/19