г. Краснодар |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А01-1721/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - товарищества собственников жилья "Центр" (ИНН 0105061096, ОГРН 1100105001358) - Долотова Н.С. (доверенность от 29.12.2019), в отсутствие истца - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420), третьего лица - Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Центр" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А01-1721/2018, установил следующее.
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - истец, компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Центр" (далее - ответчик, товарищество, ТСЖ) о взыскании 249 957 рублей 86 копеек задолженности и 70 430 рублей 58 копеек пеней за период с 30.05.2018 по 05.04.2020 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея (далее - управление).
Решением от 29.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2020, с ответчика в пользу истца взыскано 249 957 рублей 86 копеек задолженности, 57 625 рублей 04 копейки пеней с 30.05.2018 по 05.04.2020, 12 410 рублей 12 копеек расходов по уплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды неправильно определили обстоятельства дела и не применили подлежащие применению нормы права. Товарищество считает неправомерной произведенную компанией корректировку платы, поскольку такая корректировка производится за полный календарный год и не может быть произведена за 2 месяца 2016 года и 6 месяцев 2017 года; прибор коммерческого учета тепловой энергии в МКД был исправен в течение 2016 года, что подтверждено месячными отчетами о параметрах теплоснабжения за весь период, данные которых о фактическом потреблении тепловой энергии в 2016 году наряду со счетами-фактурами истца ответчик использовал в своем расчете, но оценку расчету ответчика суды не дали. В корректировку платы по отоплению по показаниям ОДПУ входит объем потребления коммунального ресурса нежилыми помещениями общей площадью 217 кв. м, собственники которых обязаны были заключить договор с компанией. Кроме того, после вынесения решения по настоящему делу собственниками нежилых помещений добровольно перечислена задолженность в пользу компании.
В отзыве на жалобу компания отклонила доводы товарищества.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 07.04.2014 компания (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ (исполнитель) заключили договор N 1076 снабжения коммунальными ресурсами на отопление и горячее водоснабжение.
Товарищество является исполнителем коммунальной услуги по отоплению для собственников помещений в МКД N 23 по ул. Ленина в г. Майкопе. Компания поставляет в названный МКД тепловую энергию.
Указанный МКД оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ), допущенным к эксплуатации с ноября 2016 года.
В марте 2018 года компания скорректировала товариществу плату за отопление за период с 13.11.2016 по 30.06.2017 и выставила счет от 31.03.2018 N МТС00000002337 на 470 197 рублей 61 копейку.
Наличие у товарищества перед компанией долга в размере 249 957 рублей 86 копеек (уточненные требования) послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон и оценив их, проверив и признав правильным предъявленный к оплате расчет корректировки платы за коммунальную услугу (отопление), суды пришли к выводу о частичном удовлетворении иска.
Товарищество не согласно с начислением платы за отопление при отсутствии сведений о фактических показаниях приборов учета за текущий год, считает завышенным объем теплопотребления на отопление в МКД на сумму 312 660 рублей 25 копеек при корректировке платы.
Рассматривая заявленные требования, суды исходили из следующего.
По смыслу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), за исключением пунктов 15 - 28 данных Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу с 01.07.2016.
Следовательно, в части расчета размера платы за отопление правоотношения до 01.07.2016 регулировались Правилами N 307, с 01.07.2016 - Правилами N 354.
Расчет платы за отопление в МКД, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 42 (1) Правил N 354 одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Суды установили, что до 1 июля 2016 года в г. Майкопе в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.09.2012 N 194 (далее - постановление N 194) на территории Республики Адыгея действовал порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами N 307.
Правила N 307 устанавливали порядок начисления такой платы ежемесячно равными платежами (из расчета 1/12) в течение календарного года.
В зависимости от наличия или отсутствия в МКД общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии Правилами N 307 установлены различные формулы для расчета размера такой платы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании МКД ОДПУ тепловой энергии определение платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 (то есть по формуле 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 (то есть по формуле 8).
Подпункт 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 содержит примечание к формуле 7, согласно которому в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, то есть исходя из утвержденного уполномоченным органом норматива потребления этой услуги.
Таким образом, формула 7 предусматривала специальный порядок определения платы за отопление в течение календарного года при оборудовании МКД ОДПУ - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия таких сведений - исходя из норматива потребления.
Правила N 354, регулирующие с 1 июля 2016 года порядок начисления платы за отопление, не изменили требования к определению платы за отопление при оплате этой услуги равномерно в течение календарного года, то есть при оборудовании МКД ОДПУ и оплате этой услуги равномерно в течение календарного года размер платы за отопление определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 в МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Формулой 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за отопление, аналогичный формуле N 7 Правил N 307, то есть исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год. Формулой 3.2 приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета корректировки размера платы за отопление, аналогичный формуле N 8 приложения 2 Правил N 307, то есть исходя из показаний общедомового прибора учета за прошедший год. При этом оговаривается, что такая корректировка производится в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Формулы 7 и 8 приложения 2 Правил N 307, так же как и формулы 3 (1) и 3 (2) приложения 2 Правил N 354, предусматривают для осуществления расчета платы за отопление в МКД, оборудованном ОДПКУ, ежемесячное в течение календарного года начисление платы равными платежами (из расчета 1/12) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующим по окончании календарного года проведением ежегодной корректировки платы за отопление исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в МКД, за прошедший год.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление N 603) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение может быть принято в 2016 году, а также в каждом последующем календарном году в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Кабинет Министров Республики Адыгея постановлением от 30.09.2016 N 180 изменил способ оплаты и определил, что оплата коммунальной услуги по отоплению с начала отопительного периода 2017 года осуществляется в течение отопительного периода.
В соответствии с пунктом 42.2 Правил N 354 в случае принятия органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения об изменения способа оплаты коммунальной услуги по отоплению начало применения способа оплаты этой услуги в течение отопительного периода устанавливается с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором названным органом принято решение о выборе такого способа, а начало применения способа оплаты за отопление равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором принято решение о выборе такого способа.
Таким образом, в 2016 году способ оплаты потребителями коммунальной услуги по отоплению, применяемый сторонами до 01.07.2016, не мог измениться до начала применения нового способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в 2017 году.
Решения об изменении действовавшего до 1 июля 2016 года способа оплаты коммунальной услуги по отоплению, принятые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации после 1 июля 2016 года, подлежат вступлению в силу с 1 июля 2017 года (в случае начала применения в 2017 году способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года) или с начала нового отопительного периода 2017 - 2018 года (в случае начала применения в 2017 году способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода).
Минстрой России в письме N 28483-АЧ/04 разъяснил, что корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в связи со сменой способа оплаты тепловой энергии в 2017 году проводится исполнителями коммунальной услуги по отоплению за 2017 год в I квартале 2018 года в соответствии с формулой 6.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную в 2016 году в МКД, оборудованные ОДПУ, в жилые дома, оборудованные индивидуальным прибором учета, проводится исполнителем в соответствии с формулой 3.4 приложения N 2 к Правилам N 354 в декабре 2016 года с отражением результатов корректировки в платежных документах, содержащих информацию о внесении платы за коммунальную услугу по отоплению, за декабрь 2016 года или январь 2017 года.
При применении формулы 3.4 приложения N 2 к Правилам N 354 корректировка проводится относительно размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из фактически потребленного объема тепловой энергии за каждый расчетный период в году корректировки с учетом положений пунктов 59.1 и 60.1 Правил N 354, а также действующих в каждом расчетном периоде тарифов на тепловую энергию, и фактически предъявленной к оплате потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за год корректировки.
Суды сделали вывод о том, что действующее законодательство предусматривает возможность корректировки оплаты коммунальной услуги по отоплению в случаях, когда в течение календарного года учет осуществлялся как по ОДПУ, так и расчетным способом.
Доводы ответчика о невозможности корректировки оплаты за коммунальную услугу по отоплению за два календарных месяца ввиду отсутствия показаний приборов учета за полный календарный год суды отклонили, сочтя их противоречащими приведенным нормам материального права.
Суды указали, что, поскольку плата за отопление произведена компанией в 2016 году исходя из среднемесячного объема потребления за 2015 год, компания правомерно доначислила товариществу разницу за объем тепловой энергии, фактически поставленной в спорный МКД в 2016 году.
Довод ответчика о работе прибора учета в спорном МКД в течение всего 2016 года суды отклонили, сославшись на несоответствие его представленному в дело акту допуска в эксплуатацию прибора учета (т.2, л. д. 118).
Суды, сославшись на неисполнение управляющей компанией обязанности по извещению истца о наличии нежилых помещений, взыскали задолженность в заявленном размере, посчитав компанию обязанной оплатить отопление в нежилых помещениях МКД.
Данный вывод является ошибочным, поскольку суды не учли, что с 01.07.2017 в пункт 6 Правил N 354 внесены изменения, согласно которым поставка холодной воды, горячей воды, тепловой, электрической энергии и газа в нежилое помещение в МКД осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.
Из абзаца 4 данного пункта следует, что такой договор в ресурсоснабжающей организацией заключает потребитель ресурса (собственник нежилого помещения).
Данная норма права является императивной, подлежит применению независимо от действий управляющей компании.
Поэтому судебные акты в части этих выводов нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку суды не выяснили и из расчетов не усматривается, какая часть взыскиваемой истцом задолженности приходится на нежилые помещения, судебные акты надлежит отменить.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить указанный недостаток, установить сумму задолженности с учетом наличия у ответчика права доказать иной объем потребления ресурса, проверить довод ответчика об имевшей место переплате за спорный период, выделить сумму за отопление нежилых помещений и, с учетом установленного, определить размер неустойки и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А01-1721/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При применении формулы 3.4 приложения N 2 к Правилам N 354 корректировка проводится относительно размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из фактически потребленного объема тепловой энергии за каждый расчетный период в году корректировки с учетом положений пунктов 59.1 и 60.1 Правил N 354, а также действующих в каждом расчетном периоде тарифов на тепловую энергию, и фактически предъявленной к оплате потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за год корректировки.
...
Суды, сославшись на неисполнение управляющей компанией обязанности по извещению истца о наличии нежилых помещений, взыскали задолженность в заявленном размере, посчитав компанию обязанной оплатить отопление в нежилых помещениях МКД.
Данный вывод является ошибочным, поскольку суды не учли, что с 01.07.2017 в пункт 6 Правил N 354 внесены изменения, согласно которым поставка холодной воды, горячей воды, тепловой, электрической энергии и газа в нежилое помещение в МКД осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2020 г. N Ф08-10153/20 по делу N А01-1721/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10153/20
03.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12722/2021
04.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1721/18
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10153/20
04.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12561/20
29.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1721/18