В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗC "О Правительстве Севастополя" в целях реализации долговой политики города Севастополя Правительство Севастополя постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления государственной долговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления долговой политики).
2. Департаменту финансов города Севастополя при формировании проекта бюджета города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов руководствоваться Основными направлениями долговой политики.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора города Севастополя.
Губернатор города Севастополя |
М.В. Развожаев |
03.11.2023
N 505-ПП
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Севастополя
от 03.11.2023 г. N 505-ПП
Основные направления государственной долговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
I. Общие положения
Основные направления государственной долговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика города Севастополя) разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Долговая политика города Севастополя разработана с учетом налоговой и бюджетной политики и направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности бюджета города Севастополя.
Долговая политика города Севастополя содержит основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики, ее цели и задачи, инструменты реализации, риски для бюджета города Севастополя, возникающие в процессе управления государственным долгом.
II. Итоги реализации долговой политики города Севастополя предыдущего периода
В период 2015 - 2022 годов у города Севастополя долговые обязательства отсутствовали, государственные заимствования не осуществлялись в связи с отсутствием потребности.
В 2023 году Законом города Севастополя от 20.12.2022 N 728-ЗС "О бюджете города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов" предусмотрены заимствования у кредитных организаций в сумме 3 685,8 млн руб. для финансирования дефицита бюджета.
Изменения бюджетного законодательства в части предоставления субъектам Российской Федерации бюджетных кредитов также позволили городу Севастополю на выгодных условиях привлечь два бюджетных кредита:
- в соответствии с положениями части 41 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2023 году" (далее - Федеральный закон от 21.11.2022 N 448-ФЗ) в установленном Правительством Российской Федерации порядке, во исполнение решения Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 06.04.2023 N 20 городом Севастополем привлечен бюджетный кредит на опережающее финансирование в сумме 600,0 млн руб. на приведение в нормативное состояние 24 км дорог посредством их ремонта. Плата за пользование кредитными средствами установлена в размере 0,1 процента годовых, возврат средств должен быть осуществлен не позднее 30.04.2024. Расходы на обслуживание государственного долга составят до 0,5 млн руб.;
- в соответствии с положениями части 36 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2022 N 448-ФЗ бюджету города Севастополя во исполнение решения Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации от 04.07.2023 N 17пр из федерального бюджета предоставлен, в целях и порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетный кредит за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (специальный казначейский кредит). Расходы на обслуживание государственного долга ежегодно составят до 8,7 млн руб.
С учетом полученных бюджетных кредитов государственный долг города Севастополя на 01.01.2024 составит 4 578 млн руб., или 18,4 процента налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя.
По результатам проведения Министерством финансов Российской Федерации оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации в 2023 году город Севастополь отнесен к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики города Севастополя
Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрено обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя за счет увеличения собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Приоритетным направлением долговой политики города Севастополя является минимизация заемных средств при обеспечении сбалансированности бюджета за счет получения дополнительных доходов бюджета, в том числе за счет роста поступлений имущественных налогов, перечисления средств от приватизации государственного имущества, не используемого для выполнения государственных функций, мобилизации задолженности по платежам в бюджет, получения дотаций и целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Опережающий рост расходов социальной направленности может обусловить необходимость привлечения заемных средств в качестве источника финансирования дефицита бюджета.
Характер и направления долговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов будут определять следующие факторы:
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленная в том числе неблагоприятными внешнеполитическими условиями;
обеспечение безусловного финансирования первоочередных и социально значимых расходов бюджета города Севастополя;
сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита бюджета города Севастополя;
необходимость поддержания высокой долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, реализуемой согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
IV. Цели и задачи долговой политики города Севастополя
Основными целями долговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются обеспечение сбалансированности бюджета города Севастополя при сохранении высокой степени долговой устойчивости, своевременное исполнение долговых обязательств города Севастополя с обеспечением оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Исходя из основных целей основными задачами долговой политики города Севастополя являются:
- обеспечение эффективности государственных заимствований города Севастополя;
- создание оптимальной структуры государственного долга города Севастополя в целях минимизации стоимости его обслуживания, привлечение в первую очередь бюджетного кредита на пополнение остатков средств на едином счете бюджета;
- обеспечение показателей и индикаторов долговой устойчивости города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в пределах безопасных зон;
- обеспечение условий для сохранения кредитных рейтингов города Севастополя на уровне суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации.
Долговая политика города Севастополя в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов будет строиться с учетом соблюдения следующих принципов:
сохранение объема государственного долга города Севастополя на экономически безопасном уровне посредством контроля за объемом государственного долга и расходами на его обслуживание;
недопущение необоснованных заимствований посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с потребностями бюджета города Севастополя в привлечении заемных средств;
планирование и исполнение программы государственных заимствований города Севастополя в соответствии с направлениями бюджетной политики города Севастополя и с учетом оценки и контроля рисков государственных заимствований города Севастополя;
гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;
взаимодействие с инвестиционным сообществом и кредитными рейтинговыми агентствами, обеспечение раскрытия актуальной информации о финансово-экономическом положении города Севастополя, проводимой бюджетной, экономической и долговой политике города Севастополя.
