В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2022 N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним" (далее - Приказ), Положением о Министерстве национальной и территориальной политики Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.06.2009 N 276, в целях реализации комплекса мер, направленных на улучшение качества администрирования доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, повышение эффективности работы с просроченной дебиторской задолженностью и принятие своевременных мер по ее взысканию, а также усиление контроля за поступлением неналоговых доходов, администрируемых Министерством национальной и территориальной политики Республики Хакасия, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент реализации полномочий Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра национальной и территориальной политики Республики Хакасия Ю.К. Чертыкова.
Исполняющий обязанности Министра |
Л.А. Сафьянов |
Утвержден
приказом
Министерства национальной
и территориальной политики
Республики Хакасия
от 09.10.2023 N 187
Регламент
реализации полномочий Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.11.2022 N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним" и устанавливает порядок реализации полномочий Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия (далее - Министерство) по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним (далее - Регламент), являющимся источниками формирования доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
1.2. В целях реализации настоящего регламента используются следующие основные понятия:
просроченная задолженность - суммарный объем неисполненных должником в установленный срок денежных обязательств, по которым истек срок их погашения и обязанность по уплате которых возникла вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства перед кредитором, в том числе в результате неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица, включая суммы неустойки (штрафов, пеней) и процентов, начисленных за просрочку исполнения обязательств, если иное не установлено федеральным законом или договором (контрактом, соглашением);
должник - физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не исполнившее денежное или иное обязательство в срок, установленный соответствующим договором (контрактом, соглашением) и (или) законом, иным нормативным правовым актом. Должником также является поручитель, залогодатель, иное лицо, обязанное в силу закона или договора (контракта, соглашения) субсидиарно или солидарно с должником исполнять его обязательство перед кредитором, если иное прямо не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации;
ответственное подразделение - отделы Министерства, осуществляющие соответствующее направление деятельности, по которому реализуются полномочия, направленные на взыскание дебиторской задолженности по доходам.
1.3. Регламент устанавливает перечень мероприятий по реализации полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам по видам платежей, которые включают в себя:
1.3.1. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению фактов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам.
1.3.2. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в республиканский бюджет Республики Хакасия (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию).
1.3.3. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц органами принудительного исполнения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.4. Ответственными за работу с дебиторской задолженностью по доходам администратора доходов являются руководители ответственных подразделений Министерства.
II. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению фактов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам
2.1. Ответственное подразделение Министерства осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в республиканский бюджет Республики Хакасия (далее - бюджет), пеням и штрафам по ним, в том числе:
- за фактическим зачислением платежей в бюджет в размерах и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, договорами (контрактами);
- за погашением (квитированием) начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в ГИС ГМП, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2019 N 250н "О перечне платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах";
- за исполнением графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности по доходам, образовавшейся в связи с неисполнением графика платежей в бюджет, а также за начислением процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафы) за просрочку уплаты платежей в бюджет в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- за своевременным начислением неустойки (штрафов, пени);
- за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачей документов для отражения в бюджетном учете сотруднику отдела бюджетного учета департамента бюджетного учета и консолидированной отчетности (далее - отдел бюджетного учета).
2.2. Сотрудники сектора финансово-экономического обеспечения и кадровой работы Министерства осуществляют проведение инвентаризации расчетов с должниками, включая сверку данных по доходам бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП и бюджетном учете Министерства, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной.
2.3. Ответственное подразделение Министерства осуществляет проведение мониторинга финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, в частности на предмет:
- наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;
- наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.
2.4. Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности по доходам, выявлению фактов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по доходам, проводятся не реже одного раза в квартал не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.
III. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в республиканский бюджет Республики Хакасия (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию)
3.1. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока уплаты соответствующего платежа в республиканский бюджет Республики Хакасия (пеней, штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию) включают в себя:
- направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);
- направление претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);
- рассмотрение вопроса о возможности расторжения договора (государственного контракта, соглашения), предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- направление в уполномоченный орган по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам с учетом требований Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", уведомлений о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией при предъявлении (объявлении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве;
- иные мероприятия, проводимые по решению Министерства.
