Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом департамента
потребительской сферы и
регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края
от 07.11.2023 N 296
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2024 год
I. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора)
В соответствии с Положением о департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент), утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 декабря 2015 г. N 1346, департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При осуществлении департаментом вышеуказанного вида государственного контроля (надзора) проведение мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - профилактические мероприятия), предусмотрено в отношении таких видов подконтрольных субъектов как:
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции;
организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания (далее - подконтрольные субъекты).
По состоянию на 1 сентября 2023 г. на территории Краснодарского края осуществляют деятельность по розничной продаже алкогольной продукции 3101 организация, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, и 5918 индивидуальных предпринимателей, осуществляющих декларирование розничной продажи пива пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Всего на территории Краснодарского края действует 3873 лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в 12161 объекте, в том числе:
8880 объектов розничной торговли;
3281 объект общественного питания.
Количество организаций, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года уменьшилось на 3,24% (на 01.09.2022 года - 3205), при этом количество объектов общественного питания сократилось на 4,76% (на 01.09.2022 года - 3445), количество объектов розничной торговли выросло на 3,12% (на 01.09.2022-8611).
Объем розничной продажи алкогольной продукции в регионе за январь - август 2023 года составил 233 030,20 тыс. литров, в том числе объем реализованной алкогольной продукции, произведенной в регионе, составил 28% (64 913,53 тыс. литров).
Розничная продажа алкогольной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2022 года выросла на 13,94% (в январе - августе 2022 года объем розничной реализации алкогольной продукции составил 204 516,07 тыс. литров), объем реализованной алкогольной продукции, произведенной в регионе, увеличился на 7,17% (в январе - августе 2022 года объем реализованной алкогольной продукции, произведенной в регионе составил 60 567,71 тыс. литров).
Потребление алкогольной продукции в пересчете на безводный спирт на человека за январь - август 2023 года в регионе составило 3,82 л/чел, что на 12% больше чем за аналогичный период 2022 года (на 31 августа 2022 г. -3,41 л/чел).
Рост потребления алкогольной продукции, по данным Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), в первую очередь связан с легализацией рынка розничной продажи алкогольной продукции и повышением исполнительской дисциплины участников рынка по отражению легальных оборотов алкогольной продукции в системе ЕГАИС.
Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется департаментом на основании Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 декабря 2021 г. N 866 (далее - Положение N 866).
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом за январь - август 2023 года (далее - 2023 год) проведена 1 внеплановая выездная проверка, в ходе которой нарушений не выявлено, 32 внеплановых контрольных закупки и 926 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, из них:
574 наблюдения за соблюдением обязательных требований;
352 выездных обследования.
По результатам выявленных нарушений департаментом составлено 36 протоколов об административных правонарушениях в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе:
по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (без документов) - 25;
по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение особых требований) - 11.
Из незаконного оборота изъято 5589,59 литров алкогольной продукции.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях департаментом вынесено 1 постановление о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ (нарушение порядка декларирования), по материалу дела, направленному на рассмотрение по подведомственности органами полиции, 9 постановлений о назначении административных наказаний по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (в розлив в многоквартирных домах, нарушение расстояния до прилегающих территорий).
Для возбуждения исполнительного производства по принудительному взысканию денежных средств в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарском краю передано 2 дела.
По информации, поступившей из обращений граждан, департаментом в 2023 г. проведена работа по пресечению фактов реализации алкогольной продукции дистанционным способом.
Было выявлено 5 сайтов, предлагающих к приобретению алкогольную продукцию дистанционным способом в нарушение пункта 2.1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, в связи с чем департаментом направлены обращения в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с соответствующими сведениями в отношении указанных сайтов для рассмотрения и принятия решения о признании распространяемой ими информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В адрес департамента из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поступили подтверждения о принятии в отношении всех выявленных интернет-ресурсов решений об ограничении к ним доступа.
В ходе проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка алкогольной продукции в объектах розничной торговли (далее - ИАН), осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края, был обследовано 457 объектов, выявлены следующие нарушения:
реализация алкогольной продукции без лицензии;
розничная продажа алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований;
розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах;
розничная продажа алкогольной продукции с нарушением особых требований и правил.
Работа по пресечению нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции также проводится и путем применения механизма приостановления и аннулирования лицензий на розничную продажу алкогольной продукции.
Департаментом за истекший период 2023 г. вынесено 16 решений о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. В Арбитражный суд Краснодарского края подано 8 заявлений об аннулировании лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, по 5 заявлениям департамента судом приняты решения об аннулировании лицензий.
