г. Краснодар |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А15-1736/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - объединения товариществ собственников жилья N 4 (ИНН 0546018545, ОГРН 1050546001538), Администрации муниципального образования "город Кизилюрт", третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Лидер"", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уют"", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфрот"", Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу объединения товариществ собственников жилья N 4 на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по делу N А15-1736/2019, установил следующее.
Объединение товариществ собственников жилья N 4 (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "город Кизилюрт" (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 04.04.2019 N 94-П "О назначении управляющей организации для временного управления МКД на территории городского округа "город Кизилюрт", в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления, не определена управляющая организация" (далее - постановление от 04.04.2019 N 94-П).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Управляющая компания "Лидер"", ООО "Управляющая компания "Уют"", ООО "Управляющая компания "Комфрот"", Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан
Решением от 12.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.07.2020, в удовлетворении заявления отказано. Суды установили, что по месту нахождения товарищества представитель отсутствовал (офис закрыт), представленные в материалы дела копии протоколов общих собраний жильцов многоквартирных домов от 04.12.2018, 05.12.2018, 06.12.2018, 07.12.2018 свидетельствуют о нарушении при их оформлении требований, изложенных в Приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор". В рамках дела N А15-4604/2017 установлено, что деятельность товарищества осуществляется с нарушением норм действующего законодательства, данное лицо не реализует управление 25 многоквартирными домами, еще в 5 многоквартирных домах способ управления не выбран, в связи с чем на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) администрация издала постановление от 04.04.2019 N 94-П. Несмотря на выбор жильцами способа управления многоквартирными домами, оснований считать товарищество созданным согласно пункту 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса не имеется. В рамках дела N А15-4604/2017 установлено, что правовой статус, в котором товарищество осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами, не отвечает положениям, предусмотренным статьей 142 Жилищного кодекса, статьями 121 - 123 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Оспариваемое постановление от 04.04.2019 N 94-П издано в пределах полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с требованиями части 17 статьи 161 Жилищного кодекса. Права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности оспариваемым постановлением не нарушены, при этом заявитель при надлежащем оформлении своего правового статуса не лишен возможности осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом в случае принятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме и его оформления в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В кассационной жалобе товарищество просит решение от 12.02.2020 и постановление апелляционного суда от 23.07.2020 отменить, принять новый судебный акт, указав, что оно создано на основании решения собственников помещений, отраженного в протоколе от 07.02.2005, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 140, статьей 142, пунктом 2 статьи 145 Жилищного кодекса, в действовавшей на тот момент редакции. Апелляционный суд не рассмотрел заявление о фальсификации представления Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - жилищная инспекция) от 29.03.2019 N 38882. При проведении проверки в отношении деятельности товарищества жилищная инспекция не предприняла попытки устранения допущенных нарушений в досудебном порядке. Заявляя о том, что деятельность заявителя незаконна, жилищная инспекция не оспорила действительность протокола от 07.02.2005, не признала решение собственников многоквартирных домов ничтожным, тогда как товарищество образовано в результате слияния товариществ собственников жилья. Принимая обжалуемые судебные акты, суды вышли за пределы заявленных требований, дав оценку правовому статусу заявителя, в котором товарищество осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами.
В отзыве на кассационную жалобу жилищная инспекция указывает, что способ управления многоквартирными домами "объединение товариществ" возможен при заключении соответствующего договора различными товариществами о ведении совместной деятельности, однако, такой договор товарищество не представило, что ставит под сомнение легальность хозяйственной деятельности данного лица.
Администрация в отзыве ссылается на отсутствие нарушений действующих норм при издании оспариваемого постановления, орган муниципального образования действовал на основании предписания жилищной инспекции от 29.03.2019 N 38882 и приложенных к нему документов, оформленных надлежащим образом, не позволяющих усомниться в их подлинности. Ходатайство товарищества о фальсификации названного предписания отклонено правомерно как документально не подтвержденное.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные товариществом в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, 22.03.2019 жилищной инспекцией издано распоряжение (приказ) N 35845 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении товарищества о соблюдении требований порядка принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решения о выборе управляющей организации (получено председателем товарищества Магомедовым А.Г. 27.03.2019).
