г. Краснодар |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А32-21873/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экспромт" (ИНН 2315187719, ОГРН 1142315002565) - Рудометовой М.П. (доверенность от 12.11.2019), в отсутствие заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации муниципального образования город Новороссийск, Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А32-21873/2020, установил следующее.
ООО "Экспромт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата), администрации муниципального образования г. Новороссийск (далее - администрация), МКУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Новороссийск" (далее - учреждение) со следующими требованиями:
- признать действия управления, выразившиеся в отказе, изложенном в решении от 28.02.2020 N 23/20-47034, в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в наименовании "административно-бытового здания" (литера А) площадью 2357,1 кв. м, с кадастровым номером 23:47:0301018:51, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сипягина/Бирюзова/Видова на "здание гостиницы";
- возложить на управление обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления государственного кадастрового учета изменений в наименовании "административно-бытовое здание" (литера А) площадью 2357,1 кв. м, с кадастровым номером 23:47:0301018:51, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сипягина/Бирюзова/Видова на "здание гостиницы" и выдать выписку из ЕГРН о государственной регистрации права.
Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявило частичный отказ от требований к кадастровой палате, администрации и учреждению.
Заявление общества о частичном отказе от требований суды расценили как заявление об уточнении круга лиц участвующих в деле (заинтересованных лиц).
Решением суда от 24.08.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2020, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Заявитель указывает на то, что действующим законодательством не урегулированы правила присвоения наименований объектам недвижимости и порядок их изменений. В связи с этим положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Дополнительно на государственный кадастровый учет заявитель не представил никаких документов. В связи с истечением срока приостановления 28.02.2020 и не устранением причин указанных в уведомлении о приостановлении, государственный регистратор принял решение об отказе государственного кадастрового учета изменений в отношении спорного объекта. Наименование объекта недвижимости является характеристикой дополнительной, она не учитывается при оценке объекта недвижимости, в том числе при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, и не влияет на идентификацию объекта.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество с 02.09.2014 является собственником земельного участка площадью 2205 кв. м с кадастровым номером 23:47:0301027:38, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: гостиницы, апарт-отели, мотели, доходные дома, иное временное жильё, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Бирюзова.
На указанном земельном участке находится объект капитального строительства - административно-бытовое здание (литера А) площадью 2357,1 кв. м, с кадастровым номером 23:47:0301018:51, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Сипягина/Бирюзова/Видова, принадлежащий обществу (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.10.2015 N 23-23/021-23/021/600/2015-3294/2).
На земельном участке с кадастровым номером 23:47:0301027:38 также расположено здание гостиницы (литера Б) площадью 1380,2 кв. м с кадастровым номером 23:47:0301018:52, граничащее со спорным объектом.
Основной вид деятельности заявителя - "55.10 деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания".
Объект используется заявителем в качестве гостиницы, что не противоречит установленному основному виду деятельности и Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск, утвержденным решением городской Думы от 23.12.2014 N 439.
В целях приведения в соответствие наименования объекта с его фактическим использованием, общество обратилось в учреждение с заявлением об изменении наименования объекта.
25 сентября 2019 года учреждение направило заявителю письмо, в котором отказало в изменении наименования объекта со ссылкой на часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), в соответствии с которой основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования; принятие решений об изменении назначения зданий не входит в полномочия учреждения.
07 ноября 2019 года общество приняло решение "Об изменении наименования здания в связи с изменением вида фактического использования", присвоив данным решением спорному зданию наименование "здание гостиницы" и обратилось в управление с заявлением N 23-0-1-193/3101/2019-4157 о государственном кадастровом учете изменений в наименовании недвижимого имущества.
Уведомлением от 26.11.2019 управление приостановило государственный кадастровый учет в отношении здания с кадастровым номером 23:47:0301018:51, расположенного по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Новороссийск, Центральный округ, ул.Сипягина/Бирюзова/Видова, до 26.02.2020 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заявление не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Уведомлением от 19.12.2019 управление повторно приостановило государственный кадастровый учет до 26.02.2020, в связи с невозможностью возобновления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
28 февраля 2020 года управление приняло решение N 23/20-47034 об отказе в удовлетворении заявления о внесении изменений в сведения государственного кадастрового учета, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество; представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Регистратор указал, что в соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ, наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 Закона N 218-ФЗ вносятся в уведомительном порядке.
