В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ковдорский муниципальный округ Мурманской области, утвержденным решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа от 07.10.2021 N 66, в целях эффективного управления муниципальным долгом муниципального образования Ковдорский муниципальный округ и принятия мер по снижению долговой нагрузки администрация Ковдорского муниципального округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Ковдорского муниципального округа от 28.10.2022 N 954 "Об основных направлениях долговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, которые возникнут с 1 января 2024 года.
Глава Ковдорского муниципального округа |
С.Б.Сомов |
Утверждены
постановлением администрации
Ковдорского муниципального округа
от 01.11.2023 N 931
Основные направления
долговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Долговая политика муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика Ковдорского муниципального округа, Ковдорский муниципальный округ) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, долговой политикой Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, муниципальной программой "Развитие муниципального управления ориентированного на результат".
Под долговой политикой Ковдорского муниципального округа понимается стратегия управления муниципальными внутренними заимствованиями Ковдорского муниципального округа (далее заимствования), направленная на обеспечение потребностей Ковдорского муниципального округа в заёмном финансировании, своевременное и полное исполнение муниципальных долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание муниципального внутреннего долга Ковдорского муниципального округа (далее - муниципальный долг), поддержание объёма и структуры обязательств Ковдорского муниципального округа, исключающих их неисполнение, соблюдение значений показателей, обеспечивающих высокий уровень долговой устойчивости Ковдорского муниципального округа, а также на обеспечение финансирования дефицита местного бюджета.
Долговая политика Ковдорского муниципального округа является частью бюджетной политики Ковдорского муниципального округа.
Долговую политику Ковдорского муниципального округа реализует Управление экономики и финансов администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области. Информация о долговой политике Ковдорского муниципального округа является открытой и общедоступной. Сведения о долговых обязательствах Ковдорского муниципального округа размещаются на официальном сайте администрации Ковдорского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Итоги реализации долговой политики Ковдорского муниципального округа за 2022 год и анализ текущего состояния муниципального долга
Проведенные в 2022 году мероприятия по увеличению роста доходов и оптимизации расходов местного бюджета позволили снизить муниципальный долг на 37 267,3 тыс. рублей, или на 39,2%.
В соответствии с Порядком проведения в 2022 году реструктуризации задолженности муниципальных образований Мурманской области перед бюджетом Мурманской области по бюджетным кредитам, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 10 августа 2022 года N 641-ПП, проведена реструктуризация обязательств Ковдорского муниципального округа перед бюджетом Мурманской области по бюджетному кредиту, предоставленному местному бюджету в 2019 году на погашение муниципальных долговых обязательств по договору от 06.11.2019 N 11-19 на сумму 28 500,0 тыс. рублей. Возврат остатка задолженности в размере 1 500,0 тыс. рублей был произведен 12 декабря 2022 года.
Произведено погашение обязательств по действующим бюджетным кредитам в сумме 7 267,3 тыс. рублей за счет собственных доходов бюджета.
По состоянию на 1 января 2023 года муниципальный долг составил 57 826,6 тыс. рублей, или 10% от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В структуре муниципального долга:
- 57 826,6 тыс. рублей - задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета Мурманской области бюджету Ковдорского муниципального округа;
- 0,00 рублей - по кредитам, привлеченным от кредитных организаций.
Доля объёма расходов на обслуживание муниципального долга в общем объёме расходов местного бюджета без учета объёма расходов, осуществляемых за счет субвенций из бюджета Мурманской области, составила 0,01%.
Обязательства, принятые при заключении Соглашений о предоставлении бюджету муниципального образования Ковдорский муниципальный округ из средств областного бюджета бюджетных кредитов на частичное финансирование дефицита местного бюджета и на погашение муниципальных долговых обязательств в виде обязательств по бюджетным кредитам и кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций, и Дополнительных соглашений о предоставлении бюджету муниципального образования Ковдорский муниципальный округ из областного бюджета бюджетного кредита на погашение муниципальных долговых обязательств, заключенных с Министерством финансов Мурманской области, (далее - Соглашения, Дополнительные соглашения соответственно), выполнены своевременно и в полном объёме.
