г. Краснодар |
|
16 декабря 2020 г. |
Дело N А32-33319/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., в отсутствие истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сапсан" (ИНН 2311140075, ОГРН 1112311008831), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2020 по делу N А32-33319/2019, установил следующее.
ФКУ УПРДОР "Черноморье" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Сапсан" (далее - общество) о взыскании 122 827 рублей 01 копейки ущерба, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам общего пользования.
Названными решением от 26.02.2020 и оставившим его без изменения апелляционным постановлением от 29.08.2020 в иске отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью истцом факта причинения вреда и его размера.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель полагает, что акт от 09.08.2016 N 5988-N о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось является достаточным доказательством причинения ущерба.
Отзыв кассационную жалобу в суд не поступил.
В связи с отсутствием судьи Кухаря В.Ф. по болезни и с целью соблюдения сроков рассмотрения жалобы на основании определения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.12.2020 он заменен на судью Рыжкова Ю.В.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением руководителя Федерального дорожного агентства от 01.07.2014 N 1296-р автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-290 "Новороссийск - Керченский пролив" (на Симферополь), км 10+560 (двухсторонний), в состав которой входит пункт весового контроля СПВГК-3, числится на балансе учреждения.
09 августа 2016 года на названном пункте весового контроля установлен факт несанкционированного проезда выполняющего грузоперевозку автомобиля СКАНИЯ, государственный регистрационный номер В541ВС123, прицеп/полуприцеп Faymonville государственный номер РЕТ376423, с грузом с превышением допустимых весовых параметров, в результате чего причинен ущерб автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза, который составил 122 827 рублей 01 копейку.
Поскольку указанная сумма в добровольном порядке не уплачена, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды правильно отказали в иске, исходя из следующего.
Действовавшими в спорный период Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила N 934) предусмотрено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом автомобильным дорогам.
Размер платы в счет возмещения вреда определяется в порядке, установленном пунктами 5, 6 Правил N 934.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил размер платы определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального значения; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года. В пункте 6 Правил N 934 приведена формула расчета платы.
Согласно подпункту 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 (далее - Порядок), в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается, в частности, маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным, региональным дорогам, дорогам межмуниципального и местного значения. Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Истец в подтверждение факта превышения ответчиком допустимых нормативов сослался на результаты взвешивания транспортного средства с применением весового оборудования. Кроме того, в материалы дела представлен акт N 5988-N, подписанный в одностороннем порядке.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) и Правил N 934, пришли к выводу о недоказанности истцом причинения вреда и его размера, поскольку составленный по результатам весового контроля транспортного средства акт N 5988-N не содержит сведений о маршруте движения и его протяженности, а это не позволяет определить пройденное транспортным средством расстояние и, соответственно, размер ущерба, зависящий от указанного расстояния. Путевой лист либо иные обосновывающие протяженность маршрута ответчика документы в материалы дела не представлены.
В связи с тем, что истец документально не подтвердил факт причинения ущерба автомобильным дорогам, суды правомерно оказали в иске.
Ссылка заявителя на судебную практику не принимается в связи с иными фактическими обстоятельствами соответствующих дел.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2020 по делу N А32-33319/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.