г. Краснодар |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А53-34112/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рыжкова Ю.В., без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Юг-ТТ"" (ИНН 6165104771, ОГРН 1036165004798) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 26" (ИНН 6165161748, ОГРН 1106165002470), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 26" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2020 по делу N А53-34112/2019, установил следующее.
ООО "Производственно-коммерческая фирма "Юг-ТТ"" (далее - фирма) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Магазин N 26" (далее - общество) о взыскании 212 048 рублей 52 копеек задолженности по оплате расходов на содержание общедомового имущества, 18 831 рубля 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, 7618 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судами в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Названными решением от 18.11.2019 и оставившим его без изменения постановлением апелляционного суда от 22.08.2020 иск удовлетворен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что истец в одностороннем порядке неоднократно повышал стоимость своих услуг. В июле 2016 года и в 2018 году истец в одностороннем порядке увеличил стоимость своих услуг, что противоречит действующему законодательству. Собственники помещений не принимали решений об изменении стоимости услуг. Суд ошибочно полагает, что истцом в период с 01.01.2019 по 31.01.2019 установлена плата в размере 09 рублей 40 копеек, поскольку фактически расчет суммы долга происходил из 11 рублей 35 копеек. Судом не дана оценка установленному с февраля 2019 года тарифу в размере 17 рублей 05 копеек. В пункте 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации речь идет о ресурсах, а спор идет о плате за услуги по содержанию и ремонту дома. Таким образом, суд неверно применил указанную норму права. Суды не приняли во внимание платежные поручения, подтверждающие погашение долга ответчиком. По мнению ответчика, суды неправомерно отклонили доводы ответчика о необоснованном повышении стоимости услуг, считая, что расчет, произведенный истцом на основании постановления мэра г. Ростова-на-Дону от 28.11.2008 N 1265 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения", является верным.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит нежилое помещение общей площадью 450 кв. м, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Оганова, 10, в многоквартирном доме (далее - МКД), находящемся в управлении истца.
Фирма указала, что с 01.05.2016 по 31.01.2019 у общества образовалась задолженность в размере 168 534 рублей за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, а также задолженность по компенсации затрат на отопление жилого помещения с января по апрель 2016 года в размере 43 514 рублей 22 копеек.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием погасить задолженность оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
По правилам части 1 статьи 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения (пункт 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75).
В силу пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2008 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса).
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что фактическое оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома подтверждено. Поскольку ответчик на момент рассмотрения дела не представил доказательств погашения задолженности в полном объеме, суды удовлетворили требования о взыскании 212 048 рублей 52 копеек долга и 18 831 рубля 28 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суды установили, что в период с 01.05.2016 по 31.12.2018 собственники помещений МКД не принимали решений об установлении тарифа за содержание и ремонт жилья в установленном законом порядке, поэтому при расчете задолженности за содержание и ремонт общего имущества фирма применила тариф на ремонт и содержание жилья, утвержденный постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 28.11.2008 N 1265 в размере 11 рублей 41 копейки за один кв. м общей площади помещения. В соответствии с приложением к распоряжению мэра г. Ростова-на-Дону от 05.12.2008 N 380 указанный размере платы включает плату за содержание и ремонт жилого помещения в размере 09 рублей 40 копеек и плату за вывоз ТОПП в размере 02 рублей 01 копейки.
Вопреки доводам общества в названном распоряжении не указано, что тариф установлен с включением в него НДС. Также общество не опровергло выводы судов о том, что в спорный период общее собрание собственников не устанавливало соответствующий тариф на год либо более длительный период.
С 01.01.2019 по 31.01.2019 истцом произведен расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения с применением тарифа, установленного постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 28.11.2008 N 1265, в размере 09 рублей 40 копеек за один кв. м (за исключением входящей в него составляющей платы за вывоз ТОПП, поскольку она в силу изменений в законодательстве выведена в самостоятельный вид платы.
Апелляционный суд отклонил ссылку ответчика на платежные поручения, подтверждающие оплату задолженности и неустойки, поскольку из их содержания усматривается, что оплата произведена обществом непосредственно АО "Ростовводоканал" с назначением платежей: в погашение пеней по акту сверки на 31.03.2019; согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения договор от 02.04.2004 N 2827; за продукцию основной деятельности на основании показаний приборов; за воду и стоки с приложением к каждому платежному поручению счетов-фактур, выставленных АО "Водоканал".
Что касается включения в плату за отопление жилого помещения в размере 43 514 рублей 22 копеек суммы НДС, то суды правомерно сослались на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" (далее - постановление N 72), в котором разъяснено, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 указанного Кодекса, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. По смыслу пунктов 1 и 6 статьи 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг), к каковым относятся коммунальные ресурсы, налогоплательщик (ресурсоснабжающая организация) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Если реализация этих товаров производится населению (приравненным к нему категориям потребителей - исполнителям коммунальных услуг) по розничным ценам (тарифам), соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) без выделения суммы НДС в расчетных документах.
Предъявленные фирмой счета соответствуют данным законоположениям.
Доводы ответчика о том, что в июле 2016 года и в 2018 году истец в одностороннем порядке увеличил стоимость своих услуг, а за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 необоснованно применил тариф в размере 11 рублей 35 копеек вместо 09 рублей 40 копеек за 1 кв. м, противоречат расчету исковых требований (т. 1, л. д. 8).
Ссылка общества на то, что суды не дали оценки установленному с февраля 2019 года тарифу в размере 17 рублей 05 копеек, является несостоятельной, поскольку расчеты за указанный период не являются предметом спора.
Правильность расчета процентов не оспорена.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.11.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2020 по делу N А53-34112/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается включения в плату за отопление жилого помещения в размере 43 514 рублей 22 копеек суммы НДС, то суды правомерно сослались на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы" (далее - постановление N 72), в котором разъяснено, что согласно правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается налогом на добавленную стоимость, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 указанного Кодекса, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. По смыслу пунктов 1 и 6 статьи 168 Налогового кодекса при реализации товаров (работ, услуг), к каковым относятся коммунальные ресурсы, налогоплательщик (ресурсоснабжающая организация) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС. Если реализация этих товаров производится населению (приравненным к нему категориям потребителей - исполнителям коммунальных услуг) по розничным ценам (тарифам), соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) без выделения суммы НДС в расчетных документах."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 декабря 2020 г. N Ф08-10812/20 по делу N А53-34112/2019