Ковдорский муниципальный округ в соответствии с приказом Министерства финансов Мурманской области от 28.09.2023 года N 82н "Об утверждении перечней муниципальных образований Мурманской области по уровням долговой устойчивости" относится к группе заёмщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
В августе 2023 года произведено погашение обязательств по действующему бюджетному кредиту в сумме 300,0 тыс. рублей за счет собственных доходов бюджета.
За девять месяцев 2023 года муниципальный долг сложился в объёме 57 526,6 тыс. рублей, в том числе:
- 57 526,6 тыс. рублей составляет задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным местному бюджету из бюджета Мурманской области;
- 0,00 тыс. рублей - задолженность по кредитам, привлеченным от кредитных организаций.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Ковдорского муниципального округа
В 2024-2026 годах реализация долговой политики Ковдорского муниципального округа будет осуществляться с учетом основных параметров развития экономики Ковдорского муниципального округа.
Основными факторами, определяющими направления долговой политики Ковдорского муниципального округа, являются:
- вероятность воздействия геополитической ситуации и макроэкономических рисков по ухудшению экономической конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков, а также изменения инвестиционных планов (стратегий) компаний;
- нестабильность законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации;
- рост расходных обязательств, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей муниципальных проектов, реализуемых в рамках соответствующих национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также реализацией инициатив Президента Российской Федерации по обеспечению мер социальной поддержки, интенсификации развития социальной сферы;
- необходимость погашения задолженности по бюджетным кредитам;
- необходимость выполнения обязательств по непревышению уровня дефицита и муниципального долга, принятых по соглашениям о реструктуризации и привлечению бюджетных кредитов на погашение долговых обязательств.
Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на изменение размера дефицита местного бюджета и необходимость его финансирования путём осуществления заимствований в экономически обоснованных объёмах, не превышающих ограничения, установленные Соглашениями и Дополнительными соглашениями.
Долговая политика Ковдорского муниципального округа направлена на:
- обеспечение финансирования дефицита местного бюджета;
- своевременное и полное исполнение долговых обязательств Ковдорского муниципального округа;
- минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга;
- соблюдение верхних пределов муниципального долга, размера дефицита местного бюджета и предельного объема заимствований в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа о местном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период;
- выполнение условий Соглашений и Дополнительных соглашений;
- соблюдение значений показателей, обеспечивающих высокий уровень долговой устойчивости Ковдорского муниципального округа.
4. Цели и принципы долговой политики Ковдорского муниципального округа
Целью долговой политики Ковдорского муниципального округа является сохранение финансовой устойчивости муниципального образования и сбалансированности местного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объёма и структуры муниципального долга на экономически безопасном уровне в объёме, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения долговых обязательств в полном объёме и в установленные сроки, соблюдение требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также обеспечение высокого уровня долговой устойчивости местного бюджета.
Принципами долговой политики Ковдорского муниципального округа являются:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Соглашениями и Дополнительными соглашениями;
- своевременное и безусловное обслуживание и погашение долговых обязательств Ковдорского муниципального округа;
- сохранение репутации Ковдорского муниципального округа как надежного заёмщика, безупречно и своевременно выполняющего свои долговые обязательства;
- открытость и прозрачность управления муниципальным долгом.
5. Основные задачи долговой политики Ковдорского муниципального округа
Основными задачами долговой политики Ковдорского муниципального округа являются:
- повышение эффективности заимствований Ковдорского муниципального округа;
- оптимизация структуры муниципального долга;
- обеспечение дефицита местного бюджета в 2024, 2025 и 2026 годах на уровне не более 10 процентов от суммы доходов местного бюджета без учёта безвозмездных поступлений за 2024, 2025 и 2026 годы ежегодно, с учётом положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- соблюдение условий Соглашений и Дополнительных соглашений в части обеспечения возможности привлечения кредитов кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также обеспечения доли общего объёма муниципального долга от суммы доходов местного бюджета без учёта безвозмездных поступлений по состоянию:
на 01 января 2025 года - не более 33% за 2023 год;
на 01 января 2026 года - не более 33% за 2024 год;
на 01 января 2027 года - не более 33% за 2025 год;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
- обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями местного бюджета в привлечении заёмных средств;
- формирование положительной кредитной истории Ковдорского муниципального округа;
- оптимизация расходов, связанных с обслуживанием муниципального долга;
- обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге.