28 марта 2019 года по результатам проверки составлен акт N 018562, в котором указано, что представленные в копиях протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах N 66, 68, 69А, 72, 72А, 74, 78, 78А, 80, 82, 84, 86, 86А, 88, 88А, 92, 92А, 94, 94А, 96 по ул. Г. Цадасы г. Кизилюрт, и решения оформлены с нарушением действующего жилищного законодательства, т.е. статей 44 - 48 Жилищного кодекса и приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
29 марта 2019 года жилищная инспекция в адрес администрации вынесла представление N 38882, в котором на основании частей 4, 17 статьи 161 Жилищного кодекса предложено провести мероприятия по отбору управляющей организации для 30 многоквартирных домов г. Кизилюрта согласно приложенному списку (в том числе многоквартирные дома N 66, 68, 69, 69А, 72, 72А, 73, 74, 78, 78А, 80, 82, 84, 86, 86А, 86Б, 88, 88А, 92, 92А, 94, 94А, 96, 98, 98А по ул. Г. Цадасы, г. Кизилюрт).
Во исполнение указанного представления администрация издала постановление от 04.04.2019 N 94-П, в силу которого с 15.04.2019 управляющей компанией для временного управления многоквартирным домом по адресу: Республика Дагестан, г. Кизилюрт, ул. Г. Цадасы, д. N 80, 82, 84, 86, 86А, 86Б, 69, 69А назначено ООО УК "Комфорт"; для временного управления МКД по адресу: г. Кизилюрт, ул. Г. Цадасы, 66, 68, 72, 73, 74, 78, 78А, 72А - ООО УК "Уют"; для временного управления МКД по адресу: г. Кизилюрт, ул. Г. Цадасы, д. 73, 88, 88А, 92, 94, 94А, 96, 98, 98А - ООО УК "Лидер".
Считая постановление от 04.04.2019 N 94-П незаконным, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса).
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Пунктом 5 Правил N 1616 предусмотрено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом", одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке) (пункт 6 Правил N 1616).
Из материалов настоящего дела следует, что жилищная инспекция в результате документарной и выездной проверок в отношении соблюдения товариществом требований и порядка принятия собственниками помещений в многоквартирных жилых домах решения о выборе управляющей организации, установила, что по месту нахождения юридического лица законный представитель отсутствует (офис товарищества закрыт); истребованные инспекцией подлинники протоколов общих собраний не представлены.
Решением от 23.01.2018 по делу N А15-4604/2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2018, установлено, что деятельность товарищества осуществляется с нарушением действующего законодательства, организация не реализует управление 25 многоквартирными домами, еще в 5 многоквартирных домах способ управления не выбран, в связи с чем жилищная инспекция вынесла в адрес администрации представление от 29.03.2019 N 38882, во исполнение которого орган местного самоуправления издал постановление от 17.07.2017 N 435-П "О проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в г. Кизилюрте".
В связи с проведением соответствующего конкурса на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса администрация издала постановление от 04.04.2019 N 94-П, которым для временного управления многоквартирными домами определены управляющие организации, включенные на основании их заявлений с 02.04.2019 в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Вместе с тем деятельность товарищества по управлению многоквартирным домом признана нелегальной. В рамках дела N А15-4604/2017 установлено, что в том правовом статусе, в котором товарищество осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами, не отвечает положениям, предусмотренным статьей 142 Жилищного кодекса, статьями 121 - 123 Гражданского кодекса и статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" признакам объединения двух или более товариществ собственников жилья (юридических лиц).
Названные обстоятельства признаны преюдициальными для настоящего спора в силу части 2 статьи 69 Кодекса.
Кроме того, постановлением администрации от 04.04.2019 N 94-П права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не нарушены, администрация действовала в пределах своих полномочий, в соответствии с представленными жилищной инспекцией документами.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку в судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в федеральный бюджет при ее подаче (платежное поручение от 06.10.2020 N 29).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по делу N А15-1736/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с проведением соответствующего конкурса на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса администрация издала постановление от 04.04.2019 N 94-П, которым для временного управления многоквартирными домами определены управляющие организации, включенные на основании их заявлений с 02.04.2019 в Перечень управляющих организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Вместе с тем деятельность товарищества по управлению многоквартирным домом признана нелегальной. В рамках дела N А15-4604/2017 установлено, что в том правовом статусе, в котором товарищество осуществляет свою деятельность по управлению многоквартирными домами, не отвечает положениям, предусмотренным статьей 142 Жилищного кодекса, статьями 121 - 123 Гражданского кодекса и статьей 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" признакам объединения двух или более товариществ собственников жилья (юридических лиц)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2020 г. N Ф08-9454/20 по делу N А15-1736/2019
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9454/20
23.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1204/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1736/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1736/19