г. Краснодар |
|
14 декабря 2020 г. |
Дело N А53-353/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378) - Дородницыной М.В. (доверенность от 18.12.2019) и Бойко О.А. (доверенность от 26.02.2020), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прокопенко Вадима Валерьевича (ИНН 610110333904, ОГРНИП 317619600015706), представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прокопенко Вадима Валерьевича - Резниченко А.С. (доверенность от 13.02.2020), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прокопенко Вадима Валерьевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 по делу N А53-353/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИП главе КФХ Прокопенко В.В. (далее - предприниматель) о взыскании 1 430 565 рублей, полученных в качестве гранта на поддержку начинающих фермеров.
Решением от 08.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.09.2020, суд удовлетворил заявленное министерством требование. Судебные акты мотивированы тем, что на момент подачи заявления на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта предприниматель в нарушение порядка и условий предоставления субсидии в виде гранта, а также условий соглашения на предоставления гранта, заключенного с министерством, в течение последних трех лет являлся участником КФХ "Прокопенко В.В.", в связи с чем не имел права на получение спорной субсидии.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных министерством требований. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельства дела. Предприниматель указывает, что до получения спорного гранта заявитель не занимался предпринимательской деятельностью и не получал доходов, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Прокопенко В.В. В состав членов КФХ "Прокопенко В.В." (ОГРН 1026100509346) предприниматель входил номинально, всеми документами занимался его отец. Заявление о выходе из КФХ "Прокопенко В.В." предприниматель подал 25.03.2014, о том, что выход его из состава КФХ "Прокопенко В.В." в налоговом органе зарегистрирован только 26.12.2014, то есть спустя 9 месяцев, предпринимателю стало известно лишь после получения претензии о возврате гранта от 13.08.2019, - в сентябре 2019 года. Суды не исследовали обстоятельства подачи заявления о выходе предпринимателя из состава КФХ "Прокопенко В.В." в налоговый орган, не исследовали заявление от 25.03.2014, не истребовали у налогового органа оригиналы документов от 26.12.2014 для проверки их подлинности, не привлекли к участию в деле главу КФХ "Прокопенко В.В.", в связи с чем пришли к необоснованному выводу о незаконном получении гранта предпринимателем. Министерство не обеспечило соблюдение досудебного порядка регулирования спора.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2017 году министерство предоставило предпринимателю грант на поддержку начинающих фермеров в размере 1 430 565 рублей в целях реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, и государственной программы Ростовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 N 592.
В рамках соглашения от 25.05.2017 N 49, заключенного министерством, Прокопенко В.В. и администрацией Азовского района Ростовской области, о предоставлении гранта на поддержку начинающих фермеров (далее - соглашение N 49), министерство перечислило предпринимателю грант в размере 1 430 565 рублей (из которых 1 359 036 рублей 75 копеек (95%) - средства федерального бюджета; 71 528 рублей 25 копеек (5%) - средства областного бюджета), что подтверждается платежным поручением от 23.06.2017 N 353320.
Счетная палата Российской Федерации в 2019 году в результате контрольных мероприятий установила нарушение предпринимателем Прокопенко В.В. условий получения гранта, что послужило основанием для вывода министерства о незаконном получении предпринимателем средств гранта и необходимости возврата денежных средств в бюджет.
Министерство направило предпринимателю претензию от 13.08.2019 N 34.5/916, в которой потребовало возвратить средства гранта в сумме 1 430 565 рублей в бюджет в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии. Поскольку предприниматель в добровольном порядке спорную сумму денежных средств не возвратил, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о законности и обоснованности заявленного министерством требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
На основании части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату. Данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки регламентирован Положением о порядке предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 14.02.2017 N 83 (далее - Положение) и действовавшим на момент заключения соглашения о предоставлении гранта (ред. от 25.04.2018).
Пунктом 1.4 раздела 1 Положения установлено, что министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, осуществляющим предоставление субсидии, и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств, поступивших из федерального бюджета на предоставление субсидии.
Уровень софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на 2018 год установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.07.2017 N 1476-р "Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" и по Ростовской области составляет 87%.
Грант на развитие семейной животноводческой фермы предоставляется при соблюдении получателем условий, установленных пунктом 2.13 Положения и пунктом 5 приложения N 2 к Положению. Пунктом 7 приложения N 5 к Положению предусмотрены требования, которые предъявляются к получателям государственной поддержки. В числе прочих требований подпунктом 7.2 пункта 7 приложения N 5 к Положению предусмотрено, что участник конкурсного отбора не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
В соответствии с пунктами 4.2 - 4.5 раздела 4 Положения, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 раздела 5 соглашения N 108 в случае установления фактов необоснованного получения субсидии, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением, а также представления получателем субсидии недостоверных сведений министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата субсидии.