6. Инструменты реализации долговой политики Ковдорского муниципального округа
Инструментами реализации долговой политики Ковдорского муниципального округа являются:
- привлечение заёмных средств в форме кредитов из бюджета Мурманской области и кредитов от кредитных организаций;
- привлечение остатков средств на счетах муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета с соответствующих счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области на единый счет местного бюджета;
- предоставление муниципальных гарантий.
6.1. Привлечение кредитов из бюджета Мурманской области
В рамках решения задачи по минимизации расходов на обслуживание муниципального долга сохранится практика привлечения кредитов из бюджета Мурманской области как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на местный бюджет.
6.2. Привлечение кредитов от кредитных организаций
Этот инструмент долговой политики является наиболее мобильным и доступным для использования. Гибкость возобновляемых кредитных линий, возможность оперативного управления объемом муниципального долга, изменение процентных ставок по результатам переговоров с кредитными организациями и по итогам проведения новых аукционов с более привлекательными условиями по стоимости позволяют сдерживать рост стоимости обслуживания муниципального долга.
Ключевой задачей при привлечении кредитов от кредитных организаций остается обеспечение привлечения в местный бюджет кредитов по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации на дату проведения аукциона, увеличенный на 1% годовых.
6.3. Привлечение остатков средств на счетах учреждений, открытых в Управлении Федерального казначейства по Мурманской области
Важная роль отводится применению механизма привлечения остатков средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений Ковдорского муниципального округа, а также остатков средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств местного бюджета с соответствующих счетов Управления Федерального казначейства по Мурманской области, в целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.
Использование данного инструмента позволит:
- снизить транзакционные издержки;
- полноценно использовать современные банковские технологии;
- сократить объём кредитов, привлекаемых от кредитных организаций;
- минимизировать расходы на обслуживание муниципального долга;
- оперативно управлять остатками на счетах местного бюджета.
6.4. Муниципальные гарантии
Принятие обязательств по муниципальным гарантиям Ковдорского муниципального округа оказывает влияние на основные характеристики местного бюджета.
Долговая политика Ковдорского муниципального округа в отношении предоставления муниципальных гарантий носит сдержанный характер. Решение об использовании этого инструмента будет приниматься с учетом основных параметров местного бюджета.
Объём предоставленных муниципальных гарантий Ковдорского муниципального округа включается в объем муниципального долга.
Муниципальная гарантия Ковдорского муниципального округа предоставляется в обеспечение надлежащего исполнения принципалом обязательства, образовавшегося перед бенефициаром, при привлечении в кредитных организациях заемных средств для реализации социально значимых проектов в целях обеспечения своей деятельности.
Предоставление и исполнение муниципальной гарантии Ковдорского муниципального округа подлежат отражению в муниципальной долговой книге.
7. Анализ рисков, возникающих в процессе управления муниципальным долгом
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики Ковдорского муниципального округа, являются:
- риск рефинансирования долговых обязательств Ковдорского муниципального округа;
- риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
- риск недостаточного поступления доходов в бюджет Ковдорского муниципального округа и роста дефицита местного бюджета;
- риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств Ковдорского муниципального округа обусловлен невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств.
Риск процентной ставки связан с вероятностью возникновения непредвиденных расходов местного бюджета из-за роста расходов на обслуживание муниципального долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам, полученным от кредитных организаций.
Риск недостаточного поступления доходов в бюджет Ковдорского муниципального округа связан с ухудшением геополитической ситуации в стране, усилением санкционного давления со стороны иностранных государств и как следствие сокращение предпринимательской активности в муниципальном образовании, что приведет к росту дефицита местного бюджета.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований обусловлен неполучением денежных средств на финансирование дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств Ковдорского муниципального округа, связанным с отказом кредитных организаций предоставить заёмные средства в случае наступления финансового кризиса.
В основу оценки рисков в сфере муниципального долга Бюджетным кодексом Российской Федерации положены показатели отнесения муниципальных образований к группам долговой устойчивости. Основными значениями показателей соответствия Ковдорского муниципального округа группе заёмщиков с высоким уровнем долговой устойчивости являются:
- отношение объёма муниципального долга к общему объёму доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений на уровне не более 50 процентов;
- отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объёму налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не более 13 процентов;
- доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов местного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составляет не более 5 процентов.
