г. Краснодар |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А32-34094/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Алексеева Р.А., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фархад" (ИНН 2325013214, ОГРН 1022303447682) - Дейнеко Ю.А. (доверенность от 27.07.2020), в отсутствие истца - муниципального предприятия "Апшеронск" Апшеронского городского поселения Апшеронского района (ИНН 2325011577, ОГРН 1022303444690), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фархад" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по делу N А32-34094/2019, установил следующее.
МП "Апшеронск" Апшеронского городского поселения Апшеронского района (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Фархад" (далее - общество) о взыскании 71 559 рублей 14 копеек задолженности за оказанные услуги по договорам на санитарную очистку (вывоз твердых бытовых отходов) (уточненные требования).
Решением от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.09.2020, с ответчика в пользу истца взыскано 71 559 рублей 14 копеек задолженности, а также 2862 рубля расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, у собственника твердых коммунальных отходов имеется обязанность по заключению договора на их вывоз только с региональным оператором, однако предприятие таковым не является. Договоры, заключенные истцом и ответчиком, не являются договорами на оказание услуг по регулируемым ценам, цена определена исключительно соглашением сторон. Истец не имеет права оказывать услуги по "сбору" отходов в современном понимании данного термина и не оказывает их. Совет депутатов Апшеронского городского поселения, принимая решение от 27.12.2018 N 301, установил цену в размере 417,38 рублей/м3 не за "вывоз", а за "сбор", в то время как общество оплачивает и должно оплачивать услуги за "вывоз" и "захоронение" в размере 456,36 рублей/м3, установленном решением Совета Апшеронского городского поселения от 29.03.2018 N 252.
В отзыве предприятие просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя ответчика, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, предприятие (исполнитель) и общество (заказчик) заключили договоры на санитарную очистку (вывоз твердых бытовых отходов) от 10.01.2012 N 298 и от 11.09.2008 N 147 (далее - договоры), по условиям которых исполнитель оказывает заказчику услуги по вывозу твердых бытовых отходов, а заказчик своевременно производит оплату за оказанные услуги.
Цена услуги по вывозу отходов исполнителем складывается из тарифа, который устанавливается решением Совета Апшеронского городского поселения, и нормы образования отходов, указанной в договорах.
Из пункта 3.6 договоров следует, что цена может меняться без заключения дополнительного соглашения, то есть при изменении существующих цен оплата производится в соответствии с изменениями со дня утверждения новой цены.
Об изменении существующих цен истец ставил в известность ответчика через средства массовой информации путем опубликования в местной газете "Апшеронский рабочий".
С начала действия договоров и до 01.01.2019 ответчик оплачивал истцу услуги в полном объеме согласно выставленным счетам на оплату, с 01.01.2019 общество продолжало пользоваться услугами и оплачивать их, однако не в полном объеме.
С 01.01.2019 по 30.06.2019 истец ежемесячно выставлял счета на оплату ответчику.
Сумма, предъявленная к оплате по счетам с 01.01.2019 по 30.06.2019, составила 132 567 рублей.
В нарушение условий договора ответчик произвел оплату только в размере 63 634 рублей 86 копеек.
В письме от 26.02.2019 N 18 общество уведомило предприятие о том, что в связи с отсутствием утвержденного оператора в Краснодарском крае и принятым решением губернатора об отсрочке в проведении реформы, до разрешения данного вопроса ответчик будет оплачивать услуги истца по старым тарифам.
Истец направил ответчику претензию от 11.06.2019 N 352, в которой просил погасить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Суды установили, что истец оказывал услуги в соответствии с лицензией от 24.12.2013 N 023 00249 по размещению (захоронению) отходов на своем полигоне, расчет производился с применением тарифа на захоронение отходов, который утверждался для предприятия приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Лицензия прекратила действие с 01.01.2019 в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Услуги по сбору и транспортированию отходов истец осуществлял в соответствии с лицензией от 29.12.2015 N 023 00010, которая выдана бессрочно, по ценам, установленным решением Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района.
Тарифы на вывоз отходов устанавливались решением Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района в силу части 6 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
До января 2019 года, помимо вывоза отходов, предприятие осуществляло деятельность по размещению (захоронению) отходов, поэтому стоимость услуг по договорам для потребителей складывалась из тарифа на вывоз отходов и тарифа на размещение (захоронение).
Тариф на захоронение утвержден приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11.06.2014 N 21/2014-окк с календарной разбивкой с 13.07.2014 по 31.12.2017.
