Конституционные презумпции в сфере прав
и свобод человека и гражданина
Под презумпцией обычно понимают общее правило, отражающее устойчивые, неоднократно наблюдаемые связи фактов, событий, состояний, явлений, свойств.
Составляя учение о презумпциях, ученые воспринимали их изначально как философско-логическую категорию, применяя философские понятия теории вероятности, статистической закономерности, определяя презумпцию как вид индуктивного умозаключения, строящегося по схеме: от частного к общему, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение (заключение).
Презумпцию (от лат. "рraesumptio" - "предположение") квалифицируют как предположение о существовании или отсутствии чего-либо, какого-либо факта при определенной типичной ситуации. Суждение презумпции верно для большинства случаев данного рода, но могут допускаться и исключения.
Поскольку презумпции устанавливали наличие фактов или событий из разных областей действительности, то для определения точного значения их разделили на фактические (praesumptiones facti seu hominis) и юридические (praesumptiones juris). Таким образом, современная юридическая наука выделяет и употребляет термин "правовая презумпция", представляющий собой правовой аспект общего понятия предположения.
Понятие о презумпциях в праве трактовалось по-разному. Вопросами изучения правовых презумпций в России в разное время занимались ученые-правоведы: Е.В. Васьковский (Учебник гражданского процесса. М., 1914), А.В. Венедиктов (Гражданско-правовая охрана социалистической собственности в СССР. М.-Л., 1954), М.С. Строгович (Учение о материальной истине в уголовном процессе. М.-Л., 1947), В.И. Каминская (Учение о правовых презумпциях в уголовном процессе. М.-Л., 1948), С.Н. Братусь (Юридическая ответственность и законность. М., 1976), В.А. Ойгензихт (Презумпции в советском праве. Душанбе, 1976), В.К. Бабаев (Презумпции в советском праве. Горький, 1974) и др. Их труды составляют основную базу для углубленных изысканий правовых презумпций. В России сначала презумпции исследовались исключительно процессуалистами, поскольку их тесно увязывали с бременем доказывания в судебном процессе; затем изыскания значительно расширили и углубили ученые-цивилисты, специалисты по налоговому праву, экстраполировав имевшиеся знания о презумпциях на гражданское и налоговое материальное право.
В моем представлении правовая презумпция есть правило, закрепленное прямо или косвенно в нормативном правовом акте, устанавливающее допустимое существование или отсутствие юридического факта, события, явления без полного доказательства, имеющего высокую степень вероятности, построенного на причинно-следственной связи между выведенным фактом, подобными достоверными юридическими фактами, подтверждаемыми предшествующим опытом, и действующее до его опровержения.
На мой взгляд, одной из разновидностей правовых презумпций являются конституционные презумпции. Источники их формирования - Конституция РФ и конституционное законодательство. Правовая презумпция, "помещенная" в диспозицию конституционной нормы, становится конституционным установлением. Выведенная официальным толкованием из конституционных норм, презумпция приобретает значение конституционного допущения. Суждения конституционных презумпций содержат реальные закономерные предположения о существовании юридического факта, события, явления, свойства, нацеливают на должное поведение субъектов и действуют до возможного официального опровержения.
Конституционные презумпции опровергаются в суде при рассмотрении дела по существу. В случае деликта они являются предпосылкой наступления правовой ответственности.
Современные российские конституционные презумпции отражают объективные потребности субъектов конституционного права и помогают демократически организованному государству и обществу жить предсказуемо. С помощью данного вида презумпций единообразно регулируются типичные правовые ситуации, возникающие в сфере конституционных правоотношений, предполагающие вариант выбора субъектом своего поведения и осознание им последствий сделанного выбора. В силу приоритета конституционных норм презумпции этой отрасли имеют особое значение в российской правовой системе.
В связи с разносторонним характером общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, конституционные презумпции также различаются многообразием по содержанию и юридическому значению. Исходя из предложенной нами классификации конституционных презумпций по основным конституционно-правовым институтам, рассмотрим группу конституционных презумпций, действующих в сфере прав и свобод человека и гражданина.
Как известно, права человека являются важнейшим институтом конституционного права, составляющим стержень конституционализма. Конституция России 1993 года устанавливает принципы правового статуса физического лица. Как отмечает Е. Козлова, правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения неотчуждаемых прав и свобод (Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. М., 2002. С.246).
