г. Краснодар |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А32-5028/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, органа, чьи действия оспариваются, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Шевелева Валерия Леонидовича, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2020 по делу N А32-5028/2020, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление имущественных отношений) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012073, о возложении на управление Росреестра обязанности по осуществлению государственной регистрации названного договора.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шевелев В.Л.
Решением от 16.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.08.2020, действия управления Росреестра, выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации договора от 18.04.2019 N 4600012073 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0204004:216 площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст. Чамлыкская, ул. Лабинская, район д-в N 4, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры", признаны незаконными с обязанием управления Росреестра осуществить государственную регистрацию договора от 18.04.2019 N 4600012073 аренды названного земельного участка. Суды отклонили доводы органа регистрации о неправомерном указании размера задатка в сумме 0 рублей в извещении о проведении торгов на право аренды спорного участка N 040319/0130632/01 на сайте https://torgi.gov.ru, о нарушении заявителем срока направления заявления о государственной регистрации, срока заключения договора аренды. Согласно протоколу от 10.04.2019 N 3-2019 заседания Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района, аукцион по лоту N 5 признан состоявшимся. Размер задатка, реквизиты для зачисления, порядок внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте https://torgi.gov.ru, данная информация доведена до сведения всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе. Протокол N 3-2019 о результатах торгов составлен 10.04.2019, дата размещения информации о результатах аукциона по названному лоту - 16.04.2019, последнего изменения - 26.04.2019. При этом договор аренды, датированный 18.04.2019, фактически заключен 08.05.2019, когда Шевелев В.Л. представил подписанный договор аренды (в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс). Таким образом, управление Росреестра не имело законных оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012073.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит решение от 16.06.2020 и апелляционное постановление от 29.08.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие сведений о внесении Шевелевым В.Л. задатка, что нарушает пункт 18, подпункт 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). В нарушение статьи 39.12 Земельного кодекса договор аренды заключен 18.04.2019, тогда как последняя публикация по лоту N 5 на сайте https://torgi.gov.ru произведена 26.04.2019, следовательно, договор заключен до истечения предусмотренных законом 10 дней после публикации извещения о результатах торгов.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные управлением Росреестра в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 N 221 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, кадастровый номер 23:18:0204004:216, площадью 1200 кв. м, разрешенное использование "магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры", срок аренды - 10 лет (л. д. 22 - 24).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0204004:216 размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом сельского поселения Лабинский район (л. д. 26 - 28).
Торги на право заключения договора аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012073 с кадастровым номером 23:18:0204004:216 признаны состоявшимися. По результатам аукциона единственное предложение о цене предмета аукциона в сумме 144 907 рублей 20 копеек внесено Шевелевым В.Л., с которым заключен договор аренды от 18.04.2019 N 4600012073 (л. д. 29 - 33).
Названный договор представлен на государственную регистрацию в управление Росреестра в лице Лабинского отдела.
Управлением имущественных отношений получено уведомление от 07.08.2019 N 23/999/001/2019-227672 о приостановлении государственной регистрации ввиду того, что в извещении о проведении торгов указан размер задатка 0 рублей, а порядок его внесения и возврата не обозначен; договор заключен сторонами 18.04.2019, т.е. по истечении 10 дней со дня подписания протокола о признании торгов несостоявшимися, не представлено согласие супруги Шевелева В.Л. либо документ, подтверждающий, что арендатор не состоит в зарегистрированном браке (л. д. 60, 61).
Сообщением от 08.11.2019 N 23/999/001/2019-227672 управление Росреестра отказало в государственной регистрации указанного договора по приведенным мотивам (л. д. 34).
Считая действия регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации договора аренды незаконными, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа управления Росреестра в государственной регистрации договора аренды от 18.04.2019 N 4600012073.
В соответствии с пунктами 12, 13, 14 статьи 39.12 Земельного кодекса в случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех заявителей или о допуске к участию в аукционе и признании участником аукциона только одного заявителя, аукцион признается несостоявшимся. В случае если аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня подписания протокола, указанного в пункте 9 данной статьи, обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
Согласно подпункту 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
В постановлении от 27.02.2019 N 221 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" размер задатка в рассматриваемом случае составил 28 981 рубль 44 копейки. В извещении о проведении торгов по лоту N 5 ошибочно указано, что размер задатка - 0 рублей.
Согласно протоколу от 10.04.2019 N 3-2019 заседания комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района, аукцион по лоту N 5 признан несостоявшимся.
В силу пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что пункт 20 статьи 39.12 Земельного кодекса возлагает на уполномоченный орган обязанность направить единственному, принявшему участие в аукционе участнику, проект договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, то есть направить оферту. Заключить договор по результатам торгов возможно только через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте, что и было сделано сторонами арендной сделки (протокол составлен 10.04.2019, дата размещения информации о результатах аукциона по спорному лоту 16.04.2019, дата изменений - 26.04.2019, договор аренды, датированный 18.04.2019, фактически заключен (в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса) 08.05.2019, когда Шевелев В.Л. представил подписанный договор аренды (л. д. 36).
Следует отметить, что нарушение порядка составления аукционной документации, указание в ней противоречивой информации (о размере задатка, порядке его перечисления), нарушение порядка доведения этой информации до заинтересованных лиц могли служить основанием для признания в судебном порядке недействительными аукциона и договора аренды земельного участка по иску заинтересованного лица.
В отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о признании аукциона и договора аренды недействительными по оспоримым основаниям управление Росреестра не вправе было ссылаться на данные обстоятельства как основание отказа в осуществлении государственной регистрации сделки. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора аренды, при которых возможен отказ в государственной регистрации, управление Росреестра не доказало. Законные основания для отказа в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка у государственного регистратора отсутствовали. Оспариваемым решением управления Росреестра нарушены права управления имущественных отношений как арендодателя по договору аренды.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2020 по делу N А32-5028/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 20 статьи 39.12 Земельного кодекса уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что пункт 20 статьи 39.12 Земельного кодекса возлагает на уполномоченный орган обязанность направить единственному, принявшему участие в аукционе участнику, проект договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, то есть направить оферту. Заключить договор по результатам торгов возможно только через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте, что и было сделано сторонами арендной сделки (протокол составлен 10.04.2019, дата размещения информации о результатах аукциона по спорному лоту 16.04.2019, дата изменений - 26.04.2019, договор аренды, датированный 18.04.2019, фактически заключен (в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса) 08.05.2019, когда Шевелев В.Л. представил подписанный договор аренды (л. д. 36)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф08-10105/20 по делу N А32-5028/2020