г. Краснодар |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А32-693/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании представителей истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Калякина Р.В. (доверенность от 26.12.2019), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ИНН 2323026088, ОГРН 1062323007120) - Балахничева С.В. (доверенность от 10.02.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу N А32-693/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ЭкоАльянс" (далее - общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 08.05.2008 N 10-08, возложении на ответчика обязанности в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда за счет собственных средств снести незаконно построенные на землях лесного фонда металлические навес и душевые кабины в количестве 5 штук и освободить лесной участок площадью 0,15 га в квартале 175А, часть выдела 48 и площадью 1,35 га, в квартале 175А, часть выдела 57 Пшадского участкового лесничества Геленджикского лесничества; привести в состояние, пригодное для использования, данный участок путем проведения мероприятий по рекультивации земель; вернуть его министерству по акту приема-передачи.10 декабря 2020 года
Решением от 18.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2020, в удовлетворении иска отказано. Суды установили, что в период с ноября 2009 года по 2019 год спорный лесной участок осваивался в соответствии с проектом освоения лесов от 26.10.2009 N 193, прошедшим государственную экспертизу и утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 03.11.2009 N 988. По состоянию на 26.02.2020 задолженность ответчика по арендным платежам отсутствует, проект освоения лесов 20.01.2020 направлен в министерство на государственную экспертизу, в январе 2020 года навес и душевые кабины в количестве 5 штук демонтированы ответчиком в добровольном порядке, что отражено в акте осмотра от 23.03.2020 N 27П. Таким образом, арендатор устранил выявленные нарушения, основания для расторжения договора отсутствуют.
В кассационной жалобе министерство просит решение от 18.06.2020 и апелляционное постановление от 20.08.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на пункт 8.6 договора от 08.05.2008 N 10-08, которым определены существенные условия, в числе которых: разработка проекта освоения лесов, соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов. Нарушения обществом как арендатором существенных условий договора аренды зафиксированы в актах натурного осмотра лесного участка от 16.08.2019 N 259П, 28.11.2019 N 34311. Государственными лесными инспекторами установлено, что на арендуемом обществом лесном участке размещены металлические навесы и душевые кабины без разрешительной документации, арендатором ограничен доступ граждан на данный участок путем установки по периметру сетки-рабицы. Меры по устранению выявленных недостатков при использовании лесного участка предприняты с нарушением сроков, указанных в претензии от 04.10.2019 N 202-06.1-16-29932/19, что служит основанием для удовлетворения иска.
В отзыве общество указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные министерством в кассационной жалобе, заслушав участников процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, в порядке переоформления договорных отношений Департамент лесного хозяйства Краснодарского края (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 08.05.2008 N 10-08 для осуществления рекреационной деятельности, во исполнение которого обществу передан в аренду лесной участок с местоположением: Краснодарский край, Геленджикское лесничество, Пшадское участковое лесничество, квартал 175А, часть выдела 48 площадью 0,15 га, часть выдела 57 площадью 1,35 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре 23-05-03-08-00056 (т. 1, л. д. 9 - 14).
Договор заключен на срок до 24.12.2055, объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи от 27.10.2008 (т. 1, л. д. 19).
В соответствии с пунктом 8.6 договора аренды к существенным его условиям отнесены, в том числе, разработка проекта освоения лесов, соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" Департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения к министерству, о чем свидетельством от 17.01.2013 серии 23 N 007886494 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись. Свидетельством от 11.04.2013 серии 23 N 009032735 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
В рамках проведения рейдовых мероприятий в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства ГКУ КК "Комитет по лесу" проведен натурный осмотр местности в квартале 175А, часть выдела 48, часть выдела 57 Пшадского участкового лесничества Геленджикского лесничества, по результатам которого составлен акт от 16.08.2019 N 259П, зафиксировавший буквально следующее: отсутствует проект освоения лесов согласно новому лесохозяйственному регламенту Геленджикского лесничества; участок осваивается; на участке имеются строения и сооружения, не внесенные в проект освоения лесов с истекшим сроком действия: металлический навес 30 кв. м; металлические душевые кабинки в количестве 5 шт. 1,50 м х 1,50 м; лесной участок ограничен лесохозяйственными знаками, меры пожарной безопасности осуществляются, санитарное состояние удовлетворительное; в ходе осмотра зданий и строений с признаками капитальности не обнаружено (т. 1, л. д. 24, 25).
В адрес арендатора направлена претензия от 04.10.2019 N 202-06.1-16-29932/19 с предложением прекратить использование объекта аренды до получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов; при отказе от добровольного исполнения либо неполучения ответа в установленный срок (10.11.2019) арендодатель намерен обратиться в суд с иском о расторжении договора аренды и демонтаже объектов (т. 1, л. д. 26).
При повторном осмотре, согласно акту от 28.11.2019 N 343П, претензия от 04.10.2019 N 202-06.1-1629932/19 не исполнена, проект освоения отсутствует, по периметру лесного участка установлена сетка-рабица, доступ на участок ограничен (т. 1, л. д. 29, 30).
Ненадлежащее выполнение обществом как арендатором договорных обязательств послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с иском о досрочном расторжении договора аренды и демонтаже строений.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено данным Кодексом.
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (часть 4 статьи 72 Лесного кодекса).
В силу части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно положениям статьи 619 Гражданского кодекса по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В пункте 23 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, которым необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" также указано, что требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд.
При разрешении спора суды установили, что в период с ноября 2009 по 2019 год арендуемый обществом лесной участок осваивался в соответствии с проектом освоения лесов от 26.10.2009 N 193, прошедшим государственную экспертизу и утвержденным приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 03.11.2009 N 988. Допущенные обществом как арендатором нарушения (отсутствие плана освоения лесов в 2020 году) устранены до принятия решения. При этом, как пояснил представитель истца, проект с января 2020 года находится на рассмотрении ввиду большой загруженности министерства. Сам по себе факт существенных нарушений обществом условий договора аренды, устраненных добровольно в разумный срок (объекты, носящие некапитальный характер, незамедлительно демонтированы), недостаточен для удовлетворения иска о расторжении договора. Такая мера воздействия на арендатора как расторжение долгосрочного договора аренды лесного участка применительно к обстоятельствам настоящего спора является несоразмерной, не служит соблюдению баланса интересов сторон. Исходя из приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции обосновано отказали в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, и нормы права применены судами правильно.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2020 по делу N А32-693/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" также указано, что требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд.
...
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, и нормы права применены судами правильно.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф08-10398/20 по делу N А32-693/2020