Рассмотрим подробно эту конституционную презумпцию. Часть 2 ст.17 Конституции РФ провозглашает, что "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения". Данная формулировка Конституции основана на высокой степени вероятности предположения, что каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, - "естественные" права и свободы, свойственные социальной природе человека, которые необходимы для человеческого существования, и могущие быть утраченными только после его смерти. Конституция 1993 года исходит из демократического принципа, что основными правами, имеющими свойства естественных и прирожденных, являются универсальные права, присущие каждому человеку, которые обеспечивают его свободу, выбор и самоопределение. Такими правами Конституция РФ называет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на равенство, на охрану достоинства, свободу совести, вероисповедания, свободу мысли и слова, право на защиту своих прав, право на благоприятную окружающую среду, на собственность, неприкосновенность частной жизни и т.д. (права и свободы, предусмотренные статьями ч.3 ст.56). Перечисленные права признаются конституционными правами и провозглашаются неотчуждаемыми и не подлежащими ограничению. Установления данной презумпции особенно важны для человека, поскольку свойство неотчуждаемости означает невозможность неправомерного лишения обладания таким правом. С формально-юридической стороны неотчуждаемые права носят абсолютный характер, а потому в свою очередь презюмируется очевидный факт, что и всякое неправомерное изъятие такого права входит в противоречие с человеческой природой и жизнью, поскольку нарушает его естественное состояние.
Действие данной презумпции предусматривает соблюдение законодателем разного уровня гарантий, исключающих злоупотреблением права в отношении граждан на законодательном уровне. Этому условию презумпции корреспондирует норма, содержащаяся в ч.2 ст.55 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В канву разработок презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина ложится запрет эвтаназии для человека. Дело Претти против Соединенного Королевства N 2346/02 (постановление от 29 апреля 2002 г.) Европейский Суд по правам человека рассматривал с точки зрения презумпции жизни, презумпции смерти, презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения неотчуждаемых прав и свобод. Просьба заявительницы состояла в том, чтобы Европейский Суд дал такую интерпретацию ст.2 Конвенции, которая дала бы возможность предоставить права умереть как при помощи третьего лица, так и при содействии государственного органа.
При рассмотрении дела Европейский Суд установил, что в национальных законодательствах имеются веские причины не делать исключения для лиц, которые считаются неспособными совершить самоубийство, поскольку все это серьезно отразится на возможностях охраны человеческой жизни, которую закон призван гарантировать, в значительной степени увеличится опасность злоупотреблений, и отказал заявительнице в удовлетворении жалобы.
Совершенно очевидно, что иное решение Европейского Суда входило бы в противоречие с природой человека, естественным порядком вещей. Такое решение создает барьер для произвола властных структур и корыстных интересов третьих лиц в отношении ограниченных физическими возможностями людей.
Презумпция непризнания обратной силы закона. В основе общеправового принципа обратной силы закона, по мнению М. Марченко (Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С.359), лежит презумпция непризнания обратной силы закона. Рассмотрим подробнее обозначенную конституционную презумпцию, которая применялась еще в римском праве. Часто используемая латинская формула "nulla poena sine lege" - без закона нет наказания - корреспондирует формуле "nullum crimen sine lege" - нет преступления вне закона. Это было правило, при котором ни одно деяние не влекло за собой наказания, если закон не квалифицировал его как преступление.
Таким образом, учитывая опыт и международную практику, положения ч.1 ст.54 и ст.57 Конституции РФ содержат презумпцию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Из этого следует, что новый закон подлежит применению лишь к тем отношениям, которые имели место после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия.
Анализируемая презумпция очень интересна тем, что из соображений общего блага из области ее действия могут выводиться исключительные случаи, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. Представляется, что такое изменение ситуации обосновывает и изменение презумпции. Выражением этого становится "обратная" презумпция - презумпция обратной силы закона, которая заключается в предположении, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, всегда имеет обратную силу. Такие исключения приняты всеми цивилизованными государствами.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится лишь к прерогативе законодателя. При этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма. Законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида. В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица (к таким относятся и трудовые отношения), обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
Нужно отметить, что рассматриваемые презумпции могут опровергаться. В данном случае правовой механизм опровержения такой же, как и у всех опровержимых презумпций: официально подтверждается не ложность суждения самой презумпции, а применимость к конкретному случаю.
Презумпция добросовестности граждан Российской Федерации. Исходя из соблюдения неотчуждаемых, естественных прав человека, отражающих ценность его положительных человеческих качеств, достоинство личности, государство признает общую добросовестность граждан, которая основана, по мнению Д. Дождева, "на априорно постулируемой иерархии нормативных ценностей, когда этике отводится исторически и логически первенствующая роль по отношению к праву". Презюмируется факт, что граждане законопослушны и в силу своей разумности и собственного уважения своей личности желают честно выполнять свои обязанности, обязательства, они хотят исполнять законы государства, которые знают. Конечно, это общее предположение не исключает случаи непреодолимой силы или недобросовестности отдельных конкретных лиц, но если это исключить, государство столкнется с очевидной фикцией. Поэтому общей основой данной презумпции является предположение с высокой степенью вероятности добросовестности каждого лица, которая до опровержения не должна и не может браться под сомнение - в этом суть моральной конституционной презумпции добросовестности граждан Российской Федерации.
