г. Краснодар |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А63-3406/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Калашниковой М.Г. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630) - Бугаевой Е.Е. (посредством онлайн, доверенность от 14.02.2020), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Пашковой Н.Н. (посредством онлайн, доверенность от 09.01.2020), в отсутствие третьего лица - Манукяна Д.А., извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А63-3406/2020 (Ф08-10905/2020), установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением о признании недействительным и отмене постановления от 20.02.2020 N 026/04/9.21-2096/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в случае отказа в удовлетворении заявления снизить размер штрафа до 300 тыс. рублей.
Решением суда от 28.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения, порядок и срок привлечения к административной ответственности соблюден.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Манукян Д.А.
В кассационной жалобе и дополнении предприятие просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению заявителя жалобы, вывод судов о нарушении предприятием установленного порядка рассмотрения заявления Манукяна Д.А. является ошибочным. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что имеются правовые основания к снижению размера административного штрафа ниже низшего предела. Заявитель также считает, что оспариваемое постановление управления не соответствует закону, нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы и дополнения, представитель управления поддержали доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Манукян Д.А. обратился в управление с жалобой на действия предприятия по нарушению порядка технологического присоединения к сети водоснабжения.
В ходе административного расследования управление установило, что 03.06.2019 Манукян Д.А. подал в ПТО Сенгелеевское филиала предприятия - "Центральный" заявление о подключении и заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта к центральной системе холодного водоснабжения.
Предприятие письмом от 17.07.2019 сообщило Манукяну Д.А. о том, что о подключении участка уличного водопровода и жилого дома к централизованным системам холодного водоснабжения направлено заявление об установлении платы за подключение объекта в региональную тарифную комиссию Ставропольского края (далее - РТК). По итогам рассмотрения заявления об установлении платы, РТК сделан вывод об обязанности предприятия по строительству сетей до границы земельного участка заявителя. В связи с этим РТК вернуло заявление об установлении платы с прилагаемыми материалами по объекту Манукян Д.А. на доработку.
Предприятие, не согласившись с позицией РТК, направило в управление письмо от 15.07.2019 о правомерности действий РТК по данному вопросу.
При этом для решения вопроса с подключением объекта к централизованному водоснабжению, предприятие предложило Манукяну Д.А. два варианта: 1) отказаться от строительства участка водопроводной сети от точки подключения к централизованной системе водоснабжения до границы своего земельного участка, в связи с чем данное обязательство перейдет к предприятию и плата за подключение будет рассчитана с учетом расходов предприятия на создание сетей; 2) ожидать решения вопроса между предприятием и РТК, по результатам которого будет направлено уведомление о возможности заключения договора о подключении объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.
Таким образом, на поступившую заявку Манукяна Д.А. 03.06.2019 предприятие направило 17.07.2020 разъяснительное письмо о необходимости переоформить заявку об осуществлении подключения к сети водоснабжения либо отказаться от строительства сетей за свой счет, тем самым допустив нарушение порядка подключения (технологического присоединения).
По итогам проведенного антимонопольного расследования управление выявило в действиях предприятия признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, на основании чего в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2020 N 24 и вынесено постановление от 20.02.2020 N 026/04/9.21-2096/2019 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям. Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно пункту 90 Правил N 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, соответствующее заявление о подключении. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение трех рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 названных Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений (пункт 91 Правил N 644).
В случае если организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя, не является гарантирующей организацией, такая организация обязана осуществить согласование подключения (технологического присоединения) с гарантирующей организацией в части наличия технической возможности для подключения (технологического присоединения) и с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к которой непосредственно присоединены водопроводные и (или) канализационные сети организации водопроводно-канализационного хозяйства. Гарантирующая организация и организация водопроводно-канализационного хозяйства, к которой непосредственно присоединены водопроводные и (или) канализационные сети, в течение 10 рабочих дней после получения обращения обязаны согласовать подключение (технологическое присоединение) либо выдать организации водопроводно-канализационного хозяйства заключение об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения), а также об отсутствии мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность в инвестиционной программе гарантирующей организации (пункт 93 Правил N 644)
Пунктом 94 Правил N 644 установлено, что в случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 названных Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 названных Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Согласно части 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждена типовая форма договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения. Невключение в условие договора необходимых сведений определенных нормативно-правовых актов является нарушением порядка подключения к централизованной системе водоснабжения. Из пункта 2 и 3 типового договора следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения (технологического присоединения) объекта заказчика осуществляет работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения (технологического присоединения) в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим договором. Подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения (технологического присоединения) объекта, располагающейся на границе земельного участка.
Суды верно указали, что предприятие в силу указанных положений осуществляет строительство сетей до границ земельного участка заявителя, следовательно, оснований для не рассмотрения заявки Манукян Д.А. в ином порядке, чем Правилами N 644 не имеется.
Пунктом 101 Правил N 644 предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Пунктом 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы) определено, что плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (техническое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях, которые предусмотрены настоящим документом. Согласно пункту 82 Основ размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Исходя из указанного, суды пришли к верному выводу о нарушении предприятием установленного порядка рассмотрения заявления Манукян Д.А. и обращения в РТК по установлению тарифа. Суды установили, что предприятие ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановления от 07.02.2018 N 901 и N 902, постановление от 08.04.2018 N 84); по делу об административном правонарушении N 1212 предприятие привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В связи с этим суды обоснованно указали на наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод кассационной жалобы о наличии правовых оснований к снижению размера административного штрафа ниже низшего предела был предметом рассмотрения судов и получил соответствующую правовую оценку. Суды не установили оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом обстоятельств данного конкретного дела. Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суды пришли к выводу о том, что назначенное управлением наказание в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов. Ссылка предприятия на новое доказательство не принимается судом кассационной инстанции, поскольку указанное доказательство не было предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020 по делу N А63-3406/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
М.Г. Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 80 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы) определено, что плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (техническое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях, которые предусмотрены настоящим документом. Согласно пункту 82 Основ размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Исходя из указанного, суды пришли к верному выводу о нарушении предприятием установленного порядка рассмотрения заявления Манукян Д.А. и обращения в РТК по установлению тарифа. Суды установили, что предприятие ранее уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановления от 07.02.2018 N 901 и N 902, постановление от 08.04.2018 N 84); по делу об административном правонарушении N 1212 предприятие привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В связи с этим суды обоснованно указали на наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф08-10905/20 по делу N А63-3406/2020