В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов планируется сохранить все показатели и индикаторы долговой устойчивости города Севастополя в пределах безопасных зон.
V. Инструменты реализации долговой политики города Севастополя
В 2024 году возможно привлечение следующих видов внутренних заимствований (исключительно в валюте Российской Федерации):
бюджетный кредит на пополнение остатков средств на едином счете бюджета, который является самым дешевым видом заимствований;
кредиты кредитных организаций как наиболее доступный и гибкий в управлении вид заимствований.
Реальные объемы привлечения заемных средств будут определяться исходя из потребностей бюджета города Севастополя на основании показателей кассового плана и оценки исполнения бюджета города Севастополя.
В периоде 2024 и 2025 годов также планируется привлечение бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурного проекта. Работа по предоставлению указанного инвестиционного бюджетного кредита будет организована после включения в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предоставления бюджетных кредитов на соответствующий период.
VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом города Севастополя
Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом города Севастополя, являются:
1) риск процентной ставки - риск финансовых потерь, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований.
Увеличение процентных ставок заемных ресурсов влияет на стоимость обслуживания как накопленного долга, так и новых заимствований, осуществляемых в целях рефинансирования долговых обязательств и/или связанных с финансированием дефицита бюджета. Дополнительный риск возникает в том случае, если значительная часть задолженности обслуживается по переменной процентной ставке. Как следствие, краткосрочные долговые обязательства или обязательства с переменной ставкой рассматриваются как более рискованные, чем долгосрочные обязательства с фиксированной ставкой.
При управлении долгом минимизацию риска процентной ставки планируется обеспечить постоянным мониторингом рыночной конъюнктуры и следованием прогнозам изменения процентных ставок: использовать фиксированную процентную ставку, когда ожидается рост процентных ставок, и плавающую, когда ожидается их снижение;
2) риск недостаточного поступления доходов в бюджет города Севастополя и роста дефицита бюджета города Севастополя.
Минимизации данного риска способствует исполнение Плана мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов бюджета города Севастополя на 2018 - 2024 годы, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.09.2018 N 646-ПП;
3) риск рефинансирования - риск невозможности осуществления рефинансирования накопленных долговых обязательств по приемлемым процентным ставкам (текущим либо более низким) или невозможности рефинансирования текущих обязательств.
Управлять риском рефинансирования планируется следующими способами:
снижение доли краткосрочных заимствований по кредитам кредитных организаций в структуре государственного долга;
расширение базы кредиторов;
использование различных долговых инструментов;
удлинение сроков привлечения кредитных ресурсов;
4) операционный риск - вероятность возникновения дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных субъектами порядков и процедур совершения заемных/долговых операций и других сделок, нарушения сотрудниками бюджетного законодательства, иных правил управления госдолгом, включая некомпетентность или ошибки персонала, а также из-за сбоев или отказа используемых управляющим госдолгом учетно-расчетных, информационных и иных систем.
В целях противодействия материализации операционного риска необходимо утверждение квалификационных требований к занятому в сфере управления государственным долгом персоналу, использование четких положений, регламентов его деятельности, правил контроля - за осуществляемыми операциями, эффективных механизмов отчетности;
5) риск необходимости расходов в связи с введением режима чрезвычайной ситуации для ликвидации ее последствий. В данном случае потребуется оперативное привлечение дополнительных бюджетных или коммерческих кредитов кредитных организаций. Противодействовать данному риску не представляется возможным.
Для оценки рисков государственных заимствований города Севастополя используется набор следующих критериев по государственному долгу города Севастополя и государственным заимствованиям города Севастополя, позволяющих определять экономически безопасный уровень государственного долга города Севастополя и платежей по нему при их планировании и осуществлять контроль рисков при исполнении программ государственных заимствований города Севастополя:
- показатель "Объем государственного долга города Севастополя к общему объему доходов бюджета города Севастополя без учета безвозмездных поступлений" не может принимать значения, превышающие уровень в 50 процентов;
- показатель "Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга города Севастополя, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в 13 процентов;
- показатель "Доля расходов на обслуживание государственного долга города Севастополя в общем объеме расходов бюджета города Севастополя, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" не может принимать значения, превышающие уровень в 5 процентов;
- показатель "Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме долга города Севастополя" не может принимать значения, превышающие уровень в 15 процентов.
Соответствие выше указанным критериям позволит городу Севастополю при оценке долговой устойчивости субъектов Российской Федерации остаться в группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Севастополя от 3 ноября 2023 г. N 505-ПП "Об утверждении Основных направлений государственной долговой политики города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 3 ноября 2023 г.
Опубликование:
портал Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru/) 3 ноября 2023 г.
Официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 10 ноября 2023 г. N 9200202311100009