Поэтому та часть системы действующего права - публичного права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, безусловно, связана с действием презумпции добросовестности граждан Российской Федерации. С точки зрения такого позитивного вывода определяется смысл, содержание и применение законов как на федеральном, так и на региональном уровне России.
Государственные органы в сфере публичного права, императивно предписывающие определенные варианты поведения граждан и других субъектов конституционного права и применяющие к нарушителям меры юридической ответственности, жестко связаны презумптивным установлением добросовестности граждан и процессуальной презумпцией невиновности, концептуально вытекающей из норм ст.2 Конституции РФ, а также ст.49 Конституции РФ вопросами доказывания. Недобросовестность гражданина (то есть опровержение презумпции добросовестности) в публичном праве выражается в установлении и признании его вины в особой процессуальной процедуре с предварительным учетом предположения неустановления его виновности. При этом условие процессуальной презумпции невиновности не допускает возложение на обвиняемого бремени доказывания собственной невиновности. Презумпция предусматривает действие презумпции.
Конституционный Суд РФ, исследовавший природу презумпции невиновности в конституционно-правовом аспекте, пришел к выводу, что существует неравноправие сторон, действующее в публичной сфере, в отношениях власти и подчинения между государственным органом, налагающим взыскание, и субъектом ответственности. Именно поэтому, резюмировал Суд, презумпция невиновности носит характер особой конституционной и общеправовой гарантии от произвола обвиняющей власти, гарантии соблюдения прав и свобод.
Представляется, что отрицание факта ретроспективной юридической силы закона способствует стабилизации общества и государства, укреплению законности и правопорядка. Именно эта презумпция, помещенная в главу "Права и свободы человека и гражданина" Конституции России, реально дает юридическое основание каждому гражданину Российской Федерации избежать наступления для него вероятных отрицательных последствий, является мерой защиты и уверенностью в надежности принадлежащих ему прав и свобод.
Презумпция места жительства. Одним из конституционных положений в закреплении личных прав и свобод является такая важная форма свободы личности, как свобода пребывания и места жительства (ч.1 ст.27). С этой конституционной нормой в системной связи находится Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулирующий данную сферу общественных отношений. Статья 2 Закона о праве граждан на свободу передвижения основана на презумпции места жительства, поскольку фактическое проживание гражданина предполагает то место, в котором это лицо пребывает с намерением постоянного проживания, и не всегда может быть определено. Для устойчивости правоотношений принято признавать единственное определенное место жительства, которое основано на презумптивном суждении - установлении положительного факта присутствия гражданина не там, где он временно находится, а там, где он проживает постоянно. Понятно, что введение в материально-правовую норму такого очевидного юридического факта следует признать теоретически и практически необходимым для регулирования конституционных правоотношений, особенно там, где стороной выступают избиратели, кандидаты в депутаты. Так, действие конституционной презумпции предусматривает, что основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Так, нормы ст.8 Федерального закона от 6 декабря 1994 г. "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" прямо учитывают действие конституционной презумпции и устанавливают, что основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка. Таким образом, наличие регистрации по месту жительства рассматривается в качестве одного из оснований включения гражданина в список избирателей. В этом случае условия презумпции дают возможность гражданину Российской Федерации участвовать в избирательной кампании, используя свой голос единожды по месту жительства, а не несколько раз. Такой подход исключает злоупотребления правом в избирательном процессе.
Нам представляется, что установление такого факта презумпции места жительства важно в системе конституционного права не только в аспекте конституционного права граждан на свободу передвижения, при реализации механизма референдума, выборов и участия граждан в управлении делами общества через органы местного самоуправления. Действие данной презумпции регулируют отношения государства и гражданина, соблюдающего конституционные обязанности платить законно установленные налоги и сборы, нести военную службу по защите Отечества.
В заключение хочется отметить, что правовые допущения конституционных презумпций, действующих в области основ статуса человека и гражданина, имеют выраженные критерии для правомерного поведения (деятельности) субъектов конституционно-правовых отношений и предполагают обязанность всех субъектов действовать на основе Конституции РФ и в соответствии с ней. Всякое нарушение положений конституционных презумпций в этой сфере сказывается на интересах физических лиц и государства, мешает нормальному осуществлению функций государственной власти, связанных с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.
И. Сухинина,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные презумпции в сфере прав и свобод человека и гражданина
Автор
И. Сухинина - кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2003, N 9