Полагая, что действия управления являются незаконными, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 286 Кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 1 Закона N 218-ФЗ указано, что реестр представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Законом сведений (часть 2), под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в реестр сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 7).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью реестра, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно частям 2, 3 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение в реестр дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом N 218-ФЗ, если внесение этих сведений не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Дополнительные сведения об объекте недвижимости, к которым относится наименование объекта недвижимости, могут вноситься в реестр, как в порядке межведомственного взаимодействия, так и в уведомительном порядке. При этом ограничением для внесения таких сведений в уведомительном порядке являются случаи, когда внесение этих сведений влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В уведомительном порядке в кадастр недвижимости вносятся сведения об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости, сведения о назначении единого недвижимого комплекса, если объектом недвижимости является единый недвижимый комплекс, сведения о назначении предприятия как имущественного комплекса, если объектом недвижимости является предприятие как имущественный комплекс.
Суды указали, что изменение наименования объекта не относится к случаям, перечисленным в указанной выше норме закона, однако это не означает запрета на внесения сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке.
Положения статьи 38 Закона N 218-ФЗ устанавливают порядок внесения указанных в норме дополнительных сведений в реестр в уведомительном порядке, но не устанавливают запретов на внесение сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке.
Частью 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в реестр.
Закон N 218-ФЗ не содержит нормы, которая регламентировала бы порядок внесения в реестр дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке, а также не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления направлять такие сведения для внесения в реестр в порядке межведомственного взаимодействия. Однако это обстоятельств не может служить основанием для отказа во внесении таких сведений.
В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Суды установили, что решением городской Думы муниципального образования г. Новороссийск от 22.11.2011 N 158 утвержден генеральный план городского округа муниципального образования г. Новороссийск (с изменениями от 27.03.2018 N 281). Схемой функционального зонирования генерального плана рассматриваемый земельный участок, отнесен к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения. В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования г. Новороссийск земельный участок отнесен к зоне общественного и коммерческого назначения местного значения ОД-2. Вид разрешенного использования "гостиницы, апарт-отели, мотели, доходные, гостевые дома, иное временное жилье" относится к основным видам разрешенного использования земельных участков зоны ОД-2.
Исследовав и оценив, представленные в материалы доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что изменение наименования объекта капитального строительства в целях приведения в соответствие наименования объекта с его фактическим использованием, внесение в реестр таких сведений, а также изменение таких сведений возможно в заявительном порядке, без межведомственного информационного взаимодействия.
Отказ регистрирующего органа в изменении наименования объекта недвижимости, ранее поставленного на учет, по мотиву отсутствия законодательно установленного порядка внесения таких изменений, без проведения надлежащей правовой экспертизы представленных обществом документов, обоснованно признан судами необоснованным, противоречащим принципу достоверности сведений ЕГРН и публичному интересу.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 N 304-ЭС19-11268.
Суды правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по делу N А32-21873/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон N 218-ФЗ не содержит нормы, которая регламентировала бы порядок внесения в реестр дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в уведомительном порядке, а также не содержит нормы, обязывающей органы местного самоуправления направлять такие сведения для внесения в реестр в порядке межведомственного взаимодействия. Однако это обстоятельств не может служить основанием для отказа во внесении таких сведений.
В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
...
Отказ регистрирующего органа в изменении наименования объекта недвижимости, ранее поставленного на учет, по мотиву отсутствия законодательно установленного порядка внесения таких изменений, без проведения надлежащей правовой экспертизы представленных обществом документов, обоснованно признан судами необоснованным, противоречащим принципу достоверности сведений ЕГРН и публичному интересу.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2019 N 304-ЭС19-11268."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2020 г. N Ф08-11317/20 по делу N А32-21873/2020