г. Краснодар |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А20-4110/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Бухунова Анатолия Чиланиевича (ИНН 070708191318, ОГРНИП 311072434200234) и заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу N А20-4110/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Бухунов Анатолий Чиланиевич (далее - глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) об отказе в предоставлении субсидии, по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги от 08.05.2019 N 21-04-2-07/1963; обязании министерства включить главу КФХ в реестр получателей субсидии и выплатить субсидию согласно заявке от 03.04.2019.
Решением суда от 06.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2020, заявленные требования удовлетворены; признано недействительным решение министерства об отказе в предоставлении субсидии по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении государственной услуги от 08.05.2019 N 21-04-2-07/1963; на министерство возложена обязанность включить главу КФХ в реестр получателей субсидии и выплатить причитающуюся ему субсидию на основании заявки от 03.04.2019; с министерства в пользу главы КФХ взыскано 300 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку действующим на дату подачи главой КФХ заявления о предоставлении субсидии постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП "О Правилах предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Правила N 216-ПП) не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих право пользования получателя субсидии земельными участками, выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) должны рассматриваться как надлежащие документы, подтверждающие зарегистрированное право пользования земельными участками. Глава КФХ выписками из ЕГРН подтвердил право пользования земельными участками, следовательно, министерство, не имея иных претензий к представленному главой КФХ пакету документов, незаконно отказало в выплате субсидии.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе главе КФХ в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в нарушение подпункта "д" пункта 11 Правил N 216-ПП глава КФХ не представил в министерство копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками и зарегистрированных в установленном порядке, например, договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Представленные главой КФХ вместе с заявлением выписки из ЕГРН не относятся к таким документам и не являются обязательными для представления при подаче заявки на получение субсидии.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации глава КФХ не представил в суд отзыв на кассационную жалобу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 25.11.2020 на 16 часов 15 минут, объявлялся перерыв до 26.11.2020 до 11 часов 30 минут.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.04.2019 глава КФХ подал документы о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, приложив к заявлению документы согласно описи в т. ч. подлинные экземпляры выписок из ЕГРН от 26.03.2019 о регистрации права пользования (аренда) земельными участками сельскохозяйственного назначения (строка 10 описи к заявлению).
Уведомлением от 06.05.2019 N 21-04-2-07/1963 министерство отказало главе КФХ в предоставлении субсидии по причине несоответствия документов требованиям Правил N 216-ПП, а именно: "Не имеется документов, подтверждающих право пользования земельными участками".
Глава КФХ обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
При этом суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии - это денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета, бюджета субъекта федерации или местного бюджета, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (с учетом исключений, предусмотренных статьей 78 Кодекса).
В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и утвержденными в соответствии с ним Правилами N 216-ПП (действующими на момент подачи заявления главой КФХ).
Правилами N 216-ПП определены цели, условия и порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, в области производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта, семян кукурузы, семян подсолнечника, семян сахарной свеклы и овощей открытого грунта (далее - субсидии).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил N 216-ПП для получения субсидии заявитель должен представить в министерство в т. ч. копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками, зарегистрированных в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 216-ПП основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: а) несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 Правил N 216-ПП, в установленные сроки; в) установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; г) несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (пункт 18 Правил N 216-ПП).
Суды установили, что глава КФХ является сельскохозяйственным товаропроизводителем, основной вид деятельности главы КФХ - производство молока (кроме сырого) и молочной продукции (ОКВЭД 10.51), вспомогательные виды деятельности: выращивание однолетних культур (ОКВЭД 01.1), выращивание однолетних кормовых культур (ОКВЭД 01.19.1), выращивание многолетних культур (ОКВЭД 01.2), животноводство (ОКВЭД 01.4), предоставление услуг в области растениеводства (ОКВЭД 01.61) и, соответственно, вправе претендовать на получение субсидии при соблюдении Правил N 216-ПП.
Суд апелляционной инстанции отметил, что Правилами N 216-ПП не конкретизирован вид документа, необходимого к представлению в подтверждение права пользования земельным участком, в связи с чем претендующий на получение субсидии заявитель может предоставить любые документы, подтверждающие его право на земельные участки, используемые им как сельхозтоваропроизводителем.
Суд апелляционной инстанции установил, что к заявлению о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства глава КФХ приложил в т. ч. выписки из ЕГРН на пять арендуемых им земельных участков с кадастровыми номерами 07:07:3500000:483, 07:07:3500000:489, 07:07:3500000:485, 07:07:3500000:503, 07:07:3500000:484.
Согласно представленным выпискам из ЕГРН в отношении указанных земельных участков имеются следующие сведения о регистрации договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности (лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости, является Бухунов Анатолий Чиланиевич), а именно: 1) земельный участок с кадастровым номером 07:07:3500000:483 - договор аренды N 35 от 07.02.2018 (номер государственной регистрации 07:07:3500000:483-07/007/2018-2) сроком до 06.02.2025; 2) земельный участок с кадастровым номером 07:07:3500000:489 - договор аренды N 58 от 22.03.2018 (номер государственной регистрации 07:07:3500000:489-07/007/2018-2) сроком до 21.03.2025; 3) земельный участок с кадастровым номером 07:07:3500000:485 - договор аренды N 25 от 07.02.2018 (номер государственной регистрации 07:07:3500000:485-07/007/2018-2) сроком до 06.02.2025; 4) земельный участок с кадастровым номером 07:07:3500000:503 - договор аренды N 104 от 22.03.2018 (номер государственной регистрации 07:07:3500000:483-07/007/2018-2) сроком до 21.03.2025; 5) земельный участок с кадастровым номером 07:07:3500000:484 - договор аренды N 29 от 07.02.2018 (номер государственной регистрации 07:07:3500000:484-07/007/2018-2) сроком до 06.02.2025.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 Закона N 218-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции учел, что содержащиеся в ЕГРН сведения, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц в т. ч. посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в т. ч. сети "Интернет", включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предоставленными вместе с заявлением на получение субсидии выписками из ЕГРН глава КФХ подтвердил право пользования указанными земельными участками. Документально министерство не опровергло выводы суда, доказательства обратного в материалы дела не представило.
Поскольку иные основания (помимо несоответствия требованиям Правил N 216-ПП, а именно: "Непредставление документов, подтверждающих право пользования земельными участками") для отказа в предоставлении предусмотренных пунктом 18 Правил N 216-ПП субсидий уведомление министерства от 08.05.2019 N 21-04-2-07/1963 не содержит, но при этом такое обоснование отказа противоречит представленным главой КФХ документам, суды мотивированно не согласились с позицией министерства.
Принимая во внимание, что подпунктом "д" пункта 11 Правил N 216-ПП не конкретизирован вид документа, которым должно быть подтверждено право пользования земельными участками, с учетом положений Закона N 218-ФЗ о том, что государственная регистрация прав на земельные участки (в данном случае - аренда) подтверждена выпиской из ЕГРН, и исходя из того, что основание для отказа главе КФХ в предоставлении субсидии формально, суды обоснованно признали незаконным и нарушающим права и законные интересы главы КФХ отказ министерства в предоставлении субсидии, обязали включить главу КФХ в реестр получателей субсидий и выплатить ему субсидию по заявке от 03.04.2019.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2020 по делу N А20-4110/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.