г. Краснодар |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А63-5019/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Илюшникова С.М. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" - Булгучева У.А. (доверенность от 20.01.2020), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Колесниковой Ж.В. (доверенность от 09.01.2020), от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Рубас" - Грибовского Ю.А. (директор), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А63-5019/2020, установил следующее.
В арбитражный суд обратилось ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 31.01.2020 по делу N 026/01/10-11992/2019 и предписания от 31.01.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Рубас".
Решением суда от 10.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что решение и предписание управления соответствуют закону, а также отсутствуют основания для удовлетворения заявления ввиду установления судом злоупотребления обществом своим доминирующим положением на соответствующем рынке.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, производство по делу прекратить. По мнению подателя жалобы, суды нарушили нормы материального права, поскольку судебные акты и предписание антимонопольного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушают права общества в сфере предпринимательской деятельности. Заявитель указывает, что ограничение потребителя произведено обществом в соответствии с положениями действующего законодательства с соблюдением установленной процедуры и порядка ограничения подачи (поставки) и отбора газа; действия общества направлены на выполнение обязанностей по договору поставки газа и соответствуют требованиям действующего законодательства.
В отзывах на кассационную жалобу управление и ООО "Рубас" просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзывов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступила жалоба ООО "Рубас" на действия общества по факту необоснованного отказа от опломбирования вновь установленного узла учета газа и отказа от пуска газа, расположенного по адресу: административное здание, АБЗ, Шпаковский р-н, х. Вязники, ул. Промышленная.
Управлением возбуждено дело N 026/01/10-1992/2019, из материалов которого следует, что определение доли общества на рынке услуг по поставке газа проведено в соответствии с регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 3.3 Регламента руководством для проведения анализа рынка услуг по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан является Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В ходе проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по поставке газа управление установило, что по сведениям, размещенным на сайте РТК Ставропольского края (http://www.tarif26.ru/), общество является единственной организацией на территории Ставропольского края, осуществляющей поставку и реализацию природного сетевого газа. Поскольку услуги по поставке и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе Шпаковского района) в рассматриваемый временной интервал оказывало одно предприятие - общество, его доля на нем составляет 100%.
Общество и ООО "Рубас" заключили договоры поставки газа от 31.08.2017 N 23-1-0871/18 и N 23-1-1103/18. Указанные договоры являются действующими, сторонами не расторгнуты. Поставляемый покупателю учет объемов газа осуществляется по принадлежащему ему узлу учета газа, в состав которого входит ротационный счетчик газа РСГ Сигнал - 80 - G160, зав. N 03712, корректор Флоугаз-Т, зав. N 00177, датчик давления Мида-ПИ-51, датчик температуры ТСПТ-300, дифманометр на счетчике ДСП - 80, фильтр ФГ - 80. В состав газопотребляющего оборудования покупателя входит: ГБЛ-0,7 в количестве одной единицы, ГМГ-4-м(мс) Энергокомплект в количестве одной единицы, БИГм 1-1 в количестве трех единиц, БИГм 1-2 в количестве трех единиц, Т БИГм 1-1 в количестве одной единицы. Перечень газоиспользующего оборудования указан в приложении к договору от 31.08.2017 N 23-1-0871/18. Согласно пункту 4.3.1 договоров поставки газа право поставщика газа осуществлять проверки правильности работы контрольно-измерительных приборов, входящих в состав узла учета газа. Результаты проверки оформляются актом проверки, который покупатель обязан подписать или выразить особое мнение к нему.
Общество в ходе проверок состояния и применения средств измерений учета газа ООО "Рубас", проведенных 20.08.2018 и 05.09.2018, выявило нарушения, выразившиеся в повреждении пломбы госповерителя на приборе учета. Поврежденные пломбы не выполняют функций по защите прибора учета от несанкционированного вмешательства.
На основании указанных обстоятельств общество сделало перерасчет потребленного природного газа покупателю по мощности неопломбированных газопотребляющих установок за период с 01.08.2018 по 30.09.2018.
6 сентября 2018 года ООО "Рубас" обратилось к поставщику газа с заявлением о приостановлении поставки газа в связи с неиспользованием газа для производства.
По заявке покупателя в связи с производственной необходимостью 12.09.2018 поставка газа на объект газопотребления прекращена, о чем составлен акт от 12.09.2018.
После устранения причин, послуживших прекращению поставки газа, а именно: демонтажа старого узла учета газа и установки нового, 19.06.2019 ООО "Рубас" обратилось к поставщику газа с заявлением о возобновлении поставки газа.