Судебные инстанции установили, что в целях получения государственной поддержки в виде гранта предприниматель Прокопенко В.В. представил министерству заявление на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта от 10.04.2017 и документы, предусмотренные Положением. В пункте 4 заявления от 10.04.2017 предприниматель указал, что участник конкурсного отбора - ИП глава КФХ Прокопенко В.В., не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.
Судебные инстанции установили, что в целях получения гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предприниматель представил в министерство заявление от 10.04.2017, содержащее недостоверные сведения о том, что он не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является претендент на получение гранта, что подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из ЕГРЮЛ (том 1 л. д. 115).
Таким образом, установив, что на дату представления заявления на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы от 10.04.2017 предприниматель не выполнил условие предоставления государственной поддержки, предусмотренное пунктом 7 приложения N 5 к Положению и соглашением N 108, суды сделали правильный вывод о том, что факт представления предпринимателем недостоверных сведений о том, что он не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является претендент на получение гранта, является нарушением условий получения гранта, соглашения N 49 о предоставлении субсидии и влечет обязанность получателя гранта возвратить полученные денежные средства в полном объеме.
В рассматриваемом случае представление предпринимателем недостоверных сведений позволило ему принять участие в конкурсном отборе и получить субсидию, лишив этой возможности другого претендента на получение субсидии в виде гранта.
Суды исследовали и обоснованно отклонили довод предпринимателя о том, что он является начинающим фермером и действовал добросовестно, до получения спорного гранта не занимался предпринимательской деятельностью и не извлекал никаких доходов, установив, что на дату представления министерству заявления на участие в конкурсном отборе от 10.04.2017, Прокопенко В.В. не соответствовал условию предоставления гранта, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ, являлся участником КФХ "Прокопенко В.В." (ОГРН 1026100509346), что подтверждается также представленной в материалы дела копией заявления Прокопенко Вадима Валерьевича, поданного на имя Прокопенко Валерия Викторовича (отца предпринимателя) о выводе из состава членов КФХ "Прокопенко В.В." (ОГРН 1026100509346), на основании чего в налоговый орган подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ и 15.01.2015 осуществлена государственная регистрация изменений, после которой Прокопенко Вадим Валерьевич перестал являться участником КФХ "Прокопенко В.В.".
Вывод судов о том, что в течение последних трех лет на дату подачи заявления о получении гранта (10.04.2017) предприниматель являлся участником КФХ "Прокопенко В.В." (ОГРН 1026100509346) основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств. Документально данный вывод предприниматель не опроверг.
Вопреки доводу предпринимателя суды исследовали представленное в материалы дела заявление от 25.03.2014 о выводе предпринимателя из состава членов КФХ "Прокопенко В.В." (ОГРН 1026100509346) и обоснованно отклонили его, поскольку доказательства направления указанного заявления в налоговый орган для внесения соответствующих изменений в сведения о юридическом лице предприниматель не предоставил, как не представил и доказательства того, что на основании этого заявления в ЕГРЮЛ внесены изменения в состав участников КФХ "Прокопенко В.В." (ОГРН 1026100509346). Доказательства обратного предприниматель не представил.
По смыслу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при её предоставлении (получена лицом, не имеющим права на получение субсидии), соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом целевое использование субсидии в дальнейшем, после её незаконного получения правового значения не имеет.
Суды установили соблюдение министерством досудебного порядка урегулирования спора. Направление в адрес предпринимателя претензии от 13.08.2019 N 34.5/916 и получения ее последним подтверждено сведениями с сайта "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений" по почтовому идентификатору 34498638021578.
Таким образом, установив представление предпринимателем недостоверных сведений о том, что на дату подачи заявления он не являлся участником коммерческой организации в течение трех лет, предшествующих 10.04.2017 (дата подачи заявления на получение гранта), что позволило предпринимателю (при отсутствии на то оснований), принять участие в конкурсном отборе и незаконно получить субсидию, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленное министерством требование.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2020 по делу N А53-353/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 4.2 - 4.5 раздела 4 Положения, подпунктом 5.2.1 пункта 5.2 раздела 5 соглашения N 108 в случае установления фактов необоснованного получения субсидии, невыполнения получателем субсидии обязательств, предусмотренных соглашением, а также представления получателем субсидии недостоверных сведений министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя субсидии об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата субсидии.
...
По смыслу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при её предоставлении (получена лицом, не имеющим права на получение субсидии), соответствующие средства подлежат безусловному возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом целевое использование субсидии в дальнейшем, после её незаконного получения правового значения не имеет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф08-10988/20 по делу N А53-353/2020