3.2. В случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, ответственное подразделение Министерства не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента, когда ему стало известно о возникновении задолженности, направляет требование должнику о погашении образовавшейся задолженности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3.3. В случае, когда процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (государственным контрактом, соглашением) предусмотрен претензионный порядок урегулирования спора, ответственное подразделение Министерства при установлении факта их нарушения формирует претензию в порядке, предусмотренном договором (государственным контрактом, соглашением) или действующим законодательством Российской Федерации.
3.4. При наличии оснований для расторжения договора (государственного контракта, соглашения) ответственное подразделение Министерства готовит соответствующее уведомление о расторжении договора (государственного контракта, соглашения).
IV. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по доходам при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц органами принудительного исполнения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
4.1. В случае непогашения должником в полном объеме просроченной дебиторской задолженности по истечении установленного в требовании (претензии) срока дебиторская задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.
4.2. Ответственное подразделение Министерства в течение 5 рабочих дней с даты получения полного (частичного) отказа должника от исполнения заявленных требований или отсутствии ответа на требование (претензию) в указанный в ней срок определяет достаточность документов для подготовки иска и осуществляет подготовку искового заявления.
Перечень документов для подготовки иска:
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования к должнику;
- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы (основной долг, пени, неустойка, проценты);
- копии требований (претензий) о необходимости исполнения обязательства по уплате с доказательствами его отправки: почтовое уведомление либо иной документ, подтверждающий отправку корреспонденции.
4.3. Подача в суд искового заявления о взыскании просроченной дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям) осуществляется в срок не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока, указанного в требовании (претензии) о необходимости исполнения обязательств и погашения просроченной дебиторской задолженности.
4.4. При принятии судом решения о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований обеспечивается принятие исчерпывающих мер по обжалованию судебных актов при наличии к тому оснований.
4.5. Ответственное подразделение Министерства направляет исполнительный документ в службу судебных приставов в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в срок не позднее 7 (семи) рабочих дней с момента получения исполнительного документа (в случае предъявления исполнительного документа в банк или иную кредитную организацию - не позднее 7 (семи) рабочих дней с момента представления налоговым органом сведений о наименовании банков и иных кредитных организаций с указанием расчетных счетов должника).
Ответственное подразделение Министерства в течение 15 дней с момента истечения срока оплаты административного штрафа, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки уплаты административного штрафа, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, направляет в службу судебных приставов в городке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановление о назначении наказания по делу об административном правонарушении в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
4.7. На стадии принудительного исполнения службой судебных приставов судебных актов о взыскании просроченной дебиторской задолженности с должника ответственное подразделение Министерства осуществляет информационное взаимодействие со службой судебных приставов, в том числе проводит следующие мероприятия:
- ведет учет исполнительных документов;
- направляет в службу судебных приставов заявления (ходатайство) о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, в том числе:
о мероприятиях, проведенных судебным приставом-исполнителем по принудительному исполнению судебных актов на стадии исполнительного производства;
о сумме непогашенной задолженности по исполнительному документу;
о наличии данных об объявлении розыска должника, его имущества;
об изменении состояния счета/счетов должника, имущества и права имущественного характера должника на дату запроса;
- организует и проводит рабочие встречи со службой судебных приставов о результатах работы по исполнительному производству (по мере необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламентированы мероприятия по реализации полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам, которые включают в себя:
- недопущение образования просроченной дебиторской задолженности;
- урегулирование дебиторской задолженности;
- принудительное взыскание дебиторской задолженности по доходам при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц органами принудительного исполнения.
Ответственное подразделение Министерства осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей.
Мероприятия по недопущению образования просроченной дебиторской задолженности проводятся не реже одного раза в квартал не позднее 25-го числа последнего месяца квартала.
Приказ Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия от 9 октября 2023 г. N 187 "Об утверждении Регламента реализации полномочий Министерства национальной и территориальной политики Республики Хакасия по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним"
Вступает в силу с 3 ноября 2023 г.
Опубликование:
газета "Хакасия", 3 ноября 2023 г. N 124