Поставщик в письме от 18.07.2019 N 05/1545 отказал в возобновлении поставки газа в связи с наличием непогашенной задолженности по договору от 31.08.2017 N 23-1-0871/18 в размере 4 856 502 рублей 01 копейки и по договору поставки газа от 31.08.2017 N 23-1-1103/18 в размере 63 017 рублей 91 копейки. Также указано, что поставка газа будет возобновлена после оплаты долга.
В ходе рассмотрения дела управление установило, что ООО "Рубас" осуществляло оплату текущих платежей с января по 12 сентября 2018 года по договорам поставки газа от 31.08.2017 N 23-1-0871/18 и N 23-1-1103/18, неоплата спорной задолженности в период, не превышающий более 2 и 3 периодов, не может служить основанием для прекращения поставки газа как частичной, так и полной в соответствии с Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1245).
При изложенных обстоятельствах управление пришло к выводу о том, что у поставщика газа отсутствовали основания как для частичного, так и для полного прекращения и дальнейшего невозобновления поставки газа, установленные подпунктом "е" пункта 2 и подпункта "г" пункта 3 Правил N 1245, так как со стороны ООО "Рубас" не допущено полного или частичного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате поставляемого газа в установленный срок более 2 и 3 раз в течение 12 месяцев.
Кроме того, установлено, что поставщик газа 19.11.2018 направил в адрес ООО "Рубас" уведомление N 331 об ограничении с 28.11.2018 поставки газа по договору от 31.08.2017 N 23-1- 0871/18, уведомление N 332 об ограничении с 28.11.2018 поставки газа по договору от 31.08.2017 N 23-1-1103/18 с указанием о принятии решения сначала о 50% ограничении поставки газа, а затем и 100% с 28.11.2018. В соответствии с указанными уведомлениями об ограничении поставки газа поставка газа на 50% и 100% должна была быть приостановлена одномоментно, то есть 28.11.2018.
Однако направление указанных уведомлений и, как следствие, последующий отказ поставщика газа от возобновления поставки газа ООО "Рубас" противоречит Правилам N 1245, предусматривающим основания для полного и частичного ограничения поставки газа, а именно - более двух и трех раз неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по оплате в течение 12 месяцев.
Установив, что действия общества являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган вынес решение и выдал обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем в течении 14 дней с момента получения предписания обязало прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем возобновления поставки газа на объект ООО "Рубас" по заключенному договору поставки природного газа от 31.08.2017 N 30-1-1103/18.
Не согласившись с решением и предписанием управления от 31.01.2020, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 65,71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 5, 10 Закона о защите конкуренции, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила N 162), Правилами N 1245.
Суды установили, что ООО "Рубас" отказано в возобновлении поставки на объект в связи с неисполнением обязательств по оплате поставляемого газа, допущенным потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев. Данные обстоятельства послужили основанием для направления 19.11.2018 в адрес ООО "Рубас" уведомления N 331 о 50% ограничении с 28.11.2018 поставки газа, а также уведомления N 332 о 100% ограничении поставки газа с этой же даты.
Из пояснений заявителя следует, что задолженность образовалась за период с 01.08.2018 по 30.09.2018 по договору от 31.08.2017 N 23-1-0871/18 в размере 3 606 149 рублей 98 копеек за август и за сентябрь 2018 года в размере 1 290 674 рублей. Задолженность начислена обществом в соответствии с пунктом 4.1 договора в связи с неисправностью узла учета газа. По договору от 31.08.2017 N 23-1-1103/18 сложилась аналогичная ситуация, расчет по мощности неопломбированных газопотребляющих установок за август 2018 года составил 63 331 рубль 05 копеек, за сентябрь 2018 года - 52 155 рублей 98 копеек за период с 01.08.2018 по 30.09.2018.
Суды установили, что в период отказа в предоставлении услуг наличие указанной задолженности являлось спорным фактом и разрешалось в судебном порядке в рамках дел N А63-8432/2019 и N А63-14520/2019, то есть не являлась подтвержденной. При этом, вступившим в законную силу решением по делу N А63-8432/2019 обществу отказано о взыскании с ООО "Рубас" задолженности по договору поставки газа от 31.08.2017 N 23-1-0871/18 за период с 01.08.2018 по 12.09.2018 в размере 4 856 502 рублей 01 копейки по причине отсутствия в материалах дела достоверных данных о неисправности прибора учета в момент проведения проверки, требования истца о взыскании задолженности, рассчитанной по мощности газоиспользующего оборудования, суд посчитал необоснованным.
Из акта от 12.09.2018 следует, что поставка газа на объект ООО "Рубас" прекращена 12.09.2018 по заявлению потребителя от 06.09.2018 по причине неиспользования газа в производстве. До момента самоограничения текущие платежи за поставленный газ поступали в соответствии с условиями договора. Материалами дела подтверждено, что ООО "Рубас" осуществляло оплату текущих платежей с января 2018 года по 12 сентября 2019 года.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрена возможность прекращения или ограничения подачи энергии (поставки газа) в случае ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору, в том числе и в случаях неоплаты потребленной абонентами энергии.
Исходя из пункта 34 Правил N 162 прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа. Несвоевременное перечисление или неперечисление предварительной оплаты не является основанием к прекращению подачи газа (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2011 N 7734/08).
Согласно пункту 3.3 договоров поставки газа от 31.08.2017 N 23-1-0871/18 и N 23-1-1103/18, заключенных обществом и ООО "Рубас", "поставщик имеет право ограничить и/или прекратить поставку газа покупателю и не несет за это ответственность в следующих случаях: нарушения сроков оплаты поставленного газа, под которым стороны понимают полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 договора (но не ниже брони газопотребления, если она установлена в отношении покупателя)". Следовательно, стороны в условиях договора поставки предусмотрели основания для прекращения поставки газа. Из буквального толкования условий договора определено, что для прекращения поставки газа необходимо нарушение сроков оплаты за газ в сроки указанные в пункте 5.5 данного договора.
Как указано в пункте 5.5 договоров поставки газа, покупатель оплачивает поставщику стоимость планируемых месячных поставок газа в следующем порядке (в % от стоимости планируемой месячной поставки газа, рассчитанной как произведение планируемого объема месячной поставки газа, указанного в подпункте 2.1.2 договора, и цены газа складывающейся из оптовой цены газа (без учета фактической калорийности газа) и ПСС, с учетом НДС): 35% стоимости планируемого платежа месячной поставки газа в срок до 18 числа поставки газа; 50% от стоимости планируемой месячной поставки газа в срок до последнего числа месяца поставки газа.
В соответствии с пунктом 5.4 договора окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитываются как разница между фактической стоимостью газа на основании товарной накладной на отпуск газа по форме ТОРГ-12 (газ), и ранее произведенными платежами.
Учитывая пункт 3 Правил N 162, проведенный анализ договоров поставки газа, суды пришли к выводу о том, что в качестве расчетного периода сторонами согласован "истекший месяц", а именно: 25 число месяца, следующего за месяцем поставки газа.
При этом предусмотренный в договорах поставки газа порядок расчетов в несколько этапов не отменяет согласованный расчетный период (месяц).
Учитывая изложенное, полным расчетным периодом для оплаты газа за август 2018 года будет 25.09.2018, за сентябрь - 25.10.2018. При этом расчет газа по мощности газопотребляющего оборудования произведен с 01.08.2018 по 30.09.2018, при расчете поставщик газа не учел, что фактическое прекращение отбора осуществлено ООО "Рубас" по собственной инициативе с 12.09.2018, а факт непригодности узла учета газа к расчетам установлен актом от 20.08.2018.
Исходя из положения пункта 3.9 Правил N 162, расчет количества поданного газа поставщиком по проектной мощности газопотребляющих объектов должен был быть произведен с 20.08.2018 по 12.09.2018, в то время как общество произвело расчет за 2 полных периода август и сентябрь 2018 года.
Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства и сделали вывод о том, что материалами дела подтверждается тот факт, что в рассматриваемых обстоятельствах у поставщика газа отсутствовали основания как для частичного, так и для полного прекращения и дальнейшего не возобновления поставки газа, установленные подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил N 1245, так как со стороны ООО "Рубас" не допущено полного или частичного неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате поставляемого газа в установленный срок более 2 и 3 раз в течение 12 месяцев.
Суды рассмотрели и обоснованно отклонили доводы общества о правовой возможности ограничения поставки газа в связи с нарушением ООО "Рубас" порядка расчетов, предусмотренного пунктами 3.3, 5.5, 5.4 договора поставки газа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение и предписание управления соответствует закону, поскольку материалами дела подтверждено нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поэтому правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71, статьи 200 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств. Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А63-5019/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.