Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 ноября 2020 г. N Ф08-8118/20 по делу N А32-13128/2019
г. Краснодар |
|
04 ноября 2020 г. |
Дело N А32-13128/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Епифанова В.Е.,
судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В.,
при участии в судебном заседании от заявителя - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Зюбина А.А. (доверенность от 26.12.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Ржевской Е.М. (доверенность от 19.12.2019), в отсутствие третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, федерального государственного бюджетного научного учреждения "Краснодарский научный центр по зоотехнии и ветеринарии", администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-13128/2019,
установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ управления Росреестра, изложенный в сообщении от 31.01.2019 N 14-523/4528 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831, общей площадью 587 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар;
- обязать управление Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831, общей площадью 587 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар.
Требования основаны на положениях статей 8, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 1, 14, 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Заявление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 образован из земель единого землепользования с кадастровым номером 23:43:00000000:105, находящегося в федеральной собственности. Образованный в результате раздела исходного (федерального) участка земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 также в силу закона является собственностью Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата); федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Краснодарский научный центр по зоотехнии и ветеринарии" (далее - учреждение; институт); администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что 18.10.2018 территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением N 23/999/001/2018-93614 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1831, общей площадью 587 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар. Согласно сообщению об отказе в государственной регистрации от 31.01.2019 N 14-523/4528 в регистрации права федеральной собственности отказано в связи с непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, право на который подлежит регистрации. Ссылаясь на незаконность отказа управления Росреестра в совершении регистрирующих действий, территориальное управление оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 198 - 201 Кодекса, статей 1, 29 Закона N 218-ФЗ, а также учли разъяснения, содержащиеся в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22). Суды установили, что 09.11.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, пос. Знаменский / пос. Зеленопольский. Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда города Краснодара от 21.01.2016 по делу N 2-4087/16 на территориальное управление возложена обязанность по принятию решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000:105. Прекращено право постоянного (бессрочного) пользования института на земельный участок с кадастровым номером 23:43:000000:105, за исключением земельных участков, образованных с условными номерами 23:43:000000:105:ЗУ1; :ЗУ2, :ЗУ4, :ЗУ5, :ЗУ6, :ЗУ7, :ЗУ9, :ЗУ10, :ЗУ11, :ЗУ15, :ЗУ16, :ЗУ17, :ЗУ18, :ЗУ20, :ЗУ21, :ЗУ23. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105 подлежал снятию с государственного кадастрового учета. Во исполнение решения от 21.01.2016 по делу N 2-4087/16, постановления о возбуждении исполнительного производства от 29.09.2016 N 90158/16/23039-ИП территориальным управлением издано распоряжение от 07.12.2016 N 938-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105". Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:105 снят с кадастрового учета. При подаче заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 территориальное управление представило в управление Росреестра заключение ООО "КубаньНИИгипрозем" от 16.10.2018. Согласно выводам, содержащимся в данном заключении, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 образован в границах земель, ранее входивших в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:0000000:105, находящегося в федеральной собственности. Возражая против заявленных требований, регистрирующий орган предоставил информацию о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 поставлен на государственный кадастровый учет 28.08.2017. Основанием для кадастрового учета послужило заявление администрации и межевой план, подготовленного со ссылкой на приказ департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 18.08.2017 N 263 об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории). При этом кадастровая палата пояснила, что по данным топологии ФГИС Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 образован на месте ранее состоявшего на государственном кадастровом учете "архивного" обособленного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:135. Данный участок входил в массив (единое землепользование) с кадастровым номером 23:43:0000000:105. Исходя из изложенных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что имеется спор о праве в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1831. Такой спор не может быть разрешен посредством оспаривания действий регистрирующего органа, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Вывод судебных инстанций о том, что в рассматриваемом случае имеет место спор о праве на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 ошибочен. Российская Федерация является собственником исходного земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 23:43:0000000:105. К заявлению о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 18.10.2018 N 23/999/001/2018-93614 территориальное управление приложило заключение специалиста ООО "КубаньНИИгипрозем" от 16.10.2018. В нем отражено, что участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 образован из земель, ранее входивших в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:43:00000000:105, находящегося в федеральной собственности, которое в настоящее время снято с кадастрового учета. Таким образом, представленные заявителем на регистрацию документы подтверждают отнесение земельного участка к федеральной собственности, поэтому основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 у управления Росреестра отсутствовали. Администрация, привлеченная судом первой инстанции к участию в деле, отзыв не направила, каких-либо правопритязаний в отношении участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 в судах первой и (или) апелляционной инстанций не заявляло. Это подтверждает отсутствие спора о праве между публично-правовыми образованиями в отношении спорного земельного участка, который в силу закона относится к собственности Российской Федерации.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить. Дополнительно пояснил судебной коллегии, что права собственности на часть земельных участков, образованных из исходного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 23:43:0000000:105 за Российской Федерацией уже зарегистрировано.
