г. Краснодар |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А20-5870/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола помощником судьи Виниченко Е.А., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике - Кимова С.Р. (доверенность от 04.06.2020), в отсутствие муниципального предприятия "Майское коммунальное хозяйство" (ИНН 0703005274, ОГРН 1030700362197), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А20-5870/2019, установил следующее.
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании МП "Майское коммунальное хозяйство" (далее - должник) несостоятельным (банкротом), как отсутствующего должника.
Решением от 30.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционного суда от 21.09.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, ссылаясь на то, что у налогового органа отсутствовали основания для повторного применения мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в отсутствие информации об изменении имущественного положения должника; суды не учли наличие оснований для признания должника банкротом, как отсутствующего должника.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление, ссылаясь на наличие задолженности должника по обязательным платежам, 28.11.2019 обратилось в суд с заявлением о признании должника банкротом. В обоснование заявления управление представило требования об уплате налогов, пеней, штрафов, решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика с 11.06.2013 по 21.09.2018, постановления о взыскании налогов, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика с 30.07.2013 по 23.10.2018.
Как установили суды, недоимка по налогам составляет 932 276 рублей 88 копеек, постановление о взыскании названной суммы за счет имущества должника принято 30.07.2013; остальные суммы, указанные в решениях о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и постановлениях о взыскании обязательных платежей за счет имущества налогоплательщика, составляют пени и штрафы.
Надлежащие доказательства направления постановления от 30.07.2013 N 975 о взыскании 932 276 рублей 88 копеек недоимки в службу судебных приставов управление не представило. Составленная управлением таблица таким доказательством не является; постановление о возбуждении исполнительного производства на основании постановления от 30.07.2013 N 975, постановление о возвращении исполнительного документа в связи с невозможностью его исполнения в материалы дела не представлены; на сайте службы судебных приставов соответствующие сведения отсутствуют. Иные доказательства, подтверждающие направление уполномоченным органом постановления от 30.07.2013 N 975 в службу судебных приставов отсутствуют. Сведения о взыскании в судебном порядке названной недоимки управление не представило, соответствующие доводы не приводило.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено данным Законом.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона о банкротстве для определения наличия признаков банкротства должника учитывается размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если они подтверждены решениями налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (часть 3 статьи 6 Закона о банкротстве).
Порядок и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, пени и штрафам регламентированы статьями 69, 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
В силу части 6 статьи 21 Закона об исполнительном производстве оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016) утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства.
При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).
Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что надлежащие доказательства соблюдения налоговым органом мер по принудительному и судебному взысканию недоимки не представлены: отсутствуют доказательства направления постановления от 30.07.2013 о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика на исполнение в службу судебных приставов и доказательства наличия действующего исполнительного производства по данному постановлению; не представлены судебные акты о взыскании спорных сумм недоимки.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) уполномоченным органом подано 28.11.2019, доказательства, свидетельствующие о соблюдении им сроков предъявления постановления от 30.07.2013 к исполнению либо взыскания в судебном порядке недоимки, не представлены, суды пришли к выводу об истечении сроков на принудительное взыскание недоимки на дату обращения управления с заявлением о банкротстве должника. Остальные суммы, указанные в представленных управлением постановлениях о взыскании обязательных платежей за счет имущества налогоплательщика, составляют пени и штрафы, которые не могут учитываться при определении наличия признаков банкротства должника. С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления о признании должника банкротом.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А20-5870/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что надлежащие доказательства соблюдения налоговым органом мер по принудительному и судебному взысканию недоимки не представлены: отсутствуют доказательства направления постановления от 30.07.2013 о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика на исполнение в службу судебных приставов и доказательства наличия действующего исполнительного производства по данному постановлению; не представлены судебные акты о взыскании спорных сумм недоимки.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) уполномоченным органом подано 28.11.2019, доказательства, свидетельствующие о соблюдении им сроков предъявления постановления от 30.07.2013 к исполнению либо взыскания в судебном порядке недоимки, не представлены, суды пришли к выводу об истечении сроков на принудительное взыскание недоимки на дату обращения управления с заявлением о банкротстве должника. Остальные суммы, указанные в представленных управлением постановлениях о взыскании обязательных платежей за счет имущества налогоплательщика, составляют пени и штрафы, которые не могут учитываться при определении наличия признаков банкротства должника. С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления о признании должника банкротом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2020 г. N Ф08-9912/20 по делу N А20-5870/2019