I.I. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
Департаментом активно проводится работа по предупреждению нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции. На 2023 г. разработана и утверждена приказом департамента от 2 ноября 2022 г. N 200 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2023 год" Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Программа профилактики), целями и задачами которой являются укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем активизации профилактической деятельности департамента, формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности, повышение прозрачности осуществляемой деятельности, повышение правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), департаментом проводится работа по направлению в адрес хозяйствующих субъектов предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять соответствующие меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
За 2023 г. организациям и индивидуальным предпринимателям объявлено 2358 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции (за аналогичный период 2022 г. объявлено 2613 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований).
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявлялись департаментом при наличии информации о следующих готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований:
а) оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ;
б) розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже установленной, в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ. За 9 месяцев 2022 г.;
в) искажение и (или) непредставление в установленные сроки деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ.
Департаментом также активно применяется новая форма профилактического мероприятия в виде проведения обязательных профилактических визитов, предусмотренных статей 52 Федерального закона N 248-ФЗ, в отношении организаций, впервые приступивших к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции на территории Краснодарского края. Всего проведено 98 профилактических визитов, в рамках которых предпринимателям разъяснены обязательные требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции и, в том числе, дополнительные требования, установленные на территории Краснодарского края законом Краснодарского края от 4 июня 2012 г. N 2497-КЗ "Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков".
В 2023 году на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
перечень обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе с нормативно-правовыми актами Краснодарского края;
обзор правоприменительной практики осуществления департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2022 году.
В разделе "Государственный контроль" на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" кроме того опубликованы:
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности департамента за 2017 - 2021 годы и ежегодные доклады об осуществлении департаментом контроля за розничной продажей алкогольной продукции за 2016 - 2022 годы и об эффективности такого контроля.
С целью повышения эффективности мероприятий по профилактике нарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции департаментом проводится активная работа по информированию населения о нарушениях, выявленных в сфере розничной продажи алкогольной продукции, об обязательных требованиях и мерах по их соблюдению путем размещения информации в СМИ, на официальном сайте департамента и в социальных сетях.
II. Цели и задачи реализации Программы профилактики
Целями программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Программа профилактики) являются:
Предупреждение нарушений подконтрольными субъектами, обязательных требований, соблюдение которых оценивается департаментом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Задачами Программы профилактики являются:
Укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем активизации профилактической деятельности департамента.
Формирование у всех участников контрольно-надзорной деятельности единого понимания обязательных требований при осуществлении предпринимательской деятельности.
Повышение прозрачности осуществляемой департаментом контрольно-надзорной деятельности.
Повышение правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
III. Перечень профилактических мероприятий
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
III.I. Информирование
Информирование подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется департаментом посредством размещения на пунктами 1 - 10, 12 - 14, 16 части 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется в течении года, по мере необходимости, следующими отделами департамента: отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом правового обеспечения, профилактики коррупции и государственной службы и кадров департамента.
III.II. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики проводится департаментом один раз в год. По итогам обобщения правоприменительной практики департамент обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя департамента и размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Ответственные за подготовку и опубликование доклада о правоприменительной практике отдел государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
III.III. Объявление предостережений
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований объявляются и направляются подконтрольным субъектам в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований направляются в течении года следующими должностными лицами департамента:
руководитель департамента;
заместитель руководителя департамента;
начальник отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
заместитель начальника отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
главный консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
ведущий консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
консультант отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента;
старший специалист 1 разряда отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения
о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в департамент либо в виде электронного документа, оформляемого в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля.
Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается Положением N 866.
Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
III.IV. Консультирование
Должностные лица департамента осуществляют консультирование:
1) в виде устных разъяснений на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита;
2) посредством размещения на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется органом контроля;
о порядке принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;
о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц органа контроля.
Консультирование осуществляется В течении года, по мере обращения подконтрольных субъектов и иных лиц, следующими отделами департамента.
отделом государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции; отделом правового обеспечения, профилактики коррупции и государственной службы и кадров департамента.
III.V. Профилактический визит
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности подконтрольных субъектов либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактический визит проводится в обязательном порядке в отношении организаций впервые приступающих к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Обязательный профилактический визит проводится не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности, с 1 по 12 месяцы 2024 года.
Сроки проведения обязательных профилактических визитов в 2024 году и перечень организаций, в отношении которых запланировано проведение обязательных профилактических визитов, указаны в приложении 2 к данной программе.
Ответственные за проведение профилактических визитов должностные лица отдела государственного контроля розничной продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции департамента.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
В целях оценки результативности и эффективности программы профилактики применяются показатели согласно приложению 1 к данной программе.
Заместитель руководителя |
Д.И. Юшкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.