С 01.01.2018 по 31.12.2018 истец применял тариф на захоронение, установленный приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 N 35/2017-ТКО с изменениями от 04.07.2018 N 5/2018-ТКО.
Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018 N 39/2018-ТКО с изменениями от 19.06.2019 установлен тариф на захоронение на 2019 год.
При этом, как утверждает предприятие, указанный тариф им не применялся ввиду того, что лицензия на деятельность по размещению (захоронению) отходов с 01.01.2019 находилась на стадии переоформления; с 01.01.2019 размещение (захоронение) отходов на полигоне предприятия приостановлено, тариф на захоронение отходов, утвержденный приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края, не включался в стоимость услуг. В целях безопасной изоляции отходов истец заключил с АО "Крайжилкомресурс" договор от 26.12.2018 N О-20 на оказание услуг по приему и размещению твердых коммунальных отходов, по условиям которого отходы 4 - 5 классов опасности, собранные на территории Апшеронского района, размещаются на полигоне названного лица.
Деятельность по размещению отходов осуществляется АО "Крайжилкомресурс" на основании лицензии от 29.12.2015 N 023 00010 по тарифам на захоронение отходов, установленным приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.12.2018.
Так как с 01.01.2019 лицензия предприятия переоформлялась, оно не могло осуществлять деятельность по размещению (захоронению) отходов на своем полигоне и применять утвержденный для него тариф на захоронение, в связи с увеличением затрат, связанных с транспортированием отходов в г. Белореченск для дальнейшего захоронения Совет Апшеронского городского поселения Апшеронского района решением от 27.12.2018 N 301 утвердил тарифы на сбор и транспортирование отходов.
В утвержденный тариф не включались затраты истца на захоронение отходов на своем полигоне, тариф принят на основании реальных затрат предприятия на уборку и погрузку отходов с мест накопления в специализированный транспорт, расходов по транспортированию отходов до полигона в г. Белореченск и включением в тариф цены, оплачиваемой предприятием АО "Крайжилкомресурс" за прием и захоронение отходов на полигоне данного лица.
Новые тарифы опубликованы в газете "Апшеронский рабочий" 05.01.2019 N 1 (11191). В письме от 19.03.2019 N 283 истец уведомил ответчика о приостановке эксплуатации своего полигона, указав новое место размещение отходов - полигон АО "Крайжилкомресурс", пояснил, что тариф увеличился в связи с дальностью транспортирования и размещения отходов, приложил решение Совета от 27.12.2018 N 301.
Материалами дела подтверждается, что ответчик продолжал пользоваться услугами истца, однако оплачивал их не в полном объеме. Доказательства того, что ответчик самостоятельно обеспечивал захоронение отходов на специализированном полигоне и производил за это оплату, в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлены.
Установив, что с 01.01.2019 цена договоров складывалась из нормы накопления, указанной в договорах, и действующих тарифов по сбору и вывозу отходов без применения тарифа на захоронение, утвержденного для предприятия, но с применением тарифа на захоронение, утвержденного для АО "Крайжилкомресурс", суды пришли к выводу о правомерности предъявления предприятием требований в заявленном размере и обязанности общества оплатить спорную сумму.
Ссылка на незаконность решения Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 27.12.2018 N 301 не принята судом апелляционной инстанции во внимание.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Для предприятия приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2017 N 35/2017-тко (в редакции от 04.07.2018 N 5/2018-тко) установлены тарифы на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов на 2018 год, приказом от 18.12.2018 N 39/2018-тко (в редакции от 19.06.2019 N 8/2019-тко) - на 2019 - 2021 годы.
В соответствии с частью 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов; тариф на энергетическую утилизацию.
Цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не подлежат государственному регулированию за исключением случаев, когда расходы по сбору и транспортированию включаются в единый тариф регионального оператора или устанавливаются для муниципальных унитарных предприятий в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд указал, что решение Совета Апшеронского городского поселения Апшеронского района от 27.12.2018 N 301 принято в рамках компетенции муниципального органа. Доказательств того, что указанный нормативно-правовой акт отменен, изменен или признан недействующим в судебном порядке, ответчиком не представлено.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 по делу N А32-34094/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
...
В соответствии с частью 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов; тариф на энергетическую утилизацию.
Цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не подлежат государственному регулированию за исключением случаев, когда расходы по сбору и транспортированию включаются в единый тариф регионального оператора или устанавливаются для муниципальных унитарных предприятий в рамках Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2020 г. N Ф08-10856/20 по делу N А32-34094/2019
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10856/20
15.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7151/20
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34094/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-34094/19