8. Основные мероприятия долговой политики Ковдорского муниципального округа
Основными мероприятиями долговой политики Ковдорского муниципального округа являются:
- направление дополнительных доходов, полученных при исполнении местного бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств Ковдорского муниципального округа;
- направление остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета на досрочное погашение долговых обязательств Ковдорского муниципального округа;
- осуществление мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, Соглашениями и Дополнительными соглашениями;
- проведение операций, связанных с выполнением условий Соглашений и Дополнительных соглашений;
- учёт информации о муниципальном долге, формирование отчётности о муниципальных долговых обязательствах Ковдорского муниципального округа;
- размещение информации о муниципальном долге в электронных средствах массовой информации на основе принципов открытости и прозрачности;
- привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете местного бюджета как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на местный бюджет;
- привлечение остатков средств на счетах муниципальных бюджетных и автономных учреждений и временно свободных остатков средств на счетах получателей средств местного бюджета для покрытия кассовых разрывов;
- совершенствование практики проведения среди кредитных организаций аукционов в электронной форме на оказание услуг по предоставлению кредитных средств местному бюджету для финансирования дефицита местного бюджета и/или погашения долговых обязательств Ковдорского муниципального округа;
- использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
- недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
- использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами Ковдорского муниципального округа;
- оптимизация объёма заимствований с учетом исполнения местного бюджета в соответствующем финансовом году;
- соблюдение сроков возврата кредитных средств.
9. Условия, принимаемые для составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части долговых обязательств Ковдорского муниципального округа
Основными условиями, принимаемыми для составления проекта местного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в части долговых обязательств Ковдорского муниципального округа, являются:
- общая сумма привлечения средств в соответствующем финансовом году не должна превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита местного бюджета, и объёмов погашения долговых обязательств Ковдорского муниципального округа, утвержденных на соответствующий финансовый год решением Совета депутатов Ковдорского муниципального округа о местном бюджете;
- установление верхних пределов муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям Ковдорского муниципального округа;
- утверждение дефицита местного бюджета на 2024, 2025 и 2026 годы в размере не более 10 процентов суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024, 2025 и 2026 годы ежегодно, с учетом положений статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- обеспечение доли общего объема муниципального долга от суммы доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений в размерах, установленных Соглашениями и Дополнительными соглашениями.
Расходные обязательства Ковдорского муниципального округа по обслуживанию муниципального долга определяются на основании заключенных Соглашений и Дополнительных соглашений на предоставление бюджетных кредитов, а также заключенных в результате проведенных аукционов в электронной форме и планируемых к заключению муниципальных контрактов на оказание услуг по предоставлению кредитных средств для финансирования дефицита местного бюджета и/или погашения долговых обязательств Ковдорского муниципального округа.
10. Особенности исполнения местного бюджета в 2023 и 2024 годах
В целях обеспечения долговой устойчивости муниципальных бюджетов на федеральном уровне приняты следующие меры, в том числе, в части смягчения требований к осуществлению бюджетного процесса и управлению долговыми обязательствами.
В 2023 году дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации:
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с проведением в Российской Федерации мобилизации;
- на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики.
В 2023 году объем муниципального долга может превысить ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также с проведением в Российской Федерации мобилизации.
Дефицит местного бюджета и объем муниципального долга может превысить ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в 2024 году на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации, дополнительные мероприятия в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
По итогам исполнения местного бюджета в 2023 и 2024 годах планируется сохранить достигнутый уровень долговой устойчивости Ковдорского муниципального округа.
11. Ожидаемые результаты долговой политики Ковдорского муниципального округа
Реализация мер, предусмотренных настоящей долговой политикой Ковдорского муниципального округа, позволит:
- обеспечить своевременное и полное исполнение долговых обязательств и условий кредитных договоров, Соглашений и Дополнительных соглашений Ковдорского муниципального округа;
- поддерживать экономически обоснованное соотношение между потребностями в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению;
- сохранять финансовую устойчивость местного бюджета;
- оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание муниципального долга и перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики Ковдорского муниципального округа;
- поддерживать высокий уровень долговой устойчивости Ковдорского муниципального округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 1 ноября 2023 г. N 931 "Об утверждении Основных направлений долговой политики муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 2 ноября 2023 г. и распространяется на правоотношения, которые возникнут с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Ковдорского муниципального округа Мурманской области (http://www.kovadm.ru) 1 ноября 2023 г.