Представитель управления Росреестра возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на отсутствие оснований для государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок ввиду отсутствия оснований и наличия спора о праве.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, яку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.10.2018 территориальное управление обратилось в управление Росреестра с заявлением N 23/999/001/2018-93614 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831, общей площадью 587 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар. К заявлению прилагалось заключение ООО "КубаньНИИгипрозем" от 16.10.2018, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 образован в границах земель, ранее входивших в состав массива (единого землепользования) с кадастровым номером 23:43:0000000:105, находящегося в федеральной собственности.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 31.01.2019 N 14-523/4528 в регистрации права федеральной собственности отказано в связи с непредставлением заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, право на который подлежит регистрации.
Ссылаясь на незаконность решения управления Росреестра об отказе в совершении регистрирующих действий, территориальное управление оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, пункт 52 постановления от 22.04.2010 N 10/22).
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе (часть 2 статьи 14 Закона 218-ФЗ).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона N 218-ФЗ осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона (часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является неустранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Возможность судебного оспаривания заинтересованным лицом отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрена частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 поставлен на государственный кадастровый учет 28.08.2017. Основанием для кадастрового учета послужило заявление администрации и межевой план, подготовленного со ссылкой на приказ департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 18.08.2017 N 263 об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории). В этой связи суды пришли к выводу о том, что имеется спор о праве между публично-правовыми образованиями в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1831, который не может быть разрешен посредством оспаривания действий регистрирующего органа.
Данный вывод судов первой и апелляционной инстанций не основан на фактических обстоятельствах и не следует из материалов дела.
Пункт 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22 содержит следующие разъяснения. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРН только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Из указанных разъяснений следует, что в споре с регистрирующим органом не подлежит защите вещное право на имущество, однако это не означает, что даже при наличии такого спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия не могут быть оспорены. Напротив, заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12).
Материалы дела не подтверждают, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 зарегистрировано в ЕГРН. Какие-либо доказательства того, что у территориального управления с иным правообладателем (муниципальным образованием город Краснодар) возник (существует) спор о праве в отношении указанного недвижимого имущества, в материалах дела также отсутствуют. При этом администрация, привлеченная судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, каких-либо возражений на доводы территориального управления не представила, правопритязания на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 не заявила. Постановка данного участка на кадастровый учет по заявлению администрации сама по себе не свидетельствует как о доказанном праве муниципального образования город Краснодара на него, так и наличии у земельного участка законного правообладателя. Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, действительно подтверждающих отнесение спорного земельного участка к иному уровню собственности (наличие у него другого правообладателя), вывод судебных инстанций о наличии спора о праве в отношении участка с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 является необоснованным.
При этом в нарушение требований статей 170 и 271 Кодекса суды первой и апелляционной не проверили по существу доводы, приведенные территориальным управлением в обоснование заявленных требований, а также не исследовали представленные им в подтверждение этих доводов документы. Между тем, установление этих обстоятельств имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда города Краснодара от 21.01.2016 по делу N 2-4087/16 на территориальное управление возложена обязанность по принятию решения об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:000000:105. Во исполнение данного решения территориальным управлением издано распоряжение от 07.12.2016 N 938-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:105".
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса).
В материалах дела также имеются письменные пояснения кадастровой палаты о том, что по данным топологии ФГИС ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:1831 образован на месте ранее состоявшего на государственном кадастровом учете "архивного" обособленного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:135. Данный участок входил в массив (единое землепользование) с кадастровым номером 23:43:0000000:105.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Обжалуемые территориальным управлением судебные акты не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Поскольку в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении суду следует достоверно установить наличие (либо отсутствие) правопритязаний муниципального образования город Краснодар (каких-либо иных правообладателей) на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:135, правильно учесть разъяснения, приведенные в пункте 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22. Необходимо также проверить доводы территориального управления о наличии (доказанности им) права Российской Федерации на названный участок в силу закона и предоставленные в их обоснование документы. Суду необходимо установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам и возражениям. Спор следует разрешить при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 по делу N А32-13128/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22 содержит следующие разъяснения. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРН только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Из указанных разъяснений следует, что в споре с регистрирующим органом не подлежит защите вещное право на имущество, однако это не означает, что даже при наличии такого спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия не могут быть оспорены. Напротив, заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12).
...
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2020 г. N Ф08-8118/20 по делу N А32-13128/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16134/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13128/19
04.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8118/20
17.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2531/20
30.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13128/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-13128/19