г. Краснодар |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А53-44473/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., при участии от ответчика - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Лариной О.В. (доверенность от 17.11.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш"" (ИНН 6166048181, ОГРН: 1036166011672), ответчика - федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" (ИНН 6165053768, ОГРН 1036165004391), третьего лица - Москалева Данила Валерьевича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбайновый завод "Ростсельмаш"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А53-44473/2019, установил следующее.
ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш"" (далее - завод, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Военного комиссариата Пролетарского и Первомайского районов г. Ростова-на-Дону о взыскании 9160 рублей 45 копеек убытков и 326 рублей 08 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Москалев Д.В.
Определением от 23.01.2020 к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" (далее - учреждение). Ответчиками по делу признаны Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и учреждение.
Завод уточнил требования и просил взыскать с учреждения 9160 рублей 45 копеек компенсации суммы среднего заработка за время прохождения работником медицинского освидетельствования и компенсации расходов по начислению страховых взносов на оплату труда, а также 326 рублей 08 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 04.03.2020 иск удовлетворен за счет учреждения, в иске к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации отказано; распределены расходы по уплате государственной пошлины. Суд исходил из того, что в период прохождения медицинского освидетельствования, а также иных мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются, в связи с чем работникам выплачивается средний заработок, который является объектом обложения страховыми взносами и подлежит компенсации.
Постановлением апелляционного суда от 13.07.2020 решение от 04.03.2020 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что причинно-следственная связь между нарушением права и причинением убытков должна быть прямой. Единственной причиной, повлекшей неблагоприятные последствия для истца в виде убытков, являются исключительно действия (бездействия) истца и отсутствуют какие-либо иные обстоятельства, повлекшие наступление указанных неблагоприятных последствий. Справка о прохождении медицинского обследования в период с 11.03.2019 по 20.03.2019 не выдавалась ни учреждением, ни Министерством обороны Российской Федерации, следовательно, признаки противоправности в действиях ответчиков отсутствуют. Понесенные обществом расходы на выплату компенсации за указанный период не могут быть возмещены за счет учреждения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 13.07.2020 и оставить в силе решение от 04.03.2020. Заявитель ссылается на то, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок компенсации таких расходов установлен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704), и осуществляется военными комиссариатами. Общество понесло расходы в виде выплат работнику Москалеву Д.В. среднего заработка в размере 6785 рублей 52 копеек, а так же расходы по начислениям страховых взносов на оплату труда в размере 2374 рублей 93 копеек.
В отзыве на жалобу указал на законность, обоснованность постановления и отклонил ее доводы
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, с 13.03.2019 по 19.03.2019 работник общества - Москалев Д.В. находился на медицинском обследовании в МБУЗ "Городская больница N 6" по направлению Военного комиссариата Пролетарского и Первомайского районов г. Ростов-на-Дону, что подтверждается справкой (л. д. 19).
За время медицинского обследования согласно расчетному листку на основании статьи 6 Закона N 53-ФЗ Москалеву Д.В. выплачена компенсация за прохождение медицинского обследования в военкомате в сумме 5903 рублей 52 копеек с 11.03.2019 по 20.03.2019 в соответствии со справкой.
Общество 04.04.2019 выставило учреждению счет N 167 на компенсацию расходов, понесенных в связи с прохождением работником медицинского обследования.
Письмом от 20.05.2019 военный комиссариат Пролетарского и Первомайского районов г. Ростова-на-Дону пояснил, что срок нахождения на обследовании в справке военного комиссариата не соответствует выданному медицинскому заключению. С письмом обществу направлена новая справка о том, что Москалев Д.В. находился на медицинском обследовании с 13.03.2019 по 19.03.2019.
С письмом от 03.06.2019 документы возвращены без исполнения с указанием на то, что компенсации подлежит только время нахождения на медицинском обследовании.
Полагая, что компенсация, выплаченная работнику, с учетом произведенных отчислений во внебюджетные фонды, подлежит взысканию с учреждения и Министерства обороны Российской Федерации, истец обратился в суд.
Отменяя решение и отказывая в иске, апелляционный суд исходил из того, с требованием о возмещении компенсации общество обратилось в учреждение, приложив документы на возмещение среднего заработка работнику с 11.03.2019 по 20.03.2019 в соответствии со справкой от 20.03.2019 N 4. Согласно указанной справке Москалев Д.В. проходил медицинское обследование с 11.03.2019 по 20.03.2019. Выплаты работнику произведены на основании указанной информации, что подтверждается выпиской платежной ведомости от 04.04.2019 N 14. Впоследствии выяснилось, что в справке Военного комиссариата Пролетарского и Первомайского района от 20.03.2019 N 4 содержалась ошибка, медицинское обследование работник проходил с 13.03.2019 по 19.03.2019, а не с 11.03.2019 по 20.03.2019. Справка о прохождении медицинского обследования с 11.03.2019 по 20.03.2019 не выдавалась ответчиками, поэтому основания для удовлетворения иска отсутствуют.
В то же время апелляционный суд не учел следующее.
Согласно статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
При этом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 56 Закона N 53-ФЗ материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение).
Подпунктом "а" пункта 25 Положения предусмотрено, что финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы: среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно пункта 26 Положения осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзаце 4 и 5 подпункта "б" пункта 25 Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами N 704. При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В силу подпункта 2 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В пункте 3 Правил N 704 определено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 этих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4).
Ограничения для указанных выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов в Правилах N 704 не предусмотрены.
В пункте 5 Правил N 704 указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил N 704 осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
Предусмотренная пунктом 4 Правил N 704 процедура компенсации расходов обществом соблюдена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения N 922, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате.
Участвующие в деле лица доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка не представили.
Как установил суд первой инстанции, не опровергли участвующие в деле лица и апелляционный суд, произведенный истцом расчет компенсации соответствует имеющимся в материалах дела платежным поручениям о выплате заработной платы работнику, проходившему военные сборы в спорный период, основан на правильном применении вышеуказанным норм права, а также абзацу первому подпункта "а" пункта 25 Положения, включающему в состав компенсации помимо заработной платы в том числе соответствующие начисления на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Доводы ответчика, поддержанные судом апелляционной инстанции, о том, что впоследствии выявлено несоответствие периода медицинского обследования; медицинское обследование работник проходил с 13.03.2019 по 19.03.2019, вместо ранее отраженной информации с 11.03.2019 по 20.03.2019, правильно отклонены судом первой инстанции. В данном случае неверные сведения, на основании которых произведена выплата работнику, исходили от ответчика, следовательно, в его действиях имеется вина, которая повлекла для истца неблагоприятные последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 по делу N А53-44473/2019 отменить, решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2020 по названному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренная пунктом 4 Правил N 704 процедура компенсации расходов обществом соблюдена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
...
Как установил суд первой инстанции, не опровергли участвующие в деле лица и апелляционный суд, произведенный истцом расчет компенсации соответствует имеющимся в материалах дела платежным поручениям о выплате заработной платы работнику, проходившему военные сборы в спорный период, основан на правильном применении вышеуказанным норм права, а также абзацу первому подпункта "а" пункта 25 Положения, включающему в состав компенсации помимо заработной платы в том числе соответствующие начисления на фонд оплаты труда по месту постоянной работы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф08-9536/20 по делу N А53-44473/2019