г. Краснодар |
|
22 декабря 2020 г. |
Дело N А63-2146/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании заявителя - конкурсного управляющего Орлова Максима Евгеньевича общества с ограниченной ответственностью "ОКС Севкавстройинвест" (ИНН 2627019445, ОГРН 1022603423259), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А63-2146/2020, установил следующее.
Конкурсный управляющий Орлов М.Е. ООО "ОКС Севкавстройинвест" (далее - общество) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 66% площадью застройки 127 кв. м с кадастровым номером 26:35:000000:3250 и возложении обязанности на управление осуществить государственную регистрацию на объект незавершенного строительства.
Решением суда от 17.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.09.2020, требования удовлетворены. Решение управления от 15.11.2019 N 26/159/011/2019-2812 об отказе в государственной регистрации признано незаконным. На управление возложена обязанность осуществить регистрацию права собственности общества на объект незавершенного строительства степенью готовности 66% площадью застройки 127 кв. м с кадастровым номером 26:35:000000:3250.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. Заявитель указывает, что управление правомерно приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, поскольку общество не предоставило на регистрацию документ, подтверждающий права на земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером 26:35:000000:3250.
В отзывах на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, Марьинский территориальный отдел администрации Кировского городского округа Ставропольского края указал на законность судебных актов, а также отметил, что права администрации не затронуты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.2013 по делу N А63-2267/2011 прекращена процедура внешнего управления, общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Орлов М.Е.
Конкурсный управляющий в ходе исполнения своих полномочий выявил недвижимое имущество, принадлежащее обществу, право собственности на которое не зарегистрировано за должником в установленном порядке, а именно: объект незавершенного строительства степенью готовности 66% площадью застройки 127 кв. м с кадастровым номером 26:35:000000:3250.
5 августа 2019 года общество обратилось в управление с заявлением о регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 26:35:000000:3250.
15 августа 2019 года управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации; заявителю направлено уведомление N 26/159/011/2019-2812, в котором предложено представить документ, подтверждающий наличие прав в отношении земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, и разрешение на строительство.
Согласно расписке от 05.08.2019 N 26/159/011/2019-2812 заявитель предоставил для регистрации следующие документы: акт обследования объекта недвижимого имущества от 20.08.2018 N 35-64; документ, подтверждающий оплату государственной пошлины от 24.07.2019 N 7; кадастровый паспорт от 28.04.2015; заявление о государственной регистрации права собственности.
По расписке от 27.08.2019 N 26/159/011/2019-3116 заявитель представил дополнительно: доверенность от 24.07.2019 N 6639908, копию паспорта, договор аренды земельного участка от 17.05.2004 N 28/04, заявление на регистрацию дополнительных документов от 27.08.2019, письмо Марьинского территориального отдела администрации Кировского городского округа Ставропольского края от 22.05.2019 N 460, уведомление о приостановлении государственной регистрации от 09.03.2016, разрешение на строительство от 06.07.2009 N 17.
Согласно расписке от 30.10.2019 N 26/159/011/2019-3944 заявитель представил: справку обследования земельного участка от 16.10.2019, заявление на регистрацию дополнительных документов от 30.10.2019, доверенность от 22.10.2019 N 61АА6867426.
По результатам проведения правовой экспертизы документов управление приняло решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.11.2019 N 26/159/011/2019-2812. Решение обосновано тем, что заявитель не представил документ, подтверждающий наличие прав в отношении земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, а также разрешение на строительство.
Полагая, что отказ управления является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Кодекса для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
С государственной регистрацией Закон N 218-ФЗ связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
Обязательными этапами проведения государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункты 2 и 8 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, указанных в статье 26 данного Закона, в течение срока приостановления служит основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства и фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. Правовых препятствий для осуществления управлением регистрационных действий, с учетом представленных обществом документов, не имелось. В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок представлен договор аренды земельного участка от 17.05.2004 N 28/04. К заявлению также приложено разрешение на строительство от 06.07.2009 N 17.
На земельном участке 26:35:020405:10 расположены объекты незавершенного строительства, в том числе, спорный.
Как разъяснено в пункте 24 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции от 25.01.2013 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73), в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании, помимо прочего, документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком.
В рассматриваемом пункте отмечено, что судам следует иметь в виду, указанное положение не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек.
В связи с этим отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что срок аренды земельного участка, на котором был возведен объект незавершенного строительства, истек, противоречит закону.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по делу N А63-2146/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом пункте отмечено, что судам следует иметь в виду, указанное положение не препятствует государственной регистрации права собственности на созданный в период действия договора аренды объект незавершенного строительства, если к моменту подачи заявления о государственной регистрации срок аренды истек.
В связи с этим отказ в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства только на основании того, что срок аренды земельного участка, на котором был возведен объект незавершенного строительства, истек, противоречит закону.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 декабря 2020 г. N Ф08-9601/20 по делу N А63-2146/2020