г. Краснодар |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А32-17104/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926) - Гришко Ю.С. (доверенность от 10.01.2020), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Люкс-Агро-Р" (ИНН 2323024436, ОГРН 1052313647902) - Ямановой А.И. (доверенность от 18.06.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А32-17104/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Люкс-Агро-Р" (далее - общество) о взыскании 766 262 рублей 42 копеек субсидии, из которых сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, источником финансового обеспечения которого являются федеральные средства, - 579 037 рублей 09 копеек, сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, - 182 853 рубля 82 копейки, 4 371 рубль 51 копейка - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 20.02.2020 по 25.03.2020, а также суммы последующего начисления процентов с 26.03.2020 по день фактического исполнения решения суда.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.09.2020, в удовлетворении заявленных министерством требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для взыскания с общества спорных сумм.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом и министерством заключено соглашение от 26.06.2019 N 931 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса на 1 гектар (далее - соглашение), согласно которому общество приняло на себя обязательства в срок до 31.12.2019 обеспечить достижение показателя результативности по фактическому сбору зерна риса в весе после доработки в размере 5,5 тысяч тонн и предоставить в срок не позднее 31.12.2019 в уполномоченный орган отчет о достижении показателя результативности по итогам 2019 года.
В соответствии с пунктом 2.2.5 соглашения получатель субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля, и (или) в случае недостижения показателей результативности, должен осуществить возврат субсидий.
Согласно представленному обществом отчету о достижении показателя результативности за 2019 год, на 31.12.2019 фактическое достижение сбора зерна риса в весе после доработки составило 4,3 тысячи тонн.
Недостижение обществом показателя результативности за 2019 год послужило основанием для обращение министерства в арбитражный суд с заявлением об истребовании субсидии к возврату.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Кодекс), субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса установлено, что случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 78 Кодекса при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Пунктом 1 статьи 162 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, а также формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.
Согласно пункту 7 Порядка предоставления за счет средств краевого бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.03.2018 N 69 и действовавшего в спорный период (далее - Порядок), субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и уполномоченным органом по типовой форме, обязательными условиями которого являются, в том числе, согласие заявителя на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий; установление показателя результативности использования субсидии - валовый сбор зерна риса в весе после доработки (тысяч тонн), рассчитываемого по соответствующей формуле.
Подпунктом 2 пункта 17 Порядка установлено, что возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии, в том числе, в случае недостижения показателей результативности использования субсидии.
В силу пункта 18 Порядка возврат субсидии в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 данного документа осуществляется после представления заявителем отчета о достижении показателей результативности использования субсидии, в объеме, рассчитанном по соответствующей формуле.
Суды установили, что обществом в материалы дела представлен комиссионный акт обследования и списания погибших посевов Абинского района Краснодарского края от 09.09.2019 N 1, утвержденный директором общества и согласованный начальником Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования Абинский район, согласно которому гибель посевов вызвана градом, прошедшим 06.09.2019. Указанным актом зафиксированы результаты осмотра погибших посевов риса: сорт "Патриот", площадь 12,4 Га, гибель 90% посевов; сорт "Виктория", площадь 11,7 Га, гибель 90% посевов; сорт "Полевик", площадь 51,6 Га, гибель 90% посевов; сорт "Исток", площадь 12 Га, гибель 90% посевов; сорт "Рапан", площадь 119 Га, гибель 45% посевов.
В результате указанного природного явления урожай риса (в весе после доработки) составил 43 141 центнеров, что не соответствовало показателю 5 500 тонн, установленному соглашением.
Также судами установлено наличие расчета, согласно которому в случае отсутствия града достижение показателей результативности было возможно на прогнозном уровне.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае недостижение показателей результативности не обусловлено действиями самого общества, а связано с возникновением чрезвычайной ситуации. Следовательно, основания для истребования у общества суммы предоставленной субсидии отсутствуют.
Доказательства того, что акт обследования и списания погибших посевов от 09.09.2019 N 1, не соответствует требованиям действующего законодательства, либо содержит недостоверные сведения, министерством в материалы дела не представлены.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2020 по делу N А32-17104/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 статьи 78 Кодекса при предоставлении субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Пунктом 1 статьи 162 Кодекса установлено, что получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, а также формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2020 г. N Ф08-9567/20 по делу N А32-17104/2020