г. Краснодар |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А53-187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х.,, при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Колесова М.В. (доверенность от 23.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Азовский морской порт" (ИНН 6140001622, ОГРН 1156188001232) - Лебедева А.Ю. (доверенность от 12.05.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азовский морской порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А53-187/2020, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - истец, дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО Азовский морской порт (далее - ответчик, порт) о взыскании 427 466 рублей 70 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 28 562 рублей 99 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 24.12.2018 по 30.12.2019 и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 31.12.2019 по день фактической оплаты долга.
Решением от 18.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.08.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе порт просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на непредставление истцом документов, подтверждающих неготовность порта к приему вагонов; на то, что порт неоднократно обращался в Северо-Кавказскую дирекцию управления движением, начальнику ж/д станции Азов, генеральному директору дороги о необходимости принятия мер по уборке порожних вагонов с выставочных путей и обеспечении возможности увеличения приема груженых вагонов. По мнению порта, вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузополучателя. Факт несвоевременной уборки порожних вагонов с выставочных путей необщего пользования и возможности приема груженых вагонов, подтверждается дислокацией вагонов в порту. Ответчик в спорный период принимал груженые вагоны без ограничений.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.09.2015 дорога (перевозчик) и порт (владелец) заключили договор N 305/1 на эксплуатацию железнодорожного (далее - ж/д) пути необщего пользования порта при станции Азов СКЖД (далее - договор), примыкающего к соединительному пути N 42 станции Азов стрелочным переводом N 25. Обслуживание ж/д пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на ж/д путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению, передаваемому круглосуточно перевозчиком владельцу: дежурный по станции диспетчеру порта по телефону N 4-04-08 с записью в книге уведомлений (пункт 6 договора).
Сдаваемые на ж/д путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на ж/д выставочные пути владельца N 7, 8, 9А, 10 - 12.
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки/разгрузки.
Согласно пункту 11 договора на ж/д пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 8 часов 35 минут.
Подпунктом "г" пункта 15 договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на ж/д путях общего пользования (далее - ж/д пути ОП) железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с Тарифным руководством, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" с учетом индексации.
В декабре 2018 года, феврале, мае и июне 2019 года на ж/д путях ОП станции Азов СКЖД в ожидании освобождения фронта погрузки простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
По данному факту истцом составлены акты общей формы (далее - АОФ), номера и даты составления которых указаны в расчетах платы, подписанные ответчиком с возражениями.
За время задержки вагонов дорога начислила порту по ставкам Тарифного руководства плату в размере 427 466 рублей 70 копеек.
Отказ порта от внесения названной платы явился основанием для обращения дороги в арбитражный суд с иском.
Рассматривая требования дороги, суды исходили из следующего.
Согласно части 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на ж/д путях ОП, в том числе в местах общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного ж/д подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление ж/д путей ОП для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на ж/ путях ОП, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на ж/д путях ОП железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление ж/д путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на ж/д путях ОП железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем ж/д путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
По смыслу положений части 11 статьи 39 Устава плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях ОП уплачивается грузополучателем в указанных в названной части статьи случаях, при условии, что вагоны находились на ж/д путях ОП по зависящим от грузополучателя причинам и при наличии одновременно двух условий: невыполнение технологических норм и нарушение срока доставки.
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, АОФ и иными актами.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей ж/д путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет АОФ, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов АОФ составляется на станциях, в том числе для удостоверения факта задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем ж/д пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
В АОФ должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В АОФ, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. АОФ должен быть подписан перевозчиком, и не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (пункты 3.4 и 3.5 Правил N 45).
Удовлетворяя иск, суды пришли к выводу о том, что ответчиком нарушены установленные условиями договора нормы выгрузки, нормы уборки вагонов, а также суточный оборот вагонов. Превышение технологического срока оборота вагонов портом подтверждается памятками приемосдатчика, свидетельствующими о подаче вагонов ответчику, уведомлениями о завершении грузовых операций о готовности вагонов к уборке с ж/д пути необщего пользования порта.
Суды указали, что разногласия порта к АОФ не подтверждают соблюдение им технологического срока оборота вагонов.
Доказательства, опровергающие эти выводы судов, порт не представил.
Суды не установили вины дороги в нахождении вагонов на ж/д путях ОП.
При таких установленных судами обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Несогласие ответчика с оценкой представленных в дело доказательств в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по делу N А53-187/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что в случае задержки вагонов в пути следования на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей ж/д путей необщего пользования, перевозчик на станции назначения на факт задержки вагонов составляет АОФ, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при перевозках грузов АОФ составляется на станциях, в том числе для удостоверения факта задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем ж/д пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2020 г. N Ф08-10244/20 по делу N А53-187/2020