Привести в соответствие
Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2003 году продолжается работа по приведению в соответствие с действующим федеральным законодательством региональных нормативных правовых актов (Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Анализ усилий по обеспечению единства правового пространства показывает, что органы исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области в большинстве случаев конструктивно реагируют на экспертные заключения Главного управления и в добровольном порядке приводят их в соответствие с федеральным законодательством.
Распоряжение администрации Санкт-Петербурга "О плате за капитальный ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга" от 28 февраля 2003 г. N 359-ра.
В результате проведения юридической экспертизы установлено, что предметом правового регулирования Распоряжения являются общественные отношения, связанные с платой за капитальный ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими рассматриваемые правоотношения на федеральном уровне, являются ГК РФ, постановление Правительства РФ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" N 887 от 02.08.99, постановление Правительства РФ "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" N 621 от 26.05.97.
Повторной юридической экспертизой выявлены нормы, противоречащие федеральному законодательству.
Пунктом 1.1 Распоряжения плата за капитальный ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга включена в структуру платежей за жилищно-коммунальные услуги нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга. Данная норма противоречит п.2 ст.681 ГК РФ, в соответствии с которой капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Оплата жилья согласно ст.15 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями на 06.05.2003) включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья. При том под платой за ремонт жилья понимается плата только за текущий ремонт общего имущества жилого дома (ст.1 указанного Федерального закона).
Таким образом, введение платы за капитальный ремонт в структуру платежей граждан противоречит п.2 ст.681 ГК РФ и ст.1 ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики".
Из содержания нормы п.1.1 Распоряжения администрации Санкт-Петербурга не следует, что Санкт-Петербург как собственник жилых домов (и жилых помещений), образующих государственный жилищный фонд, также оплачивает капитальный ремонт. Обязанность Санкт-Петербурга (уполномоченных органов) по оплате капитального ремонта следует из ст.210 ГК РФ, в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Распоряжение мэра Санкт-Петербурга "О приватизации жилищного фонда в Санкт-Петербурге" от 25 мая 1994 г. N 539-р с изменениями на 2 апреля 2001 года
Часть 5 п.5 Положения предоставляет право на повторную приватизацию жилого помещения в случае получения другого жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий и заселения его по договору найма при условии, что ранее приватизированное жилое помещение передано безвозмездно администрации Санкт-Петербурга. Вместе с тем ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" допускает приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде только один раз. Исключение из этого правила составляют лишь несовершеннолетние, которые имеют право на повторную приватизацию после достижения ими совершеннолетия (ч.2 ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
Следовательно, ч.5 п.5 Положения в части повторной приватизации противоречит ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Пункт 7 Положения содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Вместе с тем ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень объектов жилищного фонда, не подлежащих приватизации, в числе которых отсутствует жилое помещение, указанное в последнем абзаце п.7 Положения.
Данная норма п.7 Положения является ограничением права граждан на получение жилого помещения в собственность, которое связано с реализацией прав граждан на жилище. Как указал Конституционный Суд в своем постановлении N 13-П от 24.10.2000, ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Таким образом, п.7 Положения в части запрета на приватизацию жилых помещений, занимаемых гражданами, включенными в списки на получение в порядке улучшения жилищных условий другого жилого помещения на всю семью и не освободившими занимаемое жилое помещение, противоречат Конституции РФ (ч.3 ст.55 и ч.1 ст.40), а также ст.4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Е. Александрова,
ведущий специалист отдела юридической экспертизы
и федерального регистра Министерства юстиции РФ
по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
"эж-ЮРИСТ", N 40, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru