г. Краснодар |
|
18 декабря 2020 г. |
Дело N А32-58189/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Федченко О.В. (доверенность от 10.12.2020), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Белруспродукт" (ИНН 7713732440, ОГРН 1117746626326), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белрспродукт" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А32-58189/2019, установил следующее.
ООО "Белруспродукт" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Новороссийской таможни (далее - таможня, таможенный орган), выразившихся во внесении изменений в ДТ N 10317090/281117/0019770, 10317090/281117/0019774, 10317090/281117/0019784, 10317090/281217/0022671, 10317090/100118/0000482, 10317090/170118/0001072, 10317090/240118/0001625, 10317090/160218/0003334, 10317090/160318/0006077, 10317090/290518/0012388, 10317120/081018/0003515 (далее - спорные ДТ) в части увеличения ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) до 18%, вследствие которых у общества возникла обязанность по доплате НДС и уплате пени.
Решением от 29.05.2020 суд удовлетворил заявленное обществом требование. Решение суда мотивировано тем, что спорные кормовые добавки являются однородными продуктами, состоящими из кормовых средств, и кормовыми смесями, в связи с чем при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) подлежит применению ставка НДС 10%. Необходимость применения к спорной продукции ставки НДС 10% подтверждена судебной практикой.
Постановлением от 25.08.2020 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 29.05.2020, отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции, указав на неверный вывод суда первой инстанции о том, что ввезенный обществом товар содержит признаки "продуктов, используемых для кормления животных" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" продовольственных товаров, в отношении которых применяется ставка НДС 10%, а также продовольственных товаров, облагаемых налоговой ставкой в размере 10% (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), перечисленных в пункте 2 статьи 164 Кодекса, сделал вывод о том, что ввезенная обществом по спорным ДТ кормовая добавка не входит в перечень продовольственных товаров, облагаемых по ставке 10%, в связи с чем отнесение таможней кормовой добавки, задекларированной по спорным ДТ к товару, облагаемому ставкой НДС 18%, является обоснованным.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель кассационной жалобы полагает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам данного дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд апелляционной инстанции не учел, что ввезенные обществом на таможенную территорию Российской Федерации по спорным ДТ кормовые добавки являются готовым продуктом, поскольку состоят из смеси нескольких питательных веществ, перед употреблением не требуют дополнительного приготовления и предназначены для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, т. е. произведенных в хозяйстве, кормов. Суд апелляционной инстанции не принял во внимание заключение специалиста Акимова В.Н., согласно которому кормовые добавки Нутракор и Нутракор FB60L производства компании WAWASAN AGROLIPIDS SDN BHD (Малайзия) одновременно охватываются признаками кормовых смесей, а также не учел, что таможня не оспаривает правомерность классификации кормовых добавок Нутракор и Нутракор FB60L в товарной позиции 2309 ТН ВЭД, тем самым, признавая, что спорные кормовые добавки являются готовыми кормами, а также то, что вступившим в силу постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 однозначно установлено, что кормовые добавки входят в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы", одновременно могут являться и (или) зерном, и (или) комбикормом, и (или) кормовыми смесями, и (или) зерновыми отходами, поэтому в отношении кормовых добавок, классифицируемых в товарной позиции 2309 90 ТН ВЭД должна применяться пониженная налоговая ставка НДС в размере 10%.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.
Обществом подано ходатайство о приостановлении производства по данному делу до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по делу N А56-55529/2019 на судебные акты по которому подана кассационная жалоба. В связи с отсутствием оснований для приостановления производства по делу (статьи 143, 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) ходатайство удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя таможни, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в период с ноября 2017 года по октябрь 2018 года во исполнение внешнеторгового контракта 11.07.2016 N КБ00000061, заключенного ООО "Белруспродукт" (покупатель) и фирмой WAWASAN AGROLIPIDS SDN BHD, Малайзия (продавец), на условиях поставки CIF-Новороссийск ввезло на таможенную территорию Российской Федерации задекларированный по спорным ДТ товар - продукт готовый, используемый для кормления продуктивных животных, кормовые добавки в гранулах Нутракор и Нутракор FB60L производства компании WAWASAN AGROLIPIDS SDN BHD (Малазия), состоящие из смеси жирных кислот пальмового масла (сырого жира) и кальция (Нутракор) или лецитина (Нутракор FB60L), не содержит ГМО, код ТН ВЭД 2309 90 9609 "продукты, используемые для кормления животных, прочие, прочие, прочие", ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, ставка НДС - 10%.
Таможня выпустила товар в таможенной процедуре для внутреннего потребления в установленные сроки.
В течение 2019 года таможня провела камеральные таможенные проверки правомерности применения обществом ставки НДС в размере 10% в отношении, в том числе товара, ввезенного по спорным ДТ (акты камеральной таможенной проверки от 20.05.2019, 30.09.2019), по результатам которых пришла к выводу об отсутствии оснований для предоставления декларанту льгот по уплате НДС в виде пониженной ставки НДС 10%. Таможенный орган 04.09.2019 посредством форм корректировок деклараций на товары (КДТ) внес в спорные ДТ соответствующие изменения, в части увеличения ставки НДС с 10% на 18%, в связи с чем, у общества возникла обязанность по уплате дополнительно начисленных таможенных платежей и пени.
Не согласившись с действиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное обществом требование суд первой инстанции руководствовался положениями статей 74, 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовал на момент ввоза товара, задекларированного по ДТ N 10317090/281117/0019770, 10317090/281117/0019774, 10317090/281117/0019784, 10317090/281217/0022671), статей 1, 46, 49, 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (действовал на момент ввоза товара, задекларированного по ДТ N 10317090/100118/0000482, 10317090/170118/0001072, 10317090/240118/0001625, 10317090/160218/0003334, 10317090/160318/0006077, 10317090/290518/0012388, 10317120/081018/0003515), статьей 164 Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, утвердившим Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКП, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% (далее - Перечень N 1) и Перечень в соответствии с ТН ВЭД (Перечень N 2), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908" (далее - Постановление N 1487), Правилами сертификации кормов и кормовых добавок на соответствие установленным требованиям, утвержденными Госстандартом России 23.08.1994, и сделал вывод об отсутствии у таможни правовых оснований для отказа обществу в применении ставки НДС 10% в отношении товара, ввезенного по спорным ДТ.
При этом суд исходил из того, что согласно примечанию 1 к Перечню N 2 для целей применения Перечня N 2 следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара. Следовательно, для целей применения таможней налоговой ставки 10% в отношении товаров, позиция которых в соответствии с ТН ВЭД 2309 90 включена в Перечень, необходимо, чтобы наименование ввозимого товара соответствовало наименованию, указанному в Перечне. В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня N 2 поименованы "Продукты, используемые для кормления животных - 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)". В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня N 2 поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)". Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Из Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденных Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 (Том I. Разделы I - VI. Группы 01 - 28), следует, что в товарную позицию 2309 включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные: для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм); для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки); или для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок. Готовые продукты, в свою очередь, подразделяются на полноценный корм (пункт пояснений к товарной позиции 2309), кормовые добавки - готовые продукты для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве кормов (пункт (Б) пояснений), и на готовые продукты, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок, описанных выше в пунктах (А) и (Б) (пункт пояснений), в том числе продукты, известные в торговле как "премиксы". Из буквального содержания Перечня N 2 следует, что критерием отнесения ввезенного товара к продуктам, используемым для кормления животных, является его назначение, то есть продукт должен использоваться для кормления животных. Каких-либо исключений, касающихся способа использования (в чистом виде, путем добавления в другой корм или смешивания с другим кормом), Перечень N 2 не содержит. Постановлением N 1487, вступившим в силу 01.04.2019, в Перечень N 2 внесены изменения и он изложен в следующей редакции: "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".
Отклоняя довод таможни о том, что до 01.04.2019 в Перечне N 2 такой товар как "кормовая добавка" отсутствовал, а постановление N 1487, которым в Перечень включен новый товар "кормовая добавка", не имеет обратной силы, следовательно, к ввозимым товарам до 01.04.2019 должна была применяться ставка НДС - 18%, суд первой инстанции обоснованно указал, что Правительство Российской Федерации не дополнило Перечень N 2 новыми видами продуктов, а изложило его в новой редакции, исключающей его неоднозначное толкование; указанным нормативным правовым актом установлено, что кормовые добавки входят в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы". Кормовые добавки одновременно могут являться и (или) зерном, и (или) комбикормом, и (или) кормовыми смесями, и (или) зерновыми отходами. В связи с этим в отношении них должна применяться пониженная налоговая ставка НДС 10%.
Сославшись на положения пункта 2.3 Правил сертификации кормов и кормовых добавок на соответствие установленным требованиям, утвержденных Госстандартом 23.08.1994, согласно которому комбикорма и кормовые смеси вместе с белково-витаминными добавками являются кормами и входят в одну и ту же группу однородной продукции, для которой применяется льгота в виде налоговой ставки 10% по НДС, суд первой инстанции отметил, что кормовые добавки фактически являются продуктами, используемыми для кормления животных, и предназначены для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу.
Суд первой инстанции принял во внимание, что на протяжении нескольких лет Минсельхоз и Минфин России неоднократно подтверждали, что в отношении кормовых добавок должна применяться налоговая ставка НДС в размере 10% (письма от 28.10.2016 N ИЛ-25-23/11799, 13.07.2017 N 03-07-03/44559, 07.02.2018 N 03-07/7048, 25.04.2018 N 03-07-07/28111, 28.04.2018 N 03-07-07/29398, 25.06.2018 N 03-07-07/43513), а также сослался на наличие судебной практики о применение ставки НДС 10% к кормовым добавкам Нутракор и Нутракор FB60L, производства компании WAWASAN AGROLIPIDS SDN BHD согласно которой кормовая добавка Нутракор и Нутракор FB60L производства компании WAWASAN AGROLIPIDS SDN BHD (Малайзия) является продуктом, используемым для кормления животных, и предназначена для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10% по НДС.
Отменив решение суда первой инстанции от 29.05.2020 и, отказав в удовлетворении заявленного обществом требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ввезенная и задекларированная обществом кормовая добавка не входит в перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается НДС по ставке 10%, в связи с чем, отнесение таможней спорной кормовой добавки, задекларированной по спорным ДТ к товару, облагаемому налоговой ставкой 18%, является обоснованным. Суд апелляционной инстанции сослался на заключения таможенных экспертов, согласно которым задекларированный обществом товар не является готовым продуктом, используемым для кормления животных, а является кормовой добавкой к основному корму животных, не оценив другие доказательства, тогда как экспертное заключение является одним из доказательств по делу и подлежит исследованию и оценке, в том числе, в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.
Сделав вывод о том, что ввезенная и задекларированная обществом кормовая добавка не входит в перечень продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Согласно примечанию к группе 23 ТН ВЭД в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
Из Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД следует, что в данную товарную позицию включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ, предназначенные: (1) для обеспечения животных рациональным и сбалансированным повседневным рационом (полноценный корм); (2) для получения подходящего повседневного рациона путем добавления в хозяйственный (то есть произведенный в хозяйстве) корм органических или неорганических веществ (кормовые добавки); (3) для использования при приготовлении полноценных кормов или кормовых добавок. Готовые продукты в свою очередь подразделяются на полноценный корм (пункт (А) Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД), на кормовые добавки - готовые продукты для дополнения (сбалансирования) хозяйственных, то есть произведенных в хозяйстве кормов (пункт (Б) Пояснений), и на готовые продукты, используемые для приготовления полноценных кормов или кормовых добавок, описанных выше в пунктах (А) и (Б) (пункт (В) Пояснений), в том числе продукты, известные в торговле как "премиксы".
Таким образом, критерием для отнесения ввезенного товара к продуктам, используемым для кормления животных, является его назначение, то есть продукт должен использоваться для кормления животных. Каких-либо исключений, касающихся способа использования (в чистом виде, путем добавления в другой корм или смешения с другим кормом), Перечень не содержит, что обоснованно учтено судом первой инстанции.
Суд первой инстанции исследовал представленные в материалы дела доказательства относительно состава, свойства и способа применения ввезенных кормовых добавок, учел сложившуюся судебную практику относительно аналогичного товара и, установив, что ввезенный по спорным ДТ товар является однородным продуктом, состоящим их кормовых средств, предназначенных для удовлетворения физиологических потребностей сельскохозяйственных животных и птицы в питательных веществах и энергии, которые обеспечивают эффективное использование рационов животными, в связи с чем охватываются признаками кормовых смесей, определенных ГОСТом 23153-78, пришел к правильному выводу о том, что кормовые добавки фактически являются продуктами, используемыми для кормления животных, предназначены для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, т. е. в целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10%.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 N 308-ЭС20-719, 19.10.2020 N 307-ЭС20-15078.
Указав, что для применения ставки НДС 10% в отношении ввезенного обществом товара, наименование этого товара должно быть указано в Перечне наряду с кодом товара по ТН ВЭД, что является обязательным условием для применения ставки НДС 10%, тогда как это условие не соблюдено, суд апелляционной инстанции не учел, что постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 N 1487 в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской позиция "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" изложена в следующей редакции: "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 18.07.2019 N 2175-О указал, что Правительство Российской Федерации отнесло к продовольственным товарам, облагаемым по ставке 10%, в частности, продукты, используемые для кормления животных, относящиеся к коду 2309 90 ТН ВЭД, за исключением корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак (Перечень кодов видов продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2004 N 908). Каких-либо иных исключений данное положение в силу его буквального содержания не предполагает. Кроме того, как указал Конституционный суд Российской Федерации, положение Перечня кодов видов продовольственных товаров изменено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 1487 и указывает на налогообложение по ставке 10% продуктов, используемых для кормления животных, относящихся к коду 2309 90 ТН ВЭД, в том числе кормов растительных, кормов животных сухих, премиксов, кормовых добавок, комбикормов, концентратов белково-витаминно-минеральных, концентратов амидо-витаминно-минеральных, концентратов и смесей кормовых, за исключением продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий. Таким образом, в отношении кормовых добавок, отнесенных к коду 2309 90 ТН ВЭД, ввезенных по спорным ДТ нормативное положение не содержит неопределенности относительно применения льготной ставки НДС 10%.
Вывод суда первой инстанции о том, что ввезенная обществом по спорным ДТ продукция отвечает всем условиям определения кормовой добавки, относится к продуктам, используемым для кормления животных, и в отношении данной продукции подлежит применению ставка НДС 10%, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и является правильным, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для его отмены.
С учетом изложенного, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по делу N А32-58189/2019 отменить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.05.2020 по делу N А32-58189/2019 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный суд Российской Федерации в определении от 18.07.2019 N 2175-О указал, что Правительство Российской Федерации отнесло к продовольственным товарам, облагаемым по ставке 10%, в частности, продукты, используемые для кормления животных, относящиеся к коду 2309 90 ТН ВЭД, за исключением корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак (Перечень кодов видов продовольственных товаров, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2004 N 908). Каких-либо иных исключений данное положение в силу его буквального содержания не предполагает. Кроме того, как указал Конституционный суд Российской Федерации, положение Перечня кодов видов продовольственных товаров изменено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 1487 и указывает на налогообложение по ставке 10% продуктов, используемых для кормления животных, относящихся к коду 2309 90 ТН ВЭД, в том числе кормов растительных, кормов животных сухих, премиксов, кормовых добавок, комбикормов, концентратов белково-витаминно-минеральных, концентратов амидо-витаминно-минеральных, концентратов и смесей кормовых, за исключением продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий. Таким образом, в отношении кормовых добавок, отнесенных к коду 2309 90 ТН ВЭД, ввезенных по спорным ДТ нормативное положение не содержит неопределенности относительно применения льготной ставки НДС 10%."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 декабря 2020 г. N Ф08-10594/20 по делу N А32-58189/2019