г. Краснодар |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А18-2389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" (ИНН 0608043230, ОГРН 1160608053100) - Мальсагова З.А. (доверенность от 23.10.2020), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (ИНН 0608054497, ОГРН 1190608000065) - Евлоева И.Х. (доверенность от 25.06.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А18-2389/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Экосистема" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия (далее - министерство) о признании недействительным приказа от 01.10.2019 N 132 о лишении общества статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Республики Ингушетия.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.07.2020, заявленные обществом требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела приказа.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия и обществом заключено соглашение от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Соглашение от 28.04.2018), которым обществу с момента подписания данного документа присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия.
Согласно пунктам 6.3.3 и 6.3.4 Соглашения от 28.04.2018 в обязанности Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия входит осуществление контроля за исполнением региональным оператором возложенных на него обязанностей, а также инициирование при наличии оснований в установленном порядке вопроса о лишении юридического лица статуса регионального оператора.
Пунктами 8.2 и 9.2 Соглашения от 28.04.2018 установлено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям и в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Дополнительным соглашением от 20.08.2019 N 1 к Соглашению от 28.04.2018 функции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия по Соглашению от 28.04.2018 переданы министерству.
В связи с выявлением допущенных обществом нарушений действующего законодательства приказом министерства от 01.10.2019 N 132 общество лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Пунктом 34 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила), в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 40 Правил юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в том числе, за нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, а также за нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 16 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, установлено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением.
При вынесении судебных актов суды указали, что нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов возможно при нарушении (несоблюдении) маршрутов (потоков) вывоза отходов, установленных указанной схемой при их транспортировании. Обязанность регионального оператора по обращению с ТКО выполнять схему потоков ТКО обусловлена наличием договоров на оказание услуг по обращению с отходами и, как следствие, фактическим транспортированием отходов.
Судебные инстанции дали оценку представленным в материалы дела документам и пришли к выводу о том, что в материалы дела министерством не представлены доказательства, подтверждающие факт нарушения обществом Правил, договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также условий Соглашения от 28.04.2018.
При этом доводы министерства о нарушении обществом схемы потоков, мотивированные наличием на выделенном обществу земельном участке несанкционированной свалки, образовавшейся в результате завоза отходов, изучены судами и правомерно отклонены. Суды указали, что достаточные доказательства, приводящие к однозначному выводу об осуществлении завоза отходов именно заявителем министерством в материалы дела не представлены.
При вынесении судебных актов суды также установили, что в подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Ингушетия общество предоставило банковскую гарантию ООО "КБ "Еврокапитал-Альянс"" от 29.06.2018 N 17701-2/1-2018 на сумму 43 587 317 рублей, сроком действия до 30.06.2019 включительно.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что правовые основания для вынесения приказа от 01.10.2019 N 132 о лишении общества статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Ингушетия у министерства отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 13.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А18-2389/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 40 Правил юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в том числе, за нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, а также за нарушение условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Пунктом 16 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881, установлено, что способом обеспечения исполнения победителем конкурсного отбора или единственным участником конкурсного отбора обязательств по соглашению является предоставление безотзывной банковской гарантии, предоставляемой на каждый год срока действия соглашения со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного соглашением."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2020 г. N Ф08-9374/20 по делу N А18-2389/2019