Решение Самарского областного суда от 31 июля 2023 г. N 3а-1550/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1550/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью ТКФ "К." о признании недействующими нормативных правовых актов в части, с участием представителя административного истца по доверенности К.Д.А., установил:
общество с ограниченной ответственностью ТКФ "К." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 9962 объекта недвижимости с кадастровым номером N, под пунктом 9964 объекта недвижимости с кадастровым номером N, под пунктом 9975 объекта недвижимости с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в него под пунктом 9798 нежилого здания с кадастровым номером N, а также просило взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области государственную пошлину в размере 9000 руб.
Требования обоснованы тем, что административный истец является сособственником указанных объектов недвижимости. Объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации склад, объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации картофелехранилища, а видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером N, является: для дальнейшей эксплуатации овощехранилища. Осмотр объектов недвижимости на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов не производился. Ранее решением Самарского областного суда от 14.01.2022 года признаны недействующими Перечни на 2018-2021 годы в части включения в них вышеуказанных объектов. Включение объектов с кадастровыми номерами N, N в Перечень на 2022 год и объекта недвижимости с кадастровым номером N в Перечни на 2022 и 2023 год влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица, нарушая его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца К.Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что поскольку спорные объекты недвижимости с наименованиями "склад", "картофелехранилище N 1", "овощехранилище" расположены на земельных участках с соответствующими видами разрешенного использования, при этом указанные наименования и виды разрешенного использования предполагают размещение торговых объектов, министерство включило указанные объекты в оспариваемые Перечни на основании п. 4 статьи 378.2 НК РФ.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
В Перечень на 2022 год включено здание с кадастровым номером N под пунктом 9962, здание с кадастровым номером N под пунктом 9964, здание с кадастровым номером N под пунктом 9975.
В Перечень на 2023 год включено здание с кадастровым номером N под пунктом 9798.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью ТКФ "К." на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером N площадью 7098,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, количество этажей - 2, в том числе подземных 0, назначение - нежилое, наименование - здание (лит. А7) - склад; нежилое здание с кадастровым номером N площадью 1327, 4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, количество этажей:1, в том числе подземных: 0, назначение - нежилое, наименование - здание (лит. А19) - картофелехранилище N 1; здание с кадастровым номером N площадью 2284,2 кв. м, количество этажей: 1 в том числе подземных: 0, назначение - нежилое, наименование - здание (лит. А16) - овощехранилище.
Нежилое здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем административному истцу на праве собственности, с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации склада.
Объект недвижимости с кадастровым номером N расположен на земельном участке с кадастровым номером N, принадлежащем административному истцу на праве собственности, с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации картофелехранилищ N 1.
Видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу на праве собственности, на котором расположено здание с кадастровым номером N, является: для дальнейшей эксплуатации овощехранилища.
Вопреки доводам административного ответчика виды разрешенного использования указанных зданий не предполагают размещение на них офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Осмотр вышеуказанных зданий на предмет их фактического использования на даты утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводился.
Согласно полученных на запросы суда из ППК Роскадастр и МП "И." технических паспортов по состоянию на 4.09.2000 года в здании с кадастровым номером N на площади 1327,4 кв. м расположены тамбуры, хранилище. Торговые, офисные объекты, объектов бытового обслуживания или общественного питания в этом здании по сведениям технического учета отсутствуют.
По сведениям технического паспорта по состоянию на 4.09.2000 года в нежилом здании с кадастровым номером N на площади 7098,2 кв. м. расположены душевые, подсобные, санузлы, коридоры, тамбуры, дежурка, маш. отделение, электрощитовая, мойки площадью 4,4 кв. м и 13,9 кв. м., столовая площадью 77,8 кв. м, сервиров. площадью 12,2 кв. м, комната обогр., т/узлы, холод. комнаты, склады, бытовка, торг. отдел площадью 24,4 кв. м., кабинет, кладовая, слесарная, аккумуляторная, столярная, т/зал площадью 15,7 кв. м, в/камера, зал образц., лестничная клетка, кабинеты.
По сведениям технического учета в указанном здании площадь торговых объектов и объектов общественного питания составляет 148,4 кв. м, что от общей площади здания составляет 2,09%. Наименование "кабинет" не тождественно наименованию "офис".
В этой связи суд приходит к выводу о том, что оснований для включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N в Перечни на 2022 год у Министерства имущественных отношений Самарской области не имелось ни по назначению этих зданий, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены, поэтому требования административного истца в этой части подлежат удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что здание склада и здание картофелехранилища относятся к объектам торговли, суд считает несостоятельными, поскольку назначение этих зданий не отвечают предусмотренному статьей 2 Федерального закона "Об основах торговой деятельности в РФ" от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ критерию наличия специально оснащенного оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Наименование этих зданий также не позволяет судить об их торговом назначении.
Вместе с тем, оснований для признания недействующими Перечней на 2022 и 2023 год в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером N суд не усматривает, поскольку по сведениям технического учета более 20% площади здания предназначены для торговых объектов и объектов общественного питания.
Согласно технического паспорта по состоянию на 04.09.2000 года, представленного МП г.о. Тольятти "И.", в здании с кадастровым номером N на площади 2284,2 кв. м расположены торговые залы площадью 642,5 кв. м, 255,4 кв. м, 318,5 кв. м, 170,7 кв., 211,1 кв. м, столовая площадью 32,7 кв. м, коридоры, склады, раздевалка, подсобные, мойка площадью 16,1 кв. м, душевые, кабинеты, тамбур, санузлы, шитовые, разгрузочная.
Аналогичный технический паспорт по состоянию на 4.09.2000 года представлен также из ППК Роскадастр по Самарской области.
Из указанной технической документации следует, что в здании с кадастровым номером N торговые объекты и объекты общественного питания составляют 1647 кв. м (72,10% от общей площади здания).
Доводы представителя административного истца о том, что в отношении этого здания имеется другой технический паспорт, в котором отсутствуют торговые объекты и объекты общественного питания, не могут быть приняты судом во внимание ввиду следующего.
На запрос суда в МП г.о. Тольятти "И." представил технический план по состоянию на 15.09.1980 года, в котором отсутствуют торговые объекты и объекты общественного питания, однако, суду представлен более поздний технический паспорт, составленный на дату технической инвентаризации от 04.09.2000 года, который приближен к датам оспариваемых нормативных правовых актов, поэтому технический паспорт по состоянию на дату последней технической инвентаризации (4.09.2000 года) принимается судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Доводы представителя административного истца о том, что административный ответчик в своем отзыве не ссылается на технический паспорт и при включении здания в Перечни не руководствовался техническим паспортом, а включил здание по совсем иным мотивам, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности положений нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Неосновательными суд считает ссылки административного истца на решение Самарского областного суда от 14 января 2022 года, которым были удовлетворены требования административного истца о признании недействующими в части Перечни на 2018-2021 годы, поскольку решение суда от 14.01.2022 года по делу N 3а-155/2022 не имеет преюдициальной силы в связи с тем, что в рассматриваемом деле оспаривались иные нормативные правовые акты.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса
В связи с частичным удовлетворением требований в пользу административного истца с Министерства имущественных отношений Самарской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью ТКФ "К." удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 в части включения в него под пунктом 9962 нежилого здания с кадастровым номером N, под пунктом 9964 нежилого здания с кадастровым номером N.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью ТКФ "К." государственную пошлину в размере 4500 руб.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 3 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 31 июля 2023 г. N 3а-1550/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании