г. Краснодар |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А32-34138/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Аваряскина В.В. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А32-34138/2019, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - Управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 19.07.2019 N 23/999/001/2019-214132 о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на объект недвижимости имущества: сооружение, протяженностью 14499 м, кадастровый номер 23:18:000000:731, наименование: "Подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района. Корректировка", по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ГРС ст. Вознесенская - п. Розовый - х. Сладкий, Лабинского района Краснодарского края, возложении на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования Лабинский район Краснодарского края на указанный объект.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленные на регистрацию документы имеют разночтения (разная площадь и номера разрешений), объект указан как подземный, при этом имеет надземные шкафные газорегуляторные пункты, не представлены документы о праве на земельные участки, по которым проходит объект.
Постановлением апелляционного суда от 08.10.2020 решение суда первой инстанции от 11.06.2020 отменено, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что объект является подземным, оформление прав на земельные участки не требуется. Технический паспорт, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию содержит протяженность объекта 14 499 м, допуск погрешности 0,5 м является допустимым (14 498,5 м). В акте приемки законченного строительством объекта в номере разрешения на строительство пропущена одна цифра (допущена описка). В отношении объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно, отсутствует необходимость получения разрешения на строительство.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда от 08.10.2020 отменить, решение суда первой инстанции от 11.06.2020 - оставить в силе. По мнению заявителя, выводы апелляционного суда не обоснованы, в представленных на регистрацию документах указана разная площадь и номера разрешений, объект является подземным, при этом имеет надземные шкафные газорегуляторные пункты, не представлены документы о праве на земельные участки (разные собственники), по которым проходит объект.
В отзыве на кассационную жалобу Управление имущественных отношений указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятого постановления апелляционного суда.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании разрешения на строительство от 01.11.2012 N Ru 2351900-01 осуществлено строительство объекта: "Подводящий газопровод от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района. Корректировка".
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 18.09.2013, предъявленный к приемке объект выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие.
Указанный газопровод на основании разрешения от 12.12.2014 N Ru 23519000-01 введен в эксплуатацию.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обратилось в Управление Росреестра с заявлением N 23/999/001/2019-214132 о государственной регистрации права собственности муниципального образования Лабинский район в отношении объекта: "Подводящий газопровд от ГРС ст. Вознесенской до п. Розовый и х. Сладкий и система газоснабжения п. Розовый и х. Сладкий Лабинского района, Корректировка", кадастровый номер 23:18:000000:731.
Заявление и все приложенные к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов, что предусмотрено подпунктом 2, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
При проведении правовой экспертизы, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ, представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.
Уведомлением 19.07.2019 N 23/19-251469 принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности муниципального образования Лабинский район в отношении указанного объекта в срок до 19.10.2019. Основаниями для вынесения указанного решения, послужили не соответствия параметров объекта, содержавшиеся в представленных документах, а также не представление правоустанавливающих документов на земельные участки, через которые проложен газопровод.
Полагая, что указанное решение о приостановлении государственной регистрации права собственности является незаконным, Управление имущественных отношений обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных указанным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В пункте 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном данным Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
В соответствии с пунктом 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878), земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, к которым в силу пункта 4 Правил N 878 относятся наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), установленных названными Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
Пунктом 48 Правил N 878 определено, что установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
В силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд установил, что спорный объект (газопровод) является подземным линейным объектом, в связи с чем оформления прав на земельные участки, в пределах которых он расположен, не требуется (пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса, пункты 47 и 48 Правил N 878). При этом заявитель на государственную регистрацию спорного объекта представил все необходимые разрешительные документы. Суд также отметил, что введенной с 14.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" нормой пункта 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Суд кассационной инстанции учитывает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2014 N RU 23519000-01 с указанными в нем и принятыми уполномоченным органом параметрами спорного объекта не оспорено, недействительным либо незаконным не признано (уполномоченный орган на основании пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса проводил правовую экспертизу представленных ему документов). В рассматриваемом случае Управление имущественных отношений заявило о регистрации права собственности на объект, который поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер, в распоряжении управления имелись сведения о характеристиках объекта с учетом представленных с заявлением материалов и сведений из ЕГРН.
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность ее удовлетворения в силу норм статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А32-34138/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд установил, что спорный объект (газопровод) является подземным линейным объектом, в связи с чем оформления прав на земельные участки, в пределах которых он расположен, не требуется (пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса, пункты 47 и 48 Правил N 878). При этом заявитель на государственную регистрацию спорного объекта представил все необходимые разрешительные документы. Суд также отметил, что введенной с 14.08.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 330-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" нормой пункта 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса установлено отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.
Суд кассационной инстанции учитывает, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 12.12.2014 N RU 23519000-01 с указанными в нем и принятыми уполномоченным органом параметрами спорного объекта не оспорено, недействительным либо незаконным не признано (уполномоченный орган на основании пункта 3 статьи 55 Градостроительного кодекса проводил правовую экспертизу представленных ему документов). В рассматриваемом случае Управление имущественных отношений заявило о регистрации права собственности на объект, который поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер, в распоряжении управления имелись сведения о характеристиках объекта с учетом представленных с заявлением материалов и сведений из ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф08-10699/20 по делу N А32-34138/2019