Решение Самарского областного суда от 6 декабря 2022 г. N 3а-1909/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1909/2022 по административному исковому заявлению Л.Л.А. к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативного правого акта, установил:
Л.Л.А. обратилась в Самарский областной суд с административным иском с последующим уточнением, в котором просила суд признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в г.о. Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы 26 апреля 2001 года N 61 (в редакции решения Думы г.о. Самара от 29 декабря 2020 года N 45), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения.
Свои требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под строительство индивидуального жилого дома, площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 21.09.2009 года. На земельном участке расположен жилой дом. Департамент градостроительства г.о. Самара 20 июля 2017 года отказал в перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером N. Л.Л.А. 21 ноября 2017 обратилась в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением по проведении публичных слушаний о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самара, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 в части изменения зонирования земельного участка с зоны Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) на зону Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами). После проведения публичных слушаний, 10 сентября 2020 года Дума городского округа Самара приняла решение N 568 о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, в приложении N 3 к Правилам. В п. 8 приложения N 1 к данному решению указано изменение части зоны Ц-4с (площадью 886 кв. м.) на зону Ж-4, согласно рисунку 8 Приложения N 2. Административный истец 1 декабря 2020 года обратилась в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления решения на условно-разрешенный вид использования (под индивидуальное жилищное строительство) указанного земельного участка. 13 апреля 2021 года был получен отказ Департамента градостроительства г.о. Самара, в связи с тем, что в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, принято решение Думы г.о. Самара от 29 декабря 2020 года о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, которым вновь установлена зона Ц-4с в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу. В указанной зоне использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено градостроительным регламентом, чем нарушаются права административного истца. Согласно Генеральному плану г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от 29 апреля 2022 года N 182), земельный участок Л.Л.А. расположен в зоне застройке малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный). Таким образом в настоящее время Правила застройки и землепользования г.о. Самара в части отнесения земельного участка к территориальной зоне Ц-4с - общественно-деловая зона противоречат действующему Генеральному плану г.о. Самара.
Представитель административного истца по доверенности Г.Г.Г. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель Думы городского округа Самара по доверенности П.А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия. Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) согласно Правилам застройки в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года N 45. Согласно Генеральному плану городского округа Самара, утвержденному решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539 (в редакции от 5 декабря 2019 года N 477) спорный земельный участок располагался в двух функциональных зонах "площадки многоэтажного строительства" и "структура общегородской системы обслуживания". Решением Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года N 182 внесены изменения в Генеральный план, согласно которым спорный земельный участок отнесен к функциональной зоне "застройки малоэтажными жилыми домами". На момент принятия решения Думы от 29 декабря 2020 года N 45, территориальная зона (Ц-4с) соответствовала функциональной зоне (структура общегородской системы обслуживания), установленной Генеральным планом в редакции решения Думы г.о. Самара от 05 декабря 2019 года N 477. При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которым изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в ч. 8 ст. 36 ГрК РФ объектов. Административный истец вправе, как и прежде, продолжать использовать свой земельный участок без срока приведения его в соответствие с требованиями градостроительного регламента, установленного Правилами застройки. В настоящее время ведется работа по приведению в соответствие территориальных и функциональных зон, в частности будут произведены изменения территориальной общественно-деловой зоны для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения (Ц-4с) на зону застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), основным видом разрешенного использования которой является, в том числе индивидуальное жилищное строительство. Проект проходит процедуру согласования в Администрации г.о. Самара.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Е.А.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, по основаниям, аналогичным позиции административного ответчика.
Представители Администрации г.о. Самара, Глава г.о. Самара в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные уточненные требования следует удовлетворить, суд приходит к выводу, что уточненные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Установлено, что постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городском округе Самара.
Решением Думы городского округа Самары от 29 декабря 2020 года N 45 внесены изменения в постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61 "Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре".
Указанное решение Думы опубликовано в газете "Самарская газета" от 31 декабря 2020 года N 287 (6724).
Принятию данного нормативного правового акта предшествовало издание Администрацией городского округа Самара постановления от 27 августа 2020 года N 690 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61".
Согласно постановлению Администрации городского округа Самары от 22 сентября 2020 года N 761 по проекту решения назначены публичные слушания в срок с 3 октября 2020 года по 10 ноября 2020 года. Постановление о проведении публичных слушаний опубликовано в издании "Самарская газета" 24 сентября 20202 года N 205 (6642).
Публичные слушания состоялись 5 ноября 2020 года, что подтверждается соответствующим протоколом. По результатам публичных слушаний составлено заключение о публичных слушаниях от 6 ноября 2020 года, согласно которому комиссии по застройке и землепользованию при главе городского округа Самара рекомендовано принимать решение по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, с учетом поступивших в ходе публичных слушаний мнений, предложений и замечаний.
Заключение о публичных слушаниях опубликовано в "Самарской газете" от 10 ноября 2020 года N 243 (6680).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликован и по процедуре его принятия не оспаривается.
Из материалов дела следует, что Л.Л.Я. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Советского районного суда г. Самары от 13 декабря 2007 года, определения Советского районного суда г. Самары от 08 августа 2008 года.
На основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве собственности, удостоверенного нотариусом Первой Куйбышевской Государственной нотариальной конторы Б.А.И. по реестру N 76
22 июня 2017 года Л.Л.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением, с целью заключения соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности с кадастровым номером N.
Распоряжением от 20 июля 2017 года N РД-1811 Департамент градостроительства г.о. Самара отказал в перераспределении земельного участка, в соответствии с пп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 12. ст. 11.10 ЗК РФ).
21 ноября 2017 года административный истец обратился в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, в части изменения зонирования земельного участка с кадастровым номером N с зоны Ц-4с (общественно-деловая зона для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) на зону Ж-4 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
08 сентября 2019 года N 416 Администрацией г.о. Самара принято постановление "О проведении в г.о. Самаре публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61. В приложении к данному постановлению подготовлен проект о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановление Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61, в котором в п. 77 указано на изменение зонирования земельного участка с кадастровым номером N с зоны Ц-4с на зону Ж-4.
10 сентября 2020 года N 568 Дума г.о. Самара приняла решение о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в приложение N 3 к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61. В приложении N 1 к данному решению в п. 8 указано изменение части зоны Ц-4с на зону Ж-4, согласно рисунку 8 приложения N 2 земельного участка с кадастровым номером N.
1 декабря 2020 года Л.Л.А. обратилась в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о. Самара с заявлением о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно-разрешенный вид использования (под индивидуальное жилищное строительство) указанного земельного участка.
13 апреля 2021 года Л.Л.А. направлен отказ Департамента градостроительства г.о. Самара с указанием на то, что в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, принято решение Думы г.о. Самара от 29 декабря 2020 года о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самара, которым вновь установлена зона Ц-4с в отношении вышеуказанного земельного участка.
Из сообщения Департамента градостроительства городского округа Самара от 2 сентября 2021 года следует, что в первоначальной редакции Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года N 539, испрашиваемый земельный участок находился в зоне "площадки многоэтажного строительства" и "структура общегородской системы обслуживания".
Согласно Генеральному плану г.о. Самара, утвержденному решением Думы г.о. Самара от 20 марта 2008 года N 539 (в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 апреля 2022 года N 182) земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный), что подтверждается выпиской из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Департамента градостроительства г.о. Самара от 30.05.2022 года N, пояснениями представителя Департамента градостроительства г.о. Самара в судебном заседании.
08 августа 2022 года принято постановление Администрации городского округа Самара "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденные постановление Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61)".
В настоящее время подготовлен проект о приведении Правил в соответствии с действующим Генеральным планом городского округа Самара. На основании проекта подготовлен проект решения Думы городского округа Самара, который 20 октября 2022 года направлен в Администрацию городского округа Самара для дальнейшей процедуры согласования в отраслевых функциональных органах Администрации.
По проекту внесения изменений в Правила застройки и землепользования, подготовленного на основании постановления, функциональной зоне соответствует территориальная зона Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами).
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных оно (часть 4 ст. 30 ГрК РФ).
Как следует из ст. 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В силу единства норм ч. 3 ст. 9 и п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ, генеральный план, как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке Правил землепользования застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5-8 ст. 1, п. 1 ч. 2 ст. 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков. Не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Расположение земельного участка с кадастровым номером N в территориальной зоне Ц-4с (общественно-деловая зона, для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения) в настоящее время не соответствует функциональной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами, установленной Генеральным планом городского округа Самара, что противоречит вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, при наличии решения Думы городского округа Самара от 10 сентября 2020 года N 568, принятого по заявлению Л.Л.А., административным ответчиком не представлены основания принятия оспариваемого решения от 29 декабря 2020 года N 45, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 33 ГрК РФ.
При указанных обстоятельствах, суд полагает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск Л.Л.А. к Думе городского округа Самара об оспаривании в части нормативного правого акта удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в г.о. Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы 26 апреля 2001 года N 61 (в редакции решения Думы г.о. Самара от 29 декабря 2020 года N 45), в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов спортивно-зрелищного назначения.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Самарская Газета" в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 16.12.2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 декабря 2022 г. N 3а-1909/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании