г. Краснодар |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А61-109/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2020 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Илюшникова С.М., судей Андреевой Е.В. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ОГРН 1021500584148, ИНН 1501004390) - Кудзиевой А.С. (доверенность от 10.01.2020), от третьего лица - Дудиева Р.У. - Гобаева Р.Т. (доверенность от 13.03.2020), в отсутствие заявителя - администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (ОГРН 1021500003690, ИНН 1511006861), третьих лиц: Каргиевой З.Х., Смайлиевой З.О., Цаллоева К.М., Казиева Т.В., Дзодцоевой С.М., Дудиева Р.У., Джериева Т.У., Моргоева А.М., иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте суда в сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу Цаллоева К.М., Казиева Т.В., Дзодцоевой С.М., Дудиева Р.У., Джериева Т.У., Моргоева А.М. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А61-109/2020, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными и подлежащими отмене решений от 08.11.2019 N АМЗ45-11/19 и N АМЗ46-11/19, предписания от 08.11.2019 по делу N АМЗ45-11/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цаллоев Казбек Муразбекович, Казиев Тимур Валерьевич, Дзодцоева Сакинат Мирзаевна, Дудиев Роберт Урузмагович, Джериев Таймураз Урузмагович, Моргоев Алан Магометович.
Решением от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2020, в удовлетворении заявленных требованиях отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые решения и предписание антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства.
В кассационной жалобе Цаллоев К.М., Казиев Т.В., Дзодцоева С.М., Дудиев Р.У., Джериев Т.У., Моргоев А.М. просят отменить судебные акты. По мнению заявителей, суды не учли, что не допущенные к аукциону участники подали несколько заявок на участие в одном аукционе и были правомерно отклонены администрацией.
В судебном заседании представитель Дудиева Р.У. повторил доводы жалобы. Представитель антимонопольного органа высказался против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 23.09.2019 на основании распоряжения главы администрации г. Беслана N 365 от 09.09.2019 администрация разместила на официальном сайте извещение о проведении открытого аукциона N 230919/0228405/01 на право заключения договоров аренды земельных участков из земель Бесланского городского поселения с неразграниченной формой собственности, состоящего из восьми лотов. На официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликован протокол от 28.10.2019 рассмотрения заявок на участие в аукционе, согласно которому заявки Каргиевой З.Х., Смайлиевой З.О., Довженко А.А. и Арчеговой А.С. отклонены в связи с тем, что один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
Решениями антимонопольного органа от 08.11.2019 жалобы Смайлиевой З.О. и Каргиевой З.Х. признаны обоснованными, администрация - нарушившей требования пунктов 8 и 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации и части 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Администрации выданы предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведении. Не согласившись с решениями от 08.11.2019 и предписанием от 08.11.2019, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы сторон, суды отказали в удовлетворении требований на основании следующего.
Действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регламентирован статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса. Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: заявка на участие в аукционе; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; документы, подтверждающие внесение задатка.
На основании пункта 5 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель не допускается к участию в аукционе, в том числе в случаях непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений, непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе (подпункты 1, 2).
Признавая оспариваемые акты антимонопольного органа соответствующими требованиям действующего законодательства, суды правомерно исходили из того, что аукцион, организуемый администрацией, является многолотовым (состоит из восьми лотов), по каждому лоту проводятся отдельные торги, осуществляется подача предложений о цене, определяется собственный победитель и заключается отдельный договор аренды земельного участка. Смайлиевой О.Р. и Каргиевой З.Х. соблюдены требования извещения - подано по одной заявке на участие в аукционе по каждому лоту. Смайлиева З.О. подала заявки на участие в восьми лотах, а Каргиева З.Х. в лотах N 1, 2 и 3. Больше одной заявки по каждому из лотов заявителями не подавалось. Следовательно, заявителями не нарушались требования части 5 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку отдельные лоты торгуются отдельными аукционами. Суммы задатков заявителями были внесены согласно поданным заявкам.
Таким образом, как правильно указали суды, администрация не имела оснований для отклонения заявок Смайлиевой О.Р. и Каргиевой З.Х. Допуск к участию в торгах претендентов, выполнивших в установленный срок необходимые для участия в аукционе требования, позволяет расширить круг участников аукциона, соответствует целям торгов по продаже имущества, находящегося в публичной собственности, способствует добросовестной конкуренции между участниками и, как следствие, повышению размера цены за объект торгов.
Суды также пришли к выводу о нарушении организатором торгов установленного пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации десятидневного срока, ранее которого не допускается заключение соответствующего договора по результатам торгов, который установлен, в том числе в целях защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в торгах, иных лиц, для реализации прав таких лиц, связанных с защитой от каких-либо нарушений, допущенных, по мнению таких лиц, при организации, проведении торгов.
Антимонопольный орган в связи с поступившими жалобами Смайлиевой З.О. и Каргиевой З.Х. своевременно в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомил организатора торгов о поступлении жалоб и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.
Вместе с тем, как установлено, несмотря на направленное 30.10.2019 антимонопольным органом в адрес администрации уведомления N 3751 о поступлении жалобы на результаты аукциона и о назначении даты и времени рассмотрения жалобы, 31.10.2019 администрация заключила договоры аренды с единственными участниками аукциона по восьми лотам и направила их в Управление Росреестра по РСО-Алания.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о доказанности управлением в действиях организатора торгов вменяемого нарушения и обоснованно отказали в признании оспариваемых актов антимонопольного органа недействительными.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А61-109/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Илюшников |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды также пришли к выводу о нарушении организатором торгов установленного пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации десятидневного срока, ранее которого не допускается заключение соответствующего договора по результатам торгов, который установлен, в том числе в целях защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в торгах, иных лиц, для реализации прав таких лиц, связанных с защитой от каких-либо нарушений, допущенных, по мнению таких лиц, при организации, проведении торгов.
Антимонопольный орган в связи с поступившими жалобами Смайлиевой З.О. и Каргиевой З.Х. своевременно в соответствии с требованиями части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции уведомил организатора торгов о поступлении жалоб и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф08-10333/20 по делу N А61-109/2020