г. Краснодар |
|
15 декабря 2020 г. |
Дело N А32-7077/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Магаловой К.С. (доверенность от 27.12.2019), от ответчика - администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2302020670, ОГРН 1032300669444) - Сокурова Р.В. (доверенность от 10.01.2020), от третьего лица - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шевченко О.И. (доверенность от 24.01.2018), в отсутствие третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Точмашприбор", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А32-7077/2020, установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования город Армавир (далее - администрация) о возложении обязанности на администрацию принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - пешеходный мост через железнодорожные пути с кадастровым номером 23:38:0120001:100.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) и ФГУП "Точмашприбор".
Решением суда от 02.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
По мнению заявителя, суды пришли к неправомерному выводу о том, что пешеходный переход является частью технологического комплекса железнодорожного транспорта, поскольку сходов к пассажирским платформам не имеет. Данный мост относится к транспортной инфраструктуре муниципального образования.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указало на ее несостоятельность, обоснованность и законность судебных актов.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель администрации возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Российская Федерация является собственником объекта недвижимого имущества - пешеходного моста через железнодорожные пути с кадастровым номером 23:38:0120001:100.
Указанный объект недвижимого имущества учтен в реестре федерального имущества с присвоением номера В 12240006727 200209 и составляет имущество государственной казны Российской Федерации.
Управление указывает, что спорный пешеходный мост не является частью технологического комплекса железнодорожного транспорта, сходов к пассажирским платформам не имеет. Спорный объект предназначен исключительно для безопасного перехода жителей микрорайона с одной стороны на другую.
С целью безвозмездной передачи имущества управление письмом от 07.10.2019 N 23-05/17470 обратилось в администрацию с предложением о передаче спорного объекта из федеральной собственности в муниципальную.
Администрация письмом от 22.11.2019 N 01-80/9904/8528/19-22 сообщила об отказе в принятии спорного имущества, пояснив, что указанный пешеходный мост относится к сооружениям, предназначенным для поддержания в эксплуатационном состоянии железнодорожных путей сообщения.
Полагая, что администрация неправомерно не приняла в собственность спорное имущество, управление обратилось в суд с иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ).
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой в настоящей части решениями.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
При этом в силу пункта 4 раздела IV приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, являющимся исключительно федеральной собственностью, относятся в частности, предприятия и объекты железнодорожного транспорта (кроме вошедших в приложение 3).
В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Руководствуясь названными нормами права, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательствами в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что спорное имущество - пешеходный мост представляет собой часть технологического комплекса, входящего в инфраструктуру железнодорожного транспорта, в связи с чем пришли к верному выводу о том, что такое имущество относится исключительно к федеральной собственности и его передача в муниципальную собственность невозможна.
При этом само по себе отсутствие спорного имущества в уставном капитале общества названных выводов судебных инстанций не отменяет, поскольку не свидетельствует об ином целевом назначении и фактическом использовании этого объекта.
Доводы управления о социальной направленности спорного имущества отклоняются судом округа. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что нахождение пешеходного перехода в федеральной собственности не допускается и это в силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ влечет необходимость передачи такого объекта в муниципальную собственность.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2019 N 303-ЭС19-18583.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020 по делу N А32-7077/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 3 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
...
Доводы управления о социальной направленности спорного имущества отклоняются судом округа. Данные обстоятельства не свидетельствуют о том, что нахождение пешеходного перехода в федеральной собственности не допускается и это в силу части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ влечет необходимость передачи такого объекта в муниципальную собственность.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2019 N 303-ЭС19-18583."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 декабря 2020 г. N Ф08-10944/20 по делу N А32-7077/2020