Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Новочебоксарска
Чувашской Республики
от 26.10.2023 N 1596
Положение
о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в сфере закупок в администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), положениями Методических рекомендаций по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в целях осуществления деятельности, направленной на выявление личной заинтересованности муниципальных служащих, должностных лиц администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Заказчик, муниципальный орган), которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - закупки).
1.2. При организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников муниципального органа при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Заказчик реализует ряд правовых, организационных, профилактических и иных мероприятий.
1.3. При осуществлении указанных мероприятий Заказчик исходит не только из принципа результативности проводимых мероприятий (принцип ориентации на результат) и принципа учета имеющихся в распоряжении Заказчика ресурсов (человеческих, финансовых и иных).
1.4. Работа, направленная на выявление личной заинтересованности работников муниципального органа при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является одним из элементов комплекса мероприятий, осуществляемых Заказчиком для целей профилактики коррупции.
2. Основные используемые понятия и определения
2.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
- закупка товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Федеральным законом N 44-ФЗ порядке Заказчиком и направленных на обеспечение муниципальных нужд.
Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
- участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";
- личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее - должностное лицо), и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
- конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей;
- конфликт интересов в сфере закупок - случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц.
- выгодоприобретатели - физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10 процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
3. Цели и задачи Положения
3.1. Основными целями внедрения в муниципальный орган настоящего Положения являются:
- минимизация риска вовлечения работников муниципального органа в коррупционную деятельность при осуществлении закупок;
- формирование у работников муниципального органа, независимо от занимаемой должности, участников закупки и иных лиц единообразного понимания политики муниципального органа коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении закупок;
- обобщение и разъяснение основных требований законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, применяемых муниципальным органом при осуществлении закупок.
3.2. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения настоящего Положения в муниципальном органе:
- закрепление основных принципов деятельности муниципального органа по раскрытию и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупки;
- определение круга лиц, попадающих под действие настоящего Положения;
- определение должностных лиц муниципального органа, ответственных за реализацию настоящего Положения;
- определение действий работников муниципального органа в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядка их осуществления;
- установление порядка раскрытия конфликта интересов (декларирования) и рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов при осуществлении закупок;
- закрепление мер ответственности работников муниципального органа за несоблюдение требований настоящего Положения.
4. Круг лиц, попадающих под действие Положения
4.1. Действие настоящего Положения распространяется на должностных лиц, в обязанности которых входит осуществление, организация и проведение муниципальных закупок, подготовка или участие в закупках, инициаторов закупок, исполнителей технического задания, организаторов приемки товаров, работ, услуг, должностных лиц, проводящих финансовое исполнение контрактов, а также:
- руководителя Заказчика;
- членов коллегиального органа по осуществлению закупок (члены приемочной комиссии, члены комиссии по осуществлению закупок (далее также - комиссия));
- должностных лиц контрактной службы или контрактного управляющего;
- должностных лиц, осуществляющих исполнение контрактов;
- иных лиц, участвующих в осуществлении закупок.
5. Принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов при осуществлении закупок
5.1. В основу работы по раскрытию и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок положены следующие принципы:
- раскрытие сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов, личной заинтересованности;
- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для Заказчика при выявлении личной заинтересованности работников;
- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о личной заинтересованности и об урегулировании конфликта интересов;
- соблюдение баланса интересов Заказчика и работников;
- защита работников Заказчика от преследования в связи с сообщением о личной заинтересованности, которая была своевременно раскрыта работником.
6. Комплекс профилактических и аналитических мероприятий по предотвращению и урегулированию интересов при осуществлении закупок
6.1. Деятельность по профилактике коррупционных правонарушений может быть разделена на общие профилактические мероприятия и аналитические мероприятия.
6.2. В целях осуществления качественной работы, направленной на выявление личной заинтересованности муниципальных служащих при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, из числа муниципальных служащих подразделения по профилактике коррупционных правонарушений посредством локальной специализации определяется ответственный муниципальный служащий (ответственные муниципальные служащие), на которого(ых) возлагаются преимущественно функции, связанные с предупреждением коррупции при осуществлении закупок.
6.3. Руководитель муниципального органа вправе провести повышение квалификации ответственного лица по дополнительной профессиональной программе по вопросам, связанным с осуществлением закупок.
6.4. Ответственное лицо, на которого возлагаются преимущественно функции, связанные с предупреждением коррупции при осуществлении закупок для профилактики коррупционных правонарушений не реже одного раза в год проводит консультативно-методические совещания, направленные на информирование должностных лиц, участвующих в осуществлении закупок, о следующем:
- понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность";
- обязанности по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- привлечение к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
- порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- ответственность за неисполнение указанной обязанности;
- иная признанная целесообразной к сообщению информация.
Аналогичная работа проводится с лицами, которым впервые поручено осуществлять деятельность, связанную с закупками.
6.5. К типовым ситуациям, применимым непосредственно для целей закупок, могут относиться следующие:
- в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник должностного лица, заинтересованного в осуществлении закупки;
- в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у должностного лица, заинтересованного в осуществлении закупки, имеется доля участия в уставном капитале (такие лица являются учредителями (соучредителями));
- в конкурентных процедурах участвует организация, в которой ранее работало должностное лицо, заинтересованное в осуществлении закупки;
- в закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, участвует должностное лицо, чьи родственники или иные лица, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения, владеют исключительными правами;
- в конкурентных процедурах участвует организация, ценные бумаги которой имеются в собственности у должностного лица, заинтересованного в осуществлении закупки, в том числе иных лиц, с которыми у него имеются корпоративные, имущественные или иные близкие отношения.
7. Порядок раскрытия конфликта интересов при осуществлении закупок
7.1. В целях организации аналитической работы должны быть определены критерии выбора закупок, в отношении которых должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений уделяет повышенное внимание.
7.2. Указанные критерии основываются на следующих аспектах:
- размер начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- коррупционная емкость предмета (сферы) закупки (строительство, ремонт, оборудование и т.д.);
- частота заключаемых контрактов с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части возможного установления неформальных связей между конечным выгодоприобретателем-работником и представителем поставщика (подрядчика, исполнителя);
- другие применимые аспекты.
7.3. Анализ соблюдения положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции основывается на следующем:
- абсолютный анализ всех должностных лиц, участвующих в закупочной деятельности, всех участников закупки, а также всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок;
- выборочный анализ должностных лиц, участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки с учетом положений пунктов 7.1 - 7.2 настоящего Положения;
- выборочный анализ должностных лиц, участвующих в закупочной деятельности, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок, с учетом положений пунктов 7.1 - 7.2 настоящего Положения;
- выборочный анализ должностных лиц, участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки в связи с поступившей в учреждение информации от физических или юридических лиц, в том числе иных органов;
- иные основания для проведения анализа.
7.4. В целях выявления личной заинтересованности должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений уделяет особое внимание анализу поступающих в муниципальный орган и содержащих замечания писем уполномоченных органов (ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства).
7.5. Анализу подлежит информация, поступившая в связи с проведенным общественным контролем гражданами и общественными объединениями и объединениями юридических лиц, а также информация, поступившая от указанных и иных субъектов.
7.6. Одновременно должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений организует личный прием лиц, обладающих информацией о фактах совершения должностными лицами коррупционных правонарушений, и (или), помимо телефона "горячей линии", создает адрес электронной почты, на который гражданин сможет направить рассматриваемую информацию.
7.7. Указанный анализ направлен на выявление фактов, которые могут свидетельствовать о личной заинтересованности должностных лиц, участвовавших в проведении такой закупки.
7.8. По результатам определения круга должностных лиц и участников закупки (поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), в отношении которых проводится анализ, должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений осуществляет сбор применимой информации, которая может содержать признаки наличия у должностного лица личной заинтересованности при осуществлении закупок.
7.9. В целях выявления личной заинтересованности должностного лица, которая приводит или может привести к конфликту интересов, с соблюдением законодательства о персональных данных, ответственное лицо по профилактике коррупционных правонарушений обобщает имеющуюся информацию о сотруднике, его близких родственниках, например, информацию, содержащуюся в следующих документах и сведениях:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности;
- анкета или резюме, предоставленные лицом при приеме на работу в учреждение;
- личная карточка работника;
- иная информация, в том числе имеющаяся в личном деле лица.
7.10. Одновременно должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений анализирует информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе посредством использования различных агрегаторов информации.
Например, информацию, содержащуюся в следующих документах:
- поступившие в учреждение сообщения от предыдущих работодателей сотрудников;
- реестр ранее заключенных контрактов;
- реестр контрагентов.
7.11. Также должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений проводит беседы с должностными лицами с их согласия, получает от них с их согласия необходимые пояснения.
7.12. В учреждении организуется добровольное ежегодное представление должностными лицами, участвующими в осуществлении закупок, декларации о возможной личной заинтересованности.
Типовая форма для декларирования о возможной личной заинтересованности приведена в Приложении к настоящему Положению.
7.13. На основании указанных действий должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений формирует профиль должностного лица, участвующего в закупочной деятельности.
7.14. Аналогичный профиль формируется в отношении участников закупок, в том числе определенных по результатам закупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7.15. В этой связи с учетом положений законодательства Российской Федерации должностное лицо по профилактике коррупционных правонарушений обеспечивается доступом к необходимой для составления такого профиля информации по решению руководителя учреждения.
7.16. Информацию об участниках закупки, в том числе о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), можно получить как непосредственно от подразделений муниципального органа, участвующих в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), так и из данных, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru/.
7.17. Анализу и обобщению для формирования профиля подлежит